«Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогическая, (хорошо) целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка», – писал известный ученый-методист А.В. Текучев.
Формирование орфографической грамотности является одной из главных задач обучения русскому языку в начальной школе. В программе каждого класса предусматривается обязательное усвоение ряда слов, правописание которых не проверяются.
Cловарные слова – одна из проблем начальной
школы. Если эту проблему не решить на
начальном этапе, то она превращается в проблемы
среднего звена и далее…
Словарные слова, как и таблицу умножения, надо
знать наизусть. Вот только таблица умножения
помещается даже на закладке, а словарных слов –
словарь, большой и толстый. Написание этих слов
не подчиняется никаким современным
грамматическим правилам. Их надо учить и учить.
Для некоторых ребят это очень сложно. И для
учителя, это одна из сложных задач – научить
ребенка писать эти слова без ошибок.
В основу формирования орфографических навыков при изучении слов с непроверяемыми написаниями должна быть положена активная учебная работа учащихся. А учитель должен быть руководителем. Он должен создать условия, которые бы обеспечили эффективность работы:
- систему в работе над словами с указанными орфограммами;
- активизацию умственной деятельности учащихся и их памяти;
- обучающий характер учебной деятельности.
Условия, способствующие успешному запоминанию:
- Установка на запоминание.
- Ученик должен хотеть запомнить то, что ему надо запомнить.
- Заинтересованность. Легче запоминается то, что интересно.
- Яркость восприятия. Лучше запоминается все яркое, необычное, то, что вызывает определенные эмоции.
- Образность запечатления. Запоминание, опирающееся на образы.
И только тогда, методы, приёмы будут действовать, когда они естественно входят в методическую систему, приняты и апробированы учителем не первый год на практике. А ещё учитель должен быть убежден, что данная методика даст высокий результат со всех сторон: и в плане обучения и в плане развития, и в плане психологически-комфортного состояния ребёнка в школе.
Предлагаю несколько апробированных способов и методов, которые вам помогут для устранения проблем в формировании орфографической зоркости, а именно по запоминанию написания словарных слов.
Несмотря на то, что на уроке русского языка нужно многое успеть, на работу со словарными словами необходимо отводить 15-20 минут. В неделю для запоминания необходимо брать минимум 5 слов, а максимум 10 слов.
Методы работы над правописанием трудных слов
Запись и чтение слова учителем.
Вставка слова в классное наборное полотно.
Объяснение значения слова (учителем или детьми).
Орфографическая работа над словом (постановка ударения, выделение трудной буквы цветом, например зелёным, звукобуквенный анализ слова, деление слова на слоги и на слоги для переноса).
Заучивание правописания данного слова (подбор однокоренных слов, составление словосочетания, предложения с этим словом, подбор синонимов, антонимов, загадки, поговорки с данным словом, ребусы).
Запись слова в орфографический словарик или в тетрадь для творческих работ. Мы его называем – Словарик «Рисуй-пиши-запоминай-ка» В него дети записываю, зарисовывают трудную(е) букву(ы). При чем в тетрадь для творческих работ слова они записывают после того, как дети с закрытыми глазами попытаются вспомнить слово, как оно было записано на доске. На вспоминание с закрытыми глазами вы даёте 1-2 минуты.
Задание на дом – выучить написание слова (перед сном проговорить слово или группу слов)
Включение слова в разнообразные виды устных и письменных работ и упражнений.
Виды словарных работ
- Запись слов по алфавиту (слова записаны на доске или на карточках).
- Запись слов по теме (даны словарные слова выписать только те, которые относятся к теме «Деревня», или «Животные»)
- Составление рассказа или сказки из группы словарных слов (ворона, огород, капуста, заяц и т.д).
- Картинный диктант.
- Дописать предложение (в предложении пропущено словарное слово).
- Письмо по памяти.
- Самодиктант и взаимопроверка.
Заменить одним словом (человек, который
управляет комбайном – комбайнер)
Заменить синонимами (помидор – томат) или
антонимами (запад – восток)
Советую использовать метод ассоциативного запоминания слов. Работаем в тетрадях для творческих работ.
Орфограмму словарного слова необходимо связать с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму.
Ассоциативный образ должен быть связан со
словарным словом по признакам – цвету,форме
вкусу, звучанию, материалу, количеству; месту
расположения; и д.р.
И главное ассоциативный образ должен иметь в
своем написании не вызывающую сомнений букву,
которая является сомнительной в словарном слове.
Например: сахар – сладкий
При работе со словами в наших словариках «Рисуй – пиши – запоминай-ка» при знакомстве уже второго слова ребята сами придумывают свои ассоциации. Это важно!