Эколого-психологический детско-родительский тренинг

Разделы: Работа с дошкольниками


Тема: Эколого-психологический детско-родительский тренинг.

Форма работы: Директивная игровая терапия, т.к. игра – ведущий вид деятельности дошкольника.

Цель: Оптимизация детско-родительских отношений в условиях эколого-психологического тренинга.

Задачи: Развитие психической сферы дошкольника и формирование экологического сознания в процессе детско-родительского взаимодействия.

Психологические задачи

Экологические задачи

Развитие высших психических функций ребенка. Развитие творческого воображения.

Формирование системы элементарных научных экологических  знаний, преодоление прагматического отношения к природе.

Развитие восприятия ребенка на экологическом материале.

Повышение интереса родителей экологическому образованию детей и экологии в целом.

Создание условий для сотрудничества детей и родителей, их психоэмоционального сближения.

Обучение экологически грамотному и безопасному для природы и самих детей поведению.

Развитие эмоционально - волевой сферы детей.

Воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом.

Разработали тематику десяти занятий. (Приложение)

Начали свою работу мы приглашением желающих детско-родительских пар, но ограничили число участников до 14-ти человек для наиболее эффективного общения.

После первой встречи «Знакомство» с детьми, вошедшими в тренинговую группу, провели диагностику. В психологический блок диагностики вошли следующие методики:

1) на изучение детско-родительских взаимоотношений – методика ОРО, анкетирование родителей;

2) на исследование воображения – «Несуществующее животное», «Оригинальность детских рисунков», «Речевые творческие способности» из книги М.В. Ильиной «Воображение и творческое мышление»;

3) на исследование особенностей личности – методики «Лесенка» и рисунок человека.

В экологическом блоке диагностики выявлялись знания детей, их отношение к природе, осознание себя частью природы.

Для занятий мы подбирали и использовали игры и упражнения на экологическом материале, позволяющие решать психологические и экологические задачи, обеспечивающие взаимодействие детей и родителей.

В процессе занятий дети закрепляли и систематизировали свои знания, учились взаимодействовать друг с другом, со своими родителями, а затем и чужими.

Наша развивающая авторская игра «Не ошибись!» Позволяет закрепить знания о цвете, величине, форме; обозначить принадлежность к предмету (дубовый, кленовый, …). Формирует правильную ориентировку в понятиях «правая», «левая». Создаёт положительный фон и формирует навыки взаимодействия.

Другой пример: в игре «Запомни и нарисуй». Для закрепления знаний классификации в живом мире и для развития памяти мы использовали простые пластиковые трафареты с изображением зверей, птиц, насекомых и инструкции, которые предъявлялись 2 раза. Например: «Вам надо нарисовать 2 зверей, 2 птиц и 1 насекомое».

Занятия проводились три раза в неделю в вечернее время для удобства родителей. Дети с интересом ждали каждую очередную встречу. Об этом они говорили нам сами, об этом рассказывали родители.      

По окончании работы тренинга при ретестировании мы получили следующие результаты: по совокупности методик значительно повысился уровень творческого воображения у 80 % детей, по данным методик «Рисунок человека» и «лесенка» значительно возросла самооценка у 100 % детей. При повторном анкетировании родителей выросла оценка ими творческих способностей детей, кроме того, у родителей появилось желание рассказать больше о своем ребенке, поделиться своими мыслями о его развитии.

Знания детей стали систематизированными, более глубокими, дети в 90% случаях стали проявлять осознанное бережное отношение к природе и осознавать себя частью природы.

За три недели тренинга изменились отношения между родителями и детьми. Отношения стали более позитивными, родители почувствовали уверенность во взаимодействии не только со своим ребенком, но и с чужими детьми.

По данной программе мы провели 4 тренинга (по одному ежегодно) с различными группами детей и родителей. Полученные результаты коррелируют с результатами первого тренинга, что позволяет судить об эффективности и результативности этой работы.

С результатами данной работы мы выступили на краевом фестивале «Профессиональное позиционирование педагога-психолога» с программой «Эколого-психологический детско-родительский тренинг». Наша работа получила положительный отклик у воспитателей и психологов и хороший отзыв от руководителей кафедры философии и психологии ККИПКРО.

Конспекты тренинговых занятий. (Приложение)