Урок на тему "Домашние лошади. Их значение в жизни человека"

Разделы: Биология


Цели:

  • Образовательные: познакомить учащихся с некоторыми историческими сведениями о диких предках домашней лошади, породами лошадей. Раскрыть перед учащимися значение домашней лошади в жизни человека.
  • Развивающие: развивать внимание, любознательность, логическое мышление, речь, навыки самоконтроля.
  • Воспитательные: воспитывать познавательный интерес, любовь к живой природе, Родине.

Тип урока: обобщающий.

Форма: ролевая игра.

Оборудование: Иллюстрации, фотографии, схемы, таблицы, натуральные объекты, видеофильм "Лошади Алтая", аудиозапись.

Ход урока

Организационный момент, сообщение темы и целей урока.

Итак, ребята, всё ли готово к уроку?

Сегодня мы поговорим об одном из самых удивительных животных, которое находится с нами рядом уже около трёх тысяч лет.

В русской азбуке для детей, изданной в 1848 году, были такие слова "Не наделив человека крыльями, небо взамен даровало ему лошадь. Это статное и красивое животное, которое с быстротой молнии переносит нас с одного места на другое".

Тема нашего урока "Домашние лошади. Их значение в жизни человека".

Давайте ознакомимся с планом урока (учащиеся читают вопросы плана урока).

(Учитель читает записку, которую передал ему учащийся). Минуточку, поступило предложение провести занятие в нестандартной форме. Кто - "за"?

(Классная комната превращается в зал заседаний, учащиеся - в членов международного космического агентства, учитель - в журналиста).

Работа по теме урока.

Журналист. Уважаемые телезрители. Сегодня мы с вами можем стать свидетелями великого события. Сейчас в этом зале начнётся заседание членов комиссии международного космического агентства. Они уже несколько дней решают вопрос, какое животное достойно представлять фауну планеты Земля на Марсе, с жителями которого установлен контакт.

Многие кандидатуры уже были отклонены, поэтому пройдет ли домашняя лошадь этот отбор ещё не известно. Заседание ведёт председатель комиссии. Кажется, заседание уже началось, давайте будем вместе следить за ходом событий.

Председатель комиссии. Уважаемые коллеги, давайте ещё раз тщательнейшим образом рассмотрим кандидатуру домашней лошади. Я считаю, что она, как верный друг человека, достойна стать представителем домашних животных на другой планете.

Член комиссии. Почему же, интересно?

Председатель комиссии. Я едва ли преувеличу, если скажу, что для нас союз с лошадью был одним из самых плодотворных из всех союзов, когда-либо заключенных с животными. Лошади - из отряда буйных носорогов и своенравных зебр, но их подчинение воле человека похоже на разумное согласие между существами, объединенными общей целью. Из всего разнообразия животного мира люди удачно выбрали лучшего представителя. Взгляните на лошадь (демонстрируется рисунок лошади). Её вогнутая спина как будто специально создана для седла, её удлинённая морда и плечи - для хомута, и только у неё во рту возможны удила. Её ноги - для быстрого бега; её копыта - для подков, а её неутомимость в работе выше, чем у такого силача, как слон.

Член комиссии. Позвольте вопрос. А кто же был их предком?

Ипполог. Очень уж был интересен этот далёкий предок - эогиппус, величиной с небольшую собаку. Но изменился климат на Земле, на смену эогиппусам пришли гиппарионы. Это были уже довольно крупные животные, напоминавшие быстроногих газелей. На Земле снова стали меняться природные условия, вымерли гиппарионы. А самым прямым предком домашней лошади был тарпан (некрупная, но выносливая и отважная лошадка).

Историк. Однако, коллеги, дело в том, что человек приручил лошадь не для того, чтобы скакать на ней или перевозить грузы. Вернее представить себе, что она постепенно одомашнивалась для питания. Предполагают, что всё могло начаться с приручения жеребят, пойманных охотниками.

Ипполог. Так или иначе, лошади начали одомашниваться в 4-ом веке до нашей эры, и процесс этот продолжался 5-6 веков.

Член комиссии. Ну, что же это действительно достойная история.

Председатель комиссии. Как будем оформлять сопроводительный документ к контейнеру с биологическим материалом?

Член комиссии. А что разве не сама лошадь полетит к нашим братьям по разуму?

Историк. Ну что вы, вспомните, в каком веке мы живём. Полетят на другую планету клетки животного, а там ученые создадут клоны, точные копии нашей лошадки.

Член комиссии. Я предлагаю выслать следующее письмо.

Биолог. По-моему, вы, коллега, перестарались, даже я ничего не могу разобрать, не то, что инопланетяне.

Член комиссии. Всё просто. (Демонстрируется схема "Биологические особенности лошади")

Историк. А как наши друзья узнают о том, как выглядит лошадь?

Член комиссии. Мы вышлем им конский волос из гривы животного. Полюбуйтесь.

Историк. Этого мало. Что ещё?

Член комиссии. Может быть, этот плакат? (Демонстрирует фото лошади)

Историк. Тогда уж вот эту картину, всё-таки произведение искусства.

Журналист. Уважаемые телезрители, перед вами знаменитая "Всадница" художника Брюллова. Красивая женщина на роскошной лошади.

Так что ещё члены комиссии хотят выслать марсианам?

Член комиссии. И ещё, маленькую копию лошади. (Демонстрируется игрушка-лошадь с упряжью)

Председатель комиссии. Отлично. Какого цвета будет наша лошадь? Черная, а может быть белая?

Ипполог. Позвольте внести возражение. Лошадей не принято различать по цвету.

Председатель комиссии. А почему их различают?

Ипполог. По масти. Масть - это общая окраска лошади, плюс цвет хвоста и гривы. (Демонстрируются фотографии лошадей различных мастей).

Итак, вороной называется лошадь, у которой грива, хвост и туловище черного цвета.

Гнедая - рыжая лошадь, но с черным хвостом и гривой.

Каурая - рыжая лошадь, но хвост и грива светлые, а подпалины на морде - темнее.

Буланая - желто-песочная лошадь с черным хвостом, гривой и ногами.

Пегая - на любом фоне большие неправильной формы белые пятна.

Игреневая - шоколадного цвета с белой гривой и хвостом.

Так какая масть вам больше понравилась?

Председатель комиссии. С мастью лошади мы определимся позже. Давайте подумаем над тем, как объяснить назначение этой лошади нашим друзьям.

Член комиссии. Давайте составим сопроводительную записку. (По мере сообщения материала составляется сводная таблица)

Ипполог. Человек использует молоко, мясо и шкуру животного. Шкуры идут на изготовление кожи. В наши дни около одного миллиона лошадей забивают на мясо. Оно сладковато на вкус, но более ценное по пищевым своим качествам. Из конины изготавливают колбасы, копчености. Из молока кобылиц получают целебный напиток - кумыс. Кумыс называют "живой водой", так как в нем содержатся антибиотики, помогающие при лечении туберкулёза, желудочных заболеваний. Витаминов же в кобыльем молоке в 10 раз больше, чем в коровьем.

Историк. Из крови лошадей получают вакцину и сыворотку, которые спасают людей от различных болезней. Лошадей сначала сознательно заражают столбняком, дифтерией, ботулизмом, и когда животное выздоравливает, у неё берут кровь для приготовления сыворотки.

Биолог. Лошадь - это средство передвижения. Какой вездеход заменит пастуху верную лошадь? Она повинуется малейшему приказанию, а главное - человек доверяет ей. Огромные пространства на нашей земле покрыты труднопроходимыми местами. Отправляясь туда, люди уверенно чувствуют себя рядом с лошадьми. Дело не только в транспорте - верный друг сам

способен найти дорогу домой, доставить всадника или повозку к человеческому жилью, если с хозяином случилось несчастье. Да и что говорить, именно приручение коня натолкнуло человека на мысль о создании колеса - отправной точки развития техники.

Журналист. Уважаемые телезрители, только у нас в России придумали запрягать лошадей тройками. Раньше ни один праздник не обходился без тройки с бубенцами.

Член комиссии. Лошадь - рабочая сила. Ещё совсем недавно весь сельскохозяйственный инвентарь был рассчитан на применение коня. Мы

забыли, что значит слово "безлошадный". А ведь это для крестьянина значило последнюю степень обнищания, разорение! Лошадь пахала, везла косилку, грабли, молотилку.: Да мало ли где она работала! Коням-шахтерам, например, стоит поставить памятник. И трудились они не давным-давно, а в прошлом веке. Именно они - незрячие, голодные, больные ревматизмом, с надорванными мышцами - таскали уголь, который горел в топках поездов, везущих наши войска на Берлин!

Председатель комиссии. Лошадь дает человеку возможность заниматься таким видом спорта как конный. С тех пор, как лошадь стала домашней, скачки были всегда и у всех народов, имевших лошадей. Но нигде они не занимали в те времена столь почетного места, как у древних греков и римлян. (Демонстрируются рисунки). Именно тогда и были построены первые ипподромы. Конный спорт и конный туризм расширяют круг своих поклонников и любителей. Верховой ездой может заниматься каждый желающий - от мала до велика. Радость, которую человек получает от общения с лошадью, ни с чем несравнима. А при детских лечебных заведениях стали создавать конюшни и манежи, где больных детей обучают верховой езде. Иппотерапия (лечение общением с лошадью) помогает больным, например, с детским церебральным параличом, с задержкой в развитии.

Журналист. Лошади - источник любви, почитания и восхищения. Лошадь - удивительное существо. Врожденная грация, свобода и легкость, элегантность движений и стремление нравиться. Люди смотрят на коней, и в их душах оживают самые чистые и счастливые образы. Лошадь была почитаема у всех народов, знавших её. Перед вами икона Георгия Победоносца. Этот святой верхом на белом коне поражает копьём дракона - символа зла. Георгий Победоносец является покровителем воинов и защитником родины.

Вспомните легенды и сказки, в которых русские богатыри, витязи на добрых конях стоят на страже земли русской. Картина Васнецова так и называется "Богатыри" (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович).

И как здесь не вспомнить Конька-Горбунка из сказки Ершова. Этот конёк по первому зову своего друга Ивана-дурака приходил на помощь, спасал из беды. Стоило лишь произнести заклинание: "Сивка-бурка, вещая каурка (вещая - значит мудрая, умная), встань передо мной :" забыла, как там говорилось дальше. Давайте сейчас послушаем, как звучит это заклинание в песне М.Боярского "Сивка-бурка".

Физкультминутка.

Журналист. Давайте прочитаем нашу только что составленную таблицу.

(Учащиеся повторяют вопрос значения домашних лошадей в жизни человека).

Председатель комиссии. Время заседания подошло к концу, завтра мы продолжим рассматривать вопросы содержания и разведения домашних лошадей.

Журналист. Подождите, вы сегодня коснулись многих вопросов относительно домашних лошадей, но почему не обсудили породы лошадей, выведенных людьми. Ведь существует около 200 пород. Давайте я вам сейчас очень коротко расскажу об основных российских породах лошадей.

Условно все породы можно разделить на 3 группы. (Демонстрируется схема).

Тяжеловозные - они могут перевозить тяжелые грузы. Легкоупряжные отличаются быстротой бега. Их запрягают в телеги, перевозят они легкие грузы. Третьи - верховые, быстрые, словно ветер. Их используют для верховой езды.

К лучшим верховым лошадям относится лошадь ахалтекинской породы.

Уважаемые члены комиссии, откройте справочники и прочитайте об этой удивительной породе. (Учащиеся читают описание породы лошадей).

К верховым лошадям относится и донская порода. Появилась она в 18-19 веках, в те времена российские казаки с войн привозили трофеи заморских лошадей. При скрещивании местных пород с иностранными и появилась донская порода.

Из легкоупряжных лошадей славится орловский рысак. Эти лошади выводились благодаря стараниям графа Орлова, который поставил своей целью получить крупную, нарядную, выносливую лошадь, обладающую резвой рысью.

Из тяжеловозных пород лошадей наибольшую известность получил советский тяжеловоз. Он может перевозить груз массой в 2,5-3 т. Это крупные и сильные лошади.

Эти рисунки не передают той красоты животного. Мы сейчас посмотрим фильм о породах лошадей, которых содержат в конюшне Алтайского государственного ипподрома.

После просмотра вы должны перечислить те породы, о которых велась речь в фильме.

Закрепление изученного материала.

(После просмотра учебного фильма учащиеся выполняют задание: необходимо распределить породы лошадей на три основные группы).

Подведение итогов.

Журналист. Уважаемы члены комиссии, я не смогла записать на плёнку материал с вашего заседания, техника подвела. Поэтому ответьте мне очень коротко на основные вопросы, которые здесь обсуждались.

К какому отряду относится домашняя лошадь?

Каково значение домашней лошади в жизни человека?

Перечислите основные породы российских лошадей.

Подводится итог работы учащихся устно, у доски, выставляются оценки.

Домашнее задание. Прочитать статью учебника и ответить на вопросы.