Введение.
Современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того факта, что современные дети должны знать и уметь много больше, чем их сверстники 15-20 лет тому назад. Поэтому, одной из приоритетных задач, стоящих пред дошкольным образовательным учреждением, является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания, что требует широкого внедрения в педагогический процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.
Перед педагогами стоит задача уже в дошкольном возрасте закладывать позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, сбора информации, экспериментировании и применения полученных знаний, умений и навыков в играх и практической деятельности. Как показывает образовательная практика, такую возможность даёт метод проектов или проектное обучение. Он позволяет педагогам расширить образовательное пространство, придать ему новые формы и даёт возможность развития творческого, познавательного мышления ребёнка.
Основная часть.
В развитии и образовании дошкольника особую роль играет его общение с окружающими взрослыми и детьми, которые зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребенка в группе сверстников, во многом зависит его следующий путь личностного и социального развития.
Замечательный человек и актер Е. Леонов говорил: "Каждый ребенок рождается добрым и для доброй жизни. В том, что он постепенно теряет запас доброты, виноваты и детский сад, и школа, и, конечно, семья, из которой ушли шутка, юмор, игра". Жизнь на бегу, ее ускоренный темп мешает увидеть проблемы людей, живущих рядом, нуждающихся в помощи. Дети не видят положительного примера взрослых. Эти причины не способствуют формированию гуманного отношения детей к людям.
Проект "Добрый осьминожка" появился после просмотра детьми мультфильма, в котором папа осьминог своими ножками успевал делать много добрых дел для своих детей. Этот проект стал самым добрым и всеми любимым в детском саду. Своеобразное "шефство" над малышами позволило решить ряд задач: воспитать чуткое и заботливое отношение к малышам, развить у малышей навыки самообслуживания, расширить представления детей о социальных взаимоотношениях.
- Вы не поверите, однажды
Ребята в шутку, и всерьез
Из старшей группы все отважно
Узнать ответ решили на такой вопрос:
- Когда мы были малышами,
Мы тоже не могли одеться сами?
- Конечно, - воспитатель отвечал,-
Весь персонал вам в этом помогал
- Давайте тоже помогать
Деток на прогулку одевать:
Такой в итоге был ответ.
Так появился наш проект:
Цель проекта:
Усвоение детьми социальных и культурно-человеческих ценностей.
Задачи:
- Расширить представления детей о социальных взаимоотношениях;
- Развивать эмоциональную сферу дошкольников;
- Развивать мелкую моторику, сенсорные навыки малышей, навыки самообслуживания;
- Развивать у детей социальную компетентность;
- Обучать малышей сюжетно-ролевым действиям;
- Воспитывать чуткое и заботливое отношение к малышам;
- Воспитывать такие качества, как внимание, желание прийти на помощь;
- Воспитывать потребность радовать малышей своими добрыми делами, учить получать радость от факта бескорыстного дарения;
- Воспитывать целеустремленность, умение доводить начатое дело до конца.
Участники проекта:
Дети в возрасте от 5-6 лет;
Дети в возрасте от 2-3 лет;
Воспитатели.
Сроки реализации проекта:
Проект рассчитан на учебный год.
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный этап. | |
Содержание деятельности. | Сроки реализации |
1. Диагностика нравственных качеств, социальной компетентности детей старшей группы. | Сентябрь |
2. Изучение новых методик и технологий по вопросам нравственного воспитания детей. | |
3. Разработка этапов проекта. | |
2. Основной этап. | |
Содержание деятельности. | Сроки реализации |
1. Беседа с детьми: "Обязаны все твердо знать - малышкам нужно помогать". | Сентябрь |
2. Добрые дела: "Учим малышей одеваться на прогулку". | В течение года |
3. Совместное разучивание пальчиковых игр, подвижных игр. | Октябрь-апрель |
4. Изготовление игрушек-оригами для малышей. | |
5. Совместное проведение закаливающих процедур: "Закаляться вместе будем - про болезни позабудем!" | В течение года |
6. Театрализованные представления для детей младшей группы. | Ноябрь, февраль, апрель |
7. Совместный праздник "День мыльных пузырей". | Апрель |
3. Заключительный этап. | |
Содержание деятельности | Сроки реализации |
1. Обобщение итогов работы с детьми. | Апрель |
2. "Уголок добрых дел" - оформление. | |
3. Подготовка презентации о проделанной работе, выступление с отчетом на родительском собрании. | Май |
4. Выпуск альбомов: "Осьминожкин вернисаж", "Наши добрые дела". |
Результаты проекта:
- Базовое доверие к окружающему миру;
- Приобретение детьми младшего возраста навыков общения, самообслуживания;
- Формирование задатков сюжетно-ролевых действий и сенсорных навыков;
- Проявление внимания и заботливого отношения к тем, кто младше;
- Усвоение детьми основ нравственности;
- Создание альбома "Осьминожкин вернисаж".
Калейдоскоп мнений:
О нашем проекте прозвучало много теплых, добрых слов. Вот что сказали сами дети: "Нам понравилось помогать малышам. Интересно вместе с ними играть, гулять, просто дружить".
Воспитатель младшей группы: "Малыши группы с нетерпением ждут встреч с ребятами старшей группы, радостно их встречают. Контакт со старшими детьми способствует более быстрому формированию навыков самообслуживания у детей младшего возраста".
А это слова воспитателя старшей группы: "Проект учит детей общаться друг с другом, проявлять внимание и заботу. В этом взаимодействии скрыты колоссальные возможности для развития человека".
Мнение родителей: "Дети узнали, что такое настоящая дружба и как можно помогать друг другу".
И еще один важный результат: у детей появилось чувство долга, желание прийти на помощь. Не секрет, что каждый родитель и воспитатель мечтает вырастить здоровых, высоконравственных детей. Мы надеемся, что наш проект поможет им стать такими.
Таким образом, дидактический смысл проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении мы видим в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует у дошкольников навыки исследовательской деятельности, развивает их познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать и работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.
Приложение 1 (презентация).