Урок русского языка в 3-м классе по теме "Грамматические значения несклоняемых имен существительных"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • на основе оценки собственных знаний об И.С. сделать вывод о том, что грамматические значения несклоняемых имен существительных определяются при помощи слов, зависящих от имени существительного;
  • практическое овладение учащимися уже установленным обобщенным способом действий и понятием об имени существительном на уровне навыка;
  • формирование действия контроля и оценки;
  • рефлексивная оценка способа действия;
  • воспитание коллективизма, взаимопомощи.

Основные понятия: неизменяемые (несклоняемые) И.С., согласование, части речи; грамматическое и лексическое значение слова; род, число, падеж; словосочетание.

Учебные действия:

  • рефлексивная оценка собственных знаний;
  • фиксирование учебной задачи в знаковой и словесной формах;
  • поиск способа действия;
  • моделирование способа;
  • применение способа;
  • итоговая рефлексия;
  • уточнение определения имени существительного.

Оснащение урока: модели детей, материал учебника.

Тип урока: урок решения частно-практической задачи.

Ход урока

1. Создание учебной ситуации

а) Словарная работа.

Пассажир, победа, путешествие, пример, предмет, пенал, пальто, портрет, помидор.

(Дети воспроизводят слова по памяти после зрительного ознакомления в течение 9 секунд).

Проверка выполненной работы роботом (в работе робота ошибка в слове путЕшествие), определение способа проверки подобных слов, приведение примеров на орфограмму в интерфиксе, нахождение общего признака во всех предъявленных словарных словах, дать определение имени существительного.

б) Работа с пословицей “Под лежачий камень вода не течет ”. Определение грамматических значений имен существительных.

2. Постановка учебной задачи.

В одном учебнике сказано, что имя существительное – это часть речи, которая изменяется по числам и падежам и относится к какому-либо роду.

Пользуясь этим определением докажите, что данные словарные слова являются именами существительными.

Вывод: пользуясь этим правилом, нельзя доказать принадлежность слова пальто к И.с.; среди имен существительных есть такие слова, которые не имеют других форм, а значит не имеют окончания- показателя грамматических значений слова.

Учебная задача: Значит у слова нет и самих грамматических значений?

3. Анализ условий задачи.

а) зафиксировать, что у слова пальто можно определить только значение рода.

б) просклонять словосочетания новое пальто, новые пальто.

в) провокация: даже при склонении окончания не изменились, значит у слова пальто нет грамматического значения падежа и числа!

Вывод детей: у слова пальто есть грамматическое значение числа и падежа, но оно определяется только в словосочетании по зависимому слову.

г) может быть слово пальто единственное неизменяемое слово в русском языке? (Cловарная статья в учебнике с.65-66)

д) формулирование способа определения грамматических значений неизменяемых имен существительных

4. Пластический диктант (физминутка).

Чудесный и сказочный стоит зимой русский лес.
Пушистый снег украшает ветви деревьев.
Смолистые шишки висят на ели.
По вершинам елей перелетают клесты.
В сучьях попискивают хлопотливые синицы.
Придумать заголовок текста.

5. Моделирование (групповая работа).

Обобщите способ определения грамматических значений всех имен существительных и уточните определение имени существительного как части речи.

О чем говорит модель?

6. Применение модели.

а) Пользуясь составленной моделью, определите грамматические значения несклоняемых И.С. (работа в паре).

-ий фламинго

-ое такси

-ая мадам

-ое перо

-ой кенгуру

-ыми пони

-ым тюлем

б) Выборочный диктант.

Запишите только те слова, у которых грамматические значения определяются только в словосочетании: Бревно, перо, окно, кашне, эскимо, музей, почта, кино, метро.

5. Итоговая рефлексия.

  • Что умею делать?
  • Как я это делаю?
  • Как научить других?
  • Что делать, чтобы не ошибаться при определении рода несклоняемых имен существительных?