Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе

Разделы: Начальная школа


«Словарная  работа – это  не  эпизод в работе  учителя,  а систематическая, хорошо  организованная, педагогическая,  (хорошо) целесообразно построенная работа, связанная  со всеми разделами курса русского языка», – писал известный ученый-методист А.В. Текучев.

Формирование орфографической грамотности является одной из главных задач обучения русскому языку в начальной школе. В программе каждого класса предусматривается обязательное усвоение ряда слов, правописание которых не проверяются.

Cловарные слова – одна из проблем начальной школы.  Если эту проблему не решить на начальном этапе, то она превращается в проблемы среднего звена и далее…
Словарные слова, как и таблицу умножения, надо знать наизусть. Вот только таблица умножения помещается даже на закладке, а словарных слов – словарь, большой и толстый. Написание этих слов не подчиняется никаким современным грамматическим правилам. Их надо учить и учить. Для некоторых ребят это очень сложно. И для учителя, это одна из сложных задач – научить ребенка писать эти слова без ошибок.

В основу формирования орфографических навыков при изучении слов с непроверяемыми написаниями должна быть положена активная учебная работа учащихся. А  учитель должен быть  руководителем. Он должен создать условия, которые бы обеспечили эффективность работы:

  • систему в работе над словами с указанными орфограммами;
  • активизацию умственной деятельности учащихся и их памяти;
  • обучающий характер учебной деятельности.

Условия, способствующие успешному запоминанию:

  • Установка на запоминание.
  • Ученик должен хотеть запомнить то, что ему надо запомнить.
  • Заинтересованность. Легче запоминается то, что интересно.
  • Яркость восприятия. Лучше запоминается все яркое, необычное, то, что вызывает определенные эмоции.
  • Образность  запечатления. Запоминание, опирающееся на образы.

И только тогда, методы, приёмы будут действовать, когда они естественно входят в методическую систему, приняты и апробированы учителем не первый год на практике. А ещё учитель должен быть убежден, что данная методика даст высокий результат со всех сторон: и в  плане обучения и в плане развития, и в плане психологически-комфортного состояния ребёнка в школе.

Предлагаю несколько апробированных способов и методов, которые вам помогут для устранения проблем в формировании орфографической зоркости, а именно по запоминанию написания словарных слов.

Несмотря на то, что на уроке русского языка нужно многое успеть, на работу со словарными словами необходимо отводить 15-20 минут. В неделю для запоминания необходимо брать минимум 5 слов, а максимум 10 слов.

Методы работы над правописанием трудных слов

  • Запись и чтение слова учителем.

  • Вставка слова в классное наборное полотно.

  • Объяснение значения слова (учителем или детьми).

  • Орфографическая работа над словом (постановка ударения, выделение трудной буквы цветом, например зелёным, звукобуквенный анализ слова, деление слова на слоги и на слоги для переноса).

  • Заучивание правописания данного слова (подбор однокоренных слов, составление словосочетания, предложения с этим словом, подбор синонимов, антонимов, загадки, поговорки с данным словом, ребусы).

Запись слова в орфографический словарик или в тетрадь для творческих работ. Мы его называем – Словарик «Рисуй-пиши-запоминай-ка» В него дети записываю, зарисовывают трудную(е) букву(ы). При чем в тетрадь для творческих работ слова они записывают после того, как дети с закрытыми глазами попытаются вспомнить слово, как оно было записано на доске. На  вспоминание с закрытыми глазами вы даёте 1-2 минуты.

  • Задание на дом – выучить написание слова (перед сном проговорить слово или группу слов)

  • Включение слова в разнообразные виды устных и письменных работ и упражнений.

Виды словарных работ

  • Запись слов по алфавиту (слова записаны на доске или на карточках).
  • Запись слов по теме (даны словарные слова   выписать только те, которые относятся к теме  «Деревня», или «Животные»)
  • Составление рассказа или сказки из группы словарных слов (ворона, огород, капуста, заяц и т.д).
  • Картинный диктант.
  • Дописать предложение (в предложении пропущено словарное слово).
  • Письмо по памяти.
  • Самодиктант и взаимопроверка.

Заменить одним словом (человек, который управляет комбайном – комбайнер)
Заменить синонимами (помидор – томат) или антонимами (запад – восток)

Советую  использовать метод ассоциативного запоминания слов. Работаем в тетрадях для творческих работ.

Орфограмму словарного слова необходимо связать с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму.

Ассоциативный образ должен быть связан со словарным словом по признакам – цвету,форме вкусу, звучанию, материалу, количеству; месту расположения; и д.р.
И главное ассоциативный образ должен иметь в своем написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове.

Например: сахар – сладкий

При работе со словами в наших словариках «Рисуй – пиши – запоминай-ка» при знакомстве уже второго слова ребята сами придумывают свои ассоциации. Это важно!