Внеклассное мероприятие "С любовью к России"

Разделы: Внеклассная работа


Цели: ознакомить с отдельными эпизодами истории России, её символами, раскрыть смысл понятия «патриотизм»; воспитывать гражданственность, патриотизм.

Подготовительная работа: подготовка выставки детских рисунков, знакомство с пословицами о Родине.

Оборудование: мультимедиапроектор, слайды с изображениями уголков природы, карта России, записи песен и гимна, герб, флаг, фото президента, рисунки детей.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Учитель: Я приветствую всех сидящих в этом зале.
Сегодня мы будем путешествовать по страницам истории нашей России. Она интересна и многогранна. Мы поговорим о том, за что надо любить и беречь свою Родину. А Родина для каждого из нас начинается с детства.

Звучит песня «С чего начинается Родина». Песня постепенно стихает, на фоне тихой мелодии звучат слова:

Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живём,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной нашей,
Мы Родиной милой зовём!

Страница «История страны и её символы» (Приложение 1)

Учитель: Итак, страница первая «История страны и её символы».

Откуда появилось такое название – «Россия»? В стародавние времена её называли Русью. Слово «Русь» произошло от слова «русло». Русло – это ложе реки, по которому она течёт меж берегов. Русь – страна рек и озёр. Русь – светлое место. Это страна света, солнца, добрых людей. Русских называют ещё россами, а страну, где они живут, – Россией.

За ясные зори, умытые росами,
За русое поле с колосьями рослыми,
За реки разливные в пламени синем
Тебя по-славянски назвали Россия.
Россия, Россия…
Раздолье, равнины.
Берёзы босые, седые осины.
Всё дорого с детства, всё памятно с детства.
И всё же не можем никак наглядеться.

Учитель: Что, по-вашему, объединяет нас всех, присутствующих в зале?

Дети: Все мы – россияне! (хором)

Учитель: Наше государство называется Россия, Российская Федерация. А чем отличается одно государство от другого? (Языком, на котором разговаривает народ, своими символами, историей, обычаями, традициями, географическим положением)
– Назовите основные символы государства. (Герб, флаг, гимн)

ФЛАГ

Дети: Россия вступила в 21 век и третье тысячелетие с бело-сине-красным флагом по решению Государственной думы и президента РФ.

Учитель: А что обозначают белый, синий, красный цвета российского флага?

Дети: Есть разные версии. По одной, это единство моря, земли и неба. По другой – это содружество трёх славянских народов. По третьей – цвета флага символизировали: белый – веру, чистоту; синий – небо, благородство, верность; красный – героизм, отвагу, смелость. Есть и такая версия: белый – это вера, синий – надежда, а красный – любовь.

ГЕРБ

Дети: У нас очень красивый герб. На нём изображён двуглавый золотой орёл на фоне красного поля. Орёл – символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия. Это очень древний герб. Он появился 500 лет назад – в 1497 году. Впервые его ввёл царь Иван III Васильевич – великий князь всея Руси, как его называли. Это был герб Московского государства, Русского государства, Российской империи, а теперь это герб РФ. Внутри российского герба – герб Москвы. На нём, на красном фоне, изображён Георгий Победоносец, поражающий копьём дракона. Герб – это эмблема государства, он изображается на печатях, денежных знаках, документах. Две головы орла напоминают об исторической необходимости для России обороны от запада до востока.
Три короны над ними, скреплённые единой лентой, символизируют кровное братство и единую историю трёх народов – русских, украинцев, белорусов.
Скипетр и держава в когтях орла – образное выражение непоколебимости устоев нашего Отечества.

Гимн – это торжественная песня, которую слушают и исполняют стоя.

(Звучит гимн)

Россия – необъятная страна. Её площадь составляет 17 млн. км2. Представьте себе, что мы совершаем путешествие с севера на юг России. Нам предстоит преодолеть расстояние около 4 тыс. км. А если мы полетим на самолёте с запада на восток, то в пути будем около 12 часов, пролетев над просторами России 10 тыс. км.

(На экране фотографии просторов  России, дети читают стихи)

1. Вижу чудное приволье,
Вижу нивы и поля –
Это – русское раздолье,
Это – русская земля.

2. Вижу горы и долины,
Вижу степи и луга –
Это – русские картины,
Это – Родина моя.

3. Слышу песню жаворонка,
Слышу трели соловья –
Это – русская сторонка,
Это – Родина моя.

Страница «Столица России»

Учитель: Ребята, назовите главный город нашей страны (слайд – Москва).
В одной старинной летописи написано: «Князь великий Юрий Долгорукий взошёл на гору и обозрел с неё очами по обе стороны Москвы-реки и за Неглинкою, и возлюбил сёла оны, и повелел на месте том вскоре соделати мал деревян град, и прозвал его званием реки тоя – Москва-град».

Нет тебе на свете равных,
Стародавняя Москва!
Блеском дней, вовеки славных,
Будешь ты всегда жива!
Расширяясь, возрастая,
Вся в дворцах и вся в садах,
Ты стоишь, Москва святая,
На своих семи холмах…

Учитель: А кто назовёт руководителя нашей страны? (Президент – Д.А.Медведев)

Страница «Родной край»

Деревьев разных не сочтёшь –
Одно другого краше.
Но где ты дерево найдёшь
Родней берёзки нашей!

Учитель: Берёза с незапамятных времён почитаема и любима на Руси. Есть старинная поэтическая загадка, отгадайте её: « Стоит дерево, цветом зелено. В этом дереве 4 угодья: 1 – больным на здоровье, 2 – тепло от стужи, 3 – дряхлым пеленанье, 4 – жаждущим родник. Что это? (Берёза)

Без берёзы не мыслю России –
Так светла по-славянски она,
Что, быть может, в столетья иные
От берёзы вся Русь рождена.

Учитель: Дети, какие вы знаете пословицы о Родине? Давайте некоторые вспомним:

– С родной земли умри – не сходи.
– Своя земля и в горести мила.
– Всякому мила своя сторона.
– Дома и стены помогают.
– На чужой стороне Родина милей вдвойне.
– Родная землица и во сне снится.
– Родная сторона – мать, чужая – мачеха.
– Кто Родиной торгует, того кара не минует.
– Родину, как и родителей, на чужбине не найдёшь.
– Кто за Родину дерётся, тому сила двойная даётся.
– Родина – мать, умей за неё постоять.
– Смело иди в бой, Родина за тобой.
– За край родной иди бесстрашно в бой.

Россия, Россия – края дорогие,
Здесь издавна русские люди живут,
Они прославляют просторы родные,
Раздольные песни поют.

Учитель: Самое прекрасное на свете – Родина. Откуда произошло само слово Родина? Если мы заглянем в словарь, то прочтём следующее: слово Родина произошло от древнего слова род, которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас потомок какого-либо старинного рода. А само слово род обозначает древнейшего бога славян Рода. Главный город племени россов назывался Родень (Родня). Он был посвящён богу Роду.
У каждого человека есть Родина, и каждый любит её. Любит место, где он родился и живёт. Любит родные леса и поля,  свою зиму и своё лето, свою весну и свою осень. Человек любит людей, с которыми он живёт, любит свой народ.

Дети читают стихи.

1. Берегите Россию –
Нет России другой.
Берегите её тишину и покой,

2. Это небо и солнце,
Это хлеб на столе
И родное оконце
В позабытом селе…

3. Берегите Россию –
Без неё нам не жить.
Берегите её,
Чтобы вечно ей быть!

Учитель: Наша малая Родина – Артюгино

Есть в сердце Отчизны такой необъятной
Рабочий посёлок для нас дорогой.
Он сердцу родной, он милый, приятный,
Уютный и добрый такой.

(Слайды с достопримечательностями нашего поселка.)

Дети читают свои стихи.

1. Я живу в Артюгино –
Это не сон.
В центре – памятник погибшим,
Как памяти звон.

2. Рядом вечный огонь.
Взгляд героев суров:
Не забыть никому
Ни войны, ни врагов.

3. Артюгино – прекрасная земля!
Это место родное,
Для нас дорогое.

Проводятся русские народные игры.

Литература:

  1. Журналы «Начальная школа».
  2. Я – гражданин России, Москва, Вако 2006.
  3. Стихи о своём посёлке, сочинённые детьми.