Цель: формирование представлений о внутреннем строении листа через исследовательское обучение.
Задачи:
- Образовательные: закрепить знания о воздушном питании растений, сформировать представления о хлорофилле и его значении в жизни растения.
- Развивающие : развивать умение выдвигать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, делать выводы.
- Воспитательные : воспитывать умение выслушивать других, воспитывать эмоционально-ценностное отношение к природе.
Материал: рисунок внутреннего строения растения с окошечками , мешками сахара, трубами для разыгрывания пьески в рисованном театре, карточки с изображением методов исследования по А. И. Савенкову, с изображением ?, !, разноцветных " фигурок" для выдвижения гипотез, учебник, микроскопы, микропрепараты "поперечный срез листа камелии".
Предварительная работа: поместить комнатное растение в темный шкаф.
Ход урока
Вы уже знаете, как питаются растения. Вспомните и расскажите о путешествии внутри растения, используя рисунок внутреннего строения растения (см. выше).
Текст рассказа (по Т. Зубковой и М. Аромштам "В гостях у старого дерева"): ":И маленьким котятам и щенкам нужно хорошо кушать, чтобы расти. И волчатам, тигрятам, лисятам. И птенцам разных птичек. Волчиха охотится, чтобы накормить своих детенышей. Птицы целыми днями ловят мошек. Олени едят траву. Наверное, и растениям, чтобы расти, нужно кушать.
Но разве кто-нибудь из детей видел, как едят береза, яблоня или дуб? Или, например, картофельный куст? Только представьте себе страшную картину: "в огороде гуляет курица: щиплет травку, ищет червячков. А в засаде на соседней грядке сидит хищная картошка и подстерегает ничего не подозревающую курицу, чтобы сцапать. Кудах- тах тах! - и нет курицы. Только перышки у картофельного кустика лежат!"
Видели вы когда-нибудь такое? Конечно, нет. Такого никогда не бывает. Растения никогда никого не едят. Может быть, они едят землю? Нет. В нашем классе растут растения, но земля из горшков никуда не девается.
Оказывается, растения- волшебники и умеют делать удивительное чудо- создавать себя из того, что нельзя удержать в руке, зажать в кулаке и даже на весах взвесить трудно:"
Пьеска с фигурками:
"Петя: Маша! Где это мы? Какая-то зеленая комната с прозрачными стенами. Как много здесь света! Вот вентиляционные окошки. Через них приходит воздух с улицы. А что это за трубы? По ним течет вода.
Маша: это похоже на фабрику.
Петя: ой, что это? Вот в комнату заглянул солнечный зайчик.
Маша: и все на фабрике заработало. По трубам поступает вода, из вентиляционных окошек - воздух.
Петя: и из них получается сахар.
Маша: и по трубам отправляется по растению." (из данного диалога можно составить рассказ.)
Мотивация: Зеленые луга, зеленые леса. Загляните в прозрачную воду реки или озера: там множество водяных растений. Они тоже зеленого цвета. Почему растения зеленые? (вывешиваем карточку, на которой изображен ?)
-Попытайтесь выдвинуть свои гипотезы.
-Возможно, через корни растения всасывают раствор зеленого цвета, который есть в почве. А что, если омываясь дождем ,растения становятся зелеными. Предположим, растения зеленеют от солнечного света. Возможно, внутри растений есть что-то зеленое.
При выдвижении каждой новой гипотезы вывешиваем разноцветную "фигурку". Если гипотезы повторяются, то указываем на то, что данная гипотеза совпадает с уже выдвинутой.
-Какой метод исследования мы можем использовать , чтобы найти ответ на этот вопрос?
-Наблюдение, чтение в учебнике и т. д.
-Вспомните, как мы поместили растение в темный шкаф. Как вы думаете, что с ним произошло?
Достаем растение.
-Растение пожелтело.
-Сделайте вывод.
-Растение становится зеленым только на свету.
-Как мы это узнали?
-Провели эксперимент (долговременный)
-Чья гипотеза подтвердилась?
-Какой перед нами стоит вопрос?
-Ответили ли мы на него полностью?
-Каким методом исследования мы можем воспользоваться?
-Можно задать вопрос специалисту.
-Сформулируйте правильно вопрос.
-Почему растения на свету зеленые?
-Ответ на этот вопрос нам уже встречался. Вспомните описание подобного эксперимента в учебнике: в саду траву накрыли доской и она стала желтой. Когда сняли доску, то трава снова стала зеленой. Найдите этот параграф и прочитайте вывод.
-На свету листья растений становятся зелеными. В них образуется вещество зеленого цвета. Это - хлорофилл.
-Где же внутри растения содержится хлорофилл? Может это сок зеленого цвета, заполняющий мякоть листа. Или он где-то запрятан. Для того , чтобы узнать это, проведем лабораторную работу "рассматривание под микроскопом клеток зеленого листа".
-Сделайте вывод
-Хлорофилл в клетках листа содержится в особых тельцах.
-Беседа по схеме:
-Какой перед нами стоял вопрос? Какие были выдвинуты гипотезы? Какие методы исследования мы использовали? (опыт, чтение, наблюдение ). Какой ответ мы нашли?
Повторяем 2-3 раза.
-Растения зеленые, потому что в них содержится особое вещество зеленого цвета - хлорофилл, который образуется только на свету.
-Зачем нужен хлорофилл?
-С помощью хлорофилла растение улавливает солнечный свет.
-Зачем растению улавливать солнечный свет?
-Для того, чтобы из воды и углекислого газа получать сахар.
-Составьте синквейн к понятию "хлорофилл".
-хлорофилл, зеленый, необходимый, образуется, трудится, зеленит, с его помощью улавливается солнечный свет.
-чем мы занимались на уроке? Чему вы научились? что вам было интересно? Что показалось трудным? Что бы вам хотелось узнать еще по этому вопросу?
Домашнее задание: по схеме составить письменный рассказ в тетради.