Цели:
Основные понятия: неизменяемые (несклоняемые) И.С., согласование, части речи; грамматическое и лексическое значение слова; род, число, падеж; словосочетание.
Учебные действия:
- рефлексивная оценка собственных знаний;
- фиксирование учебной задачи в знаковой и словесной формах;
- поиск способа действия;
- моделирование способа;
- применение способа;
- итоговая рефлексия;
- уточнение определения имени существительного.
Оснащение урока: модели детей, материал учебника.
Тип урока: урок решения частно-практической задачи.
Ход урока
1. Создание учебной ситуации
а) Словарная работа.
Пассажир, победа, путешествие, пример, предмет, пенал, пальто, портрет, помидор.
(Дети воспроизводят слова по памяти после зрительного ознакомления в течение 9 секунд).
Проверка выполненной работы роботом (в работе робота ошибка в слове путЕшествие), определение способа проверки подобных слов, приведение примеров на орфограмму в интерфиксе, нахождение общего признака во всех предъявленных словарных словах, дать определение имени существительного.
б) Работа с пословицей “Под лежачий камень вода не течет ”. Определение грамматических значений имен существительных.
2. Постановка учебной задачи.
В одном учебнике сказано, что имя существительное – это часть речи, которая изменяется по числам и падежам и относится к какому-либо роду.
Пользуясь этим определением докажите, что данные словарные слова являются именами существительными.
Вывод: пользуясь этим правилом, нельзя доказать принадлежность слова пальто к И.с.; среди имен существительных есть такие слова, которые не имеют других форм, а значит не имеют окончания- показателя грамматических значений слова.
Учебная задача: Значит у слова нет и самих грамматических значений?
3. Анализ условий задачи.
а) зафиксировать, что у слова пальто можно определить только значение рода.
б) просклонять словосочетания новое пальто, новые пальто.
в) провокация: даже при склонении окончания не изменились, значит у слова пальто нет грамматического значения падежа и числа!
Вывод детей: у слова пальто есть грамматическое значение числа и падежа, но оно определяется только в словосочетании по зависимому слову.
г) может быть слово пальто единственное неизменяемое слово в русском языке? (Cловарная статья в учебнике с.65-66)
д) формулирование способа определения грамматических значений неизменяемых имен существительных
4. Пластический диктант (физминутка).
Чудесный и сказочный стоит зимой русский лес.
Пушистый снег украшает ветви деревьев.
Смолистые шишки висят на ели.
По вершинам елей перелетают клесты.
В сучьях попискивают хлопотливые синицы.
Придумать заголовок текста.
5. Моделирование (групповая работа).
Обобщите способ определения грамматических значений всех имен существительных и уточните определение имени существительного как части речи.
О чем говорит модель?
6. Применение модели.
а) Пользуясь составленной моделью, определите грамматические значения несклоняемых И.С. (работа в паре).
-ий фламинго
-ое такси
-ая мадам
-ое перо
-ой кенгуру
-ыми пони
-ым тюлем
б) Выборочный диктант.
Запишите только те слова, у которых грамматические значения определяются только в словосочетании: Бревно, перо, окно, кашне, эскимо, музей, почта, кино, метро.
5. Итоговая рефлексия.
- Что умею делать?
- Как я это делаю?
- Как научить других?
- Что делать, чтобы не ошибаться при определении рода несклоняемых имен существительных?