Формирование исследовательских способностей учащихся при изучении органов растений и их функций

Разделы: Биология


Цель: формирование представлений о внутреннем строении листа через исследовательское обучение.

Задачи:

  • Образовательные: закрепить знания о воздушном питании растений, сформировать представления о хлорофилле и его значении в жизни растения.
  • Развивающие: развивать умение выдвигать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, делать выводы.
  • Воспитательные: воспитывать умение выслушивать других, воспитывать эмоционально-ценностное отношение к природе.

Материал: рисунок внутреннего строения растения с окошечками , мешками сахара, трубами для разыгрывания пьески в рисованном театре, карточки с изображением методов исследования по А. И. Савенкову, с изображением ?, !, разноцветных " фигурок" для выдвижения гипотез, учебник, микроскопы, микропрепараты "поперечный срез листа камелии".

Предварительная работа: поместить комнатное растение в темный шкаф.

Ход урока

Вы уже знаете, как питаются растения. Вспомните и расскажите о путешествии внутри растения, используя рисунок внутреннего строения растения (см. выше).

Текст рассказа (по Т. Зубковой и М. Аромштам "В гостях у старого дерева"): ":И маленьким котятам и щенкам нужно хорошо кушать, чтобы расти. И волчатам, тигрятам, лисятам. И птенцам разных птичек. Волчиха охотится, чтобы накормить своих детенышей. Птицы целыми днями ловят мошек. Олени едят траву. Наверное, и растениям, чтобы расти, нужно кушать.

Но разве кто-нибудь из детей видел, как едят береза, яблоня или дуб? Или, например, картофельный куст? Только представьте себе страшную картину: "в огороде гуляет курица: щиплет травку, ищет червячков. А в засаде на соседней грядке сидит хищная картошка и подстерегает ничего не подозревающую курицу, чтобы сцапать. Кудах- тах тах! - и нет курицы. Только перышки у картофельного кустика лежат!"

Видели вы когда-нибудь такое? Конечно, нет. Такого никогда не бывает. Растения никогда никого не едят. Может быть, они едят землю? Нет. В нашем классе растут растения, но земля из горшков никуда не девается.

Оказывается, растения- волшебники и умеют делать удивительное чудо- создавать себя из того, что нельзя удержать в руке, зажать в кулаке и даже на весах взвесить трудно:"

Пьеска с фигурками:

"Петя: Маша! Где это мы? Какая-то зеленая комната с прозрачными стенами. Как много здесь света! Вот вентиляционные окошки. Через них приходит воздух с улицы. А что это за трубы? По ним течет вода.

Маша: это похоже на фабрику.

Петя: ой, что это? Вот в комнату заглянул солнечный зайчик.

Маша: и все на фабрике заработало. По трубам поступает вода, из вентиляционных окошек - воздух.

Петя: и из них получается сахар.

Маша: и по трубам отправляется по растению." (из данного диалога можно составить рассказ.)

Мотивация: Зеленые луга, зеленые леса. Загляните в прозрачную воду реки или озера: там множество водяных растений. Они тоже зеленого цвета. Почему растения зеленые? (вывешиваем карточку, на которой изображен ?)

-Попытайтесь выдвинуть свои гипотезы.

-Возможно, через корни растения всасывают раствор зеленого цвета, который есть в почве. А что, если омываясь дождем ,растения становятся зелеными. Предположим, растения зеленеют от солнечного света. Возможно, внутри растений есть что-то зеленое.

При выдвижении каждой новой гипотезы вывешиваем разноцветную "фигурку". Если гипотезы повторяются, то указываем на то, что данная гипотеза совпадает с уже выдвинутой.

-Какой метод исследования мы можем использовать , чтобы найти ответ на этот вопрос?

-Наблюдение, чтение в учебнике и т. д.

-Вспомните, как мы поместили растение в темный шкаф. Как вы думаете, что с ним произошло?

Достаем растение.

-Растение пожелтело.

-Сделайте вывод.

-Растение становится зеленым только на свету.

-Как мы это узнали?

-Провели эксперимент (долговременный)

-Чья гипотеза подтвердилась?

-Какой перед нами стоит вопрос?

-Ответили ли мы на него полностью?

-Каким методом исследования мы можем воспользоваться?

-Можно задать вопрос специалисту.

-Сформулируйте правильно вопрос.

-Почему растения на свету зеленые?

-Ответ на этот вопрос нам уже встречался. Вспомните описание подобного эксперимента в учебнике: в саду траву накрыли доской и она стала желтой. Когда сняли доску, то трава снова стала зеленой. Найдите этот параграф и прочитайте вывод.

-На свету листья растений становятся зелеными. В них образуется вещество зеленого цвета. Это - хлорофилл.

-Где же внутри растения содержится хлорофилл? Может это сок зеленого цвета, заполняющий мякоть листа. Или он где-то запрятан. Для того , чтобы узнать это, проведем лабораторную работу "рассматривание под микроскопом клеток зеленого листа".

-Сделайте вывод

-Хлорофилл в клетках листа содержится в особых тельцах.

-Беседа по схеме:

-Какой перед нами стоял вопрос? Какие были выдвинуты гипотезы? Какие методы исследования мы использовали? (опыт, чтение, наблюдение ). Какой ответ мы нашли?

Повторяем 2-3 раза.

-Растения зеленые, потому что в них содержится особое вещество зеленого цвета - хлорофилл, который образуется только на свету.

-Зачем нужен хлорофилл?

-С помощью хлорофилла растение улавливает солнечный свет.

-Зачем растению улавливать солнечный свет?

-Для того, чтобы из воды и углекислого газа получать сахар.

-Составьте синквейн к понятию "хлорофилл".

-хлорофилл, зеленый, необходимый, образуется, трудится, зеленит, с его помощью улавливается солнечный свет.

-чем мы занимались на уроке? Чему вы научились? что вам было интересно? Что показалось трудным? Что бы вам хотелось узнать еще по этому вопросу?

Домашнее задание: по схеме составить письменный рассказ в тетради.