Тематический проект "Добрый осьминожка"

Разделы: Работа с дошкольниками


Введение.

Современные тенденции и  стремительные перемены в социуме  приводят к осознанию того факта, что современные дети  должны знать и уметь много больше, чем их сверстники 15-20 лет тому назад. Поэтому, одной из приоритетных задач, стоящих пред дошкольным образовательным учреждением, является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания, что требует широкого внедрения в  педагогический процесс альтернативных форм и  способов ведения образовательной деятельности.

Перед педагогами стоит задача уже в дошкольном возрасте закладывать позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, сбора  информации, экспериментировании и применения полученных знаний, умений и навыков  в играх и практической деятельности. Как показывает образовательная практика, такую возможность даёт метод проектов или проектное обучение. Он позволяет педагогам расширить образовательное пространство, придать ему новые формы и даёт возможность развития творческого, познавательного мышления ребёнка.

Основная часть.

В развитии и образовании дошкольника особую роль играет его общение с окружающими взрослыми и детьми, которые зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребенка в группе сверстников, во многом зависит его следующий путь личностного и социального развития.

Замечательный человек и актер Е. Леонов говорил: "Каждый ребенок рождается добрым и для доброй жизни. В том, что он постепенно теряет запас доброты, виноваты и детский сад, и школа, и, конечно, семья, из которой ушли шутка, юмор, игра". Жизнь на бегу, ее ускоренный темп мешает увидеть проблемы людей, живущих рядом, нуждающихся в помощи. Дети не видят положительного примера взрослых. Эти причины не способствуют формированию гуманного отношения детей к людям.

Проект "Добрый осьминожка" появился после просмотра детьми мультфильма, в котором папа осьминог своими ножками успевал делать много добрых дел для своих детей. Этот проект стал самым добрым и всеми любимым в детском саду. Своеобразное "шефство" над малышами позволило решить ряд задач: воспитать чуткое и заботливое отношение к малышам, развить у малышей навыки самообслуживания, расширить представления детей о социальных взаимоотношениях.

- Вы не поверите, однажды
Ребята в шутку, и всерьез
Из старшей группы все отважно
Узнать ответ решили на такой вопрос:
- Когда мы были малышами,
Мы тоже не могли одеться сами?
- Конечно, - воспитатель отвечал,-
Весь персонал вам в этом помогал
- Давайте тоже помогать
Деток на прогулку одевать:
Такой в итоге был ответ.
Так появился наш проект:

Цель проекта:

Усвоение детьми социальных и культурно-человеческих ценностей.

Задачи:

  • Расширить представления детей о социальных взаимоотношениях;
  • Развивать эмоциональную сферу дошкольников;
  • Развивать мелкую моторику, сенсорные навыки малышей, навыки самообслуживания;
  • Развивать у детей социальную компетентность;
  • Обучать малышей сюжетно-ролевым действиям;
  • Воспитывать чуткое и заботливое отношение к малышам;
  • Воспитывать такие качества, как внимание, желание прийти на помощь;
  • Воспитывать потребность радовать малышей своими добрыми делами, учить получать радость от факта бескорыстного дарения;
  • Воспитывать целеустремленность, умение доводить начатое дело до конца.

Участники проекта:

Дети в возрасте от 5-6 лет;

Дети в возрасте от 2-3 лет;

Воспитатели.

Сроки реализации проекта:

Проект рассчитан на учебный год.

Этапы реализации проекта

1. Подготовительный этап.
Содержание деятельности. Сроки реализации
1. Диагностика нравственных качеств, социальной компетентности детей старшей группы. Сентябрь
2. Изучение новых методик и технологий по вопросам нравственного воспитания детей.
3. Разработка этапов проекта.
2. Основной этап.
Содержание деятельности. Сроки реализации
1. Беседа с детьми: "Обязаны все твердо знать - малышкам нужно помогать". Сентябрь
2. Добрые дела: "Учим малышей одеваться на прогулку". В течение года
3. Совместное разучивание пальчиковых игр, подвижных игр. Октябрь-апрель
4. Изготовление игрушек-оригами для малышей.
5. Совместное проведение закаливающих процедур: "Закаляться вместе будем - про болезни позабудем!" В течение года
6. Театрализованные представления для детей младшей группы. Ноябрь, февраль, апрель
7. Совместный праздник "День мыльных пузырей". Апрель
3. Заключительный этап.
Содержание деятельности Сроки реализации
1. Обобщение итогов работы с детьми. Апрель
2. "Уголок добрых дел" - оформление.
3. Подготовка презентации о проделанной работе, выступление с отчетом на родительском собрании. Май
4. Выпуск альбомов: "Осьминожкин вернисаж", "Наши добрые дела".

Результаты проекта:

  • Базовое доверие к окружающему миру;
  • Приобретение детьми младшего возраста навыков общения, самообслуживания;
  • Формирование задатков сюжетно-ролевых действий и сенсорных навыков;
  • Проявление внимания и заботливого отношения к тем, кто младше;
  • Усвоение детьми основ нравственности;
  • Создание альбома "Осьминожкин вернисаж".

Калейдоскоп мнений:

О нашем проекте прозвучало много теплых, добрых слов. Вот что сказали сами дети: "Нам понравилось помогать малышам. Интересно вместе с ними играть, гулять, просто дружить".

Воспитатель младшей группы: "Малыши группы с нетерпением ждут встреч с ребятами старшей группы, радостно их встречают. Контакт со старшими детьми способствует более быстрому формированию навыков самообслуживания у детей младшего возраста".

А это слова воспитателя старшей группы: "Проект учит детей общаться друг с другом, проявлять внимание и заботу. В этом взаимодействии скрыты колоссальные возможности для развития человека".

Мнение родителей: "Дети узнали, что такое настоящая дружба и как можно помогать друг другу".

И еще один важный результат: у детей появилось чувство долга, желание прийти на помощь. Не секрет, что каждый родитель и воспитатель мечтает вырастить здоровых, высоконравственных детей. Мы надеемся, что наш проект поможет им стать такими.

Таким образом, дидактический смысл проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении мы видим в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует у дошкольников навыки исследовательской деятельности, развивает их познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать и работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.

Приложение 1 (презентация).