"Чудо-повар" (фотосинтез). 6-й класс

Разделы: Биология

Класс: 6


Цели:

  • образовательная - раскрыть сущность процесса фотосинтеза и его значения для жизни на Земле путем углубления и расширения представлений о питании растений; продолжить формирование понятий об условиях необходимых для этого процесса (роль света, углекислого газа и воды); результате фотосинтеза (образование органических веществ - сахаров, кислорода); подчеркнуть значение фотосинтеза в природе и жизни человека;
  • развивающая - дальнейшее развитие умений и навыков работы источниками дополнительной информации; дидактическим и наглядным материалом; развивать логическое мышление, навыки самостоятельной работы, умение делать выводы из анализа результатов эксперимента и предъявлять результаты своей деятельности.
  • воспитательная - экологизация; социализация личности учащегося, воспитание любви к природе и растениям.

Оборудование: раздаточный материал, оборудование ТСО, электронная презентация урока в виде схем, понятий, иллюстраций, стикеры для кластера.

Планируемые результаты обучения:

Ученик должен знать:

  • что фотосинтез - воздушное питание;
  • что способность к фотосинтезу - важнейшее свойство зеленых растений;
  • условия необходимые для протекания фотосинтеза;
  • что в результате фотосинтеза в растениях образуются органические вещества;
  • что атмосферный кислород - побочный продукт фотосинтеза.

Ход урока

Организационный момент.

Приветствие класса учителем, представление учителя себя детям.

Оглашение темы урока и её мотивация (2-3 мин.).

Здравствуйте ребята, садитесь, пожалуйста. Сегодня на уроке биологии вы будете работать вместе со мной. Зовут меня Надежда Евгеньевна, и мне очень приятно с вами познакомится. Ребята, обратите внимание, вы сидите по трое за партой, но это не ради развлечения. Так вы создаете 4 микрогуппы, каждая группа должна будет решить сложную биологическую задачу. Для этого, дорогие ребята, вам необходимо будет активизировать все ваши знания, умения и навыки и у вас все получится. Я надеюсь на совместную и плодотворную работу на этом уроке. Результат, которой вы сможете выразить на данных смайлах. Нарисованная вам улыбка - урок прошел успешно, точка - ничего страшного, в следующий раз будет лучше.

Ребята, посмотрите перед вами хорошо известные вам продукты питания (яйца, мука, сахар и яблоки). Подняв руку, назовите их, пожалуйста. Спасибо. Какое блюдо можно приготовить из совокупности предложенных продуктов (пирог "Шарлотка") Верно, молодцы. Ребята, подумайте и скажите, пожалуйста, верно ли утверждение, что профессиональный повар может приготовить блюдо из любых ингредиентов. (Даются всевозможные версии).

Для того чтобы определить правильную версию необходимо рассмотреть и проанализировать слова русского ученого К.А. Тимирязева: "Дайте самому лучшему повару сколько угодно свежего воздуха, сколько угодно солнечного света и целую речку чистой воды и попросите, чтобы из всего этого он приготовил вам сахар, крахмал, жир и зерно, - он решит, что вы над ним смеётесь. Но то, что кажется совершенно фантастическим человеку, беспрепятственно совершается в зеленых листьях растениях".

Итак, повторяю вопрос: "Верно ли утверждение, что профессиональный повар может приготовить блюдо из любых ингредиентов. Молодцы! Тогда кто же будет чудо поваром? Отлично, действительно чудо повар - это зеленое растение. Если у повара блюдо получается в результате процесса приготовления, то у растения конечный продукт получается в результате процесса фотосинтеза. Ребята, а что вы знаете о данном процессе? (выстраивание кластера)

На сегодняшнем уроке, ребята вам необходимо будет выяснить:

Какие условия нежны для протекания процесса фотосинтеза?

Что является результатом фотосинтеза?

Каково значение фотосинтеза в природе и жизни человека?

Изучение нового материала.

Учитель поясняет, что для ответа на эти вопросы каждой группе необходимо будет выполнить задание указанные в карточке. Каждая карточка содержит описание опыта связанного с процессом фотосинтеза. Внимательно ознакомившись с текстом ученики должны будут выдвинуть гипотезы о значении данного опыта для процесса фотосинтеза. На выполнение задания отводится 3-5 мин. После один из представителей группы должен будет представить гипотезу классу с кратким комментарием самого опыта. На выступление дается не более 2 мин.

Карточка 1.

Задание. Прочтите внимательно текст. Пользуясь текстом, выскажите предположение: "Чем питаются растения?"

Около 300 лет назад знаменитый ученый ван Гельмонт тоже заинтересовался этим вопросом и решил поставить опыт. В горшок он поместил 80 кг земли и посадил ветку ивы. Землю в горшке прикрыл, чтобы на неё не попала пыль. Поливали ветку только дождевой водой. Через 5 лет выросшую иву вынули из земли и взвесили. Её вес за 5 лет увеличился на 65 кг, тогда как вес земли в горшке уменьшился всего на 50 г. Откуда же растение взяло 64 кг 950 г органического вещества. Результат эксперимента исследователь объяснил исключительно поглощением воды.

Карточка 2.

Задание. Рассмотрите опыт ученого Яна Ингенхауза и сделайте вывод.

Водяное растение элодею поставим на яркий свет. Через некоторое время на освещенных листьях появятся пузырьки "чистого воздуха". Соберем пузырьки в пробирку, затем опустим в неё тлеющую лучину. Лучина вспыхивает. Какой вывод из этого следует?

Карточки 3.

Задание. Рассмотрите опыт швейцарского ученого Жана Сенебье и сделайте вывод.

Возьмем две банки с водой. В одну нальем воду из-под крана, а в другую - кипяченую и охлажденную. При кипячении, как известно, удаляются газы, растворенные в воде. Затем в каждую банку поместим веточки водного растения элодеи, накроем их воронками, на отростки которых наденем пробирки, наполненные водой. Обе банки выставим на свет. Через некоторое время мы заметим, что в банке с не кипяченой водой веточки элодеи начинают выделять какой-то газ. Когда он заполнит пробирку, можно установить, что это кислород: внесенная в пробирку тлеющая лучинка ярко вспыхивает. В банке с кипяченой водой, где нет углекислого газа, веточки элодеи кислорода не выделяют. Попробуем доказать, что все дело именно в углекислом, а не в каком-то ином газе, удаленном при кипячении. Для этого пропустим через кипяченую воду углекислый газ, и вскоре веточки элодеи станут выделять кислород.

Карточка 4.

Задание. Рассмотрите опыт ученого Джозефа Пристли и сделайте вывод.

Джозеф Пристли сжигал свечу в замкнутом объеме воздуха, и обнаруживал, что получавшийся при этом воздух уже не может поддерживать горение, так как свеча, сгорая, потребляла кислород из замкнутого объема воздуха. Мышь, помещенная в такой сосуд, умирала. Однако веточка мяты продолжала жить в воздухе неделями. В заключение Пристли обнаружил, что в воздухе, восстановленном веточкой мяты, вновь стала гореть свеча, могла дышать мышь.

Для ответа на вопрос: "Что является результатом фотосинтеза?" учитель демонстрирует видеофрагмент "Проба Сакса".

В качестве итога групповой работы учитель предлагает обобщить полученные результаты в виде "уравнения":

Углекислый газ + вода Солнечный свет Органическое вещество (сахар - крахмал) + кислород
->
Хлорофилл

Этот процесс был назван ФОТОСИНТЕЗОМ - от двух греческих слов "фото" - свет и "синтез" - соединение.

По схеме ученики дают определение понятия "фотосинтез":

Фотосинтез - процесс образования в зеленых клетках растения органических веществ (углеводов) из неорганических за счет энергии света.

Закрепление материала.

Для ответа на последний вопрос урока ("Каково значение фотосинтеза в природе и жизни человека?") учитель зачитывает строки стихотворения и просит ответить на проблемный вопрос урока.

Фотосинтез идет на свету круглый год.
И он людям дает пищу и кислород.
Очень важный процесс - фотосинтез, друзья,
Без него на Земле обойтись нам нельзя.
Фрукты, овощи, хлеб, уголь, сено, дрова -
Фотосинтез всему этому голова.
Воздух чист будет, свеж, как легко им дышать!
И озоновый слой будет нас защищать.

Значение фотосинтеза:

В результате фотосинтеза выделяется кислород для дыхания живых организмов.

Благодаря фотосинтезу постоянно образуются органические вещества для питания грибов, бактерий, животных и человека.

Ребята, скажите, а если на Земле исчезнуть все зеленые растения, что будет с нами и с другими живыми существами? Поэтому как мы должны относится к зеленым растениям?

Рефлексия (метод "Смайлов"), подведение итогов.

Ребята, вы все на славу потрудились и заслуживаете наивысшего балла. Большое Вам спасибо, до свидания!

Приложение 1, приложение 2.