Формирование патриотизма у детей начальной школы

Разделы: Внеклассная работа


1941–1945 годы. Четыре страшных, неимоверно тяжких для всей страны года. Миллионы жизней унесла война. Её никогда не забудут люди земли, ибо нельзя забыть тех, кто сражался не за себя, а за Родину. И особенно очевидными становятся наметившиеся проблемы в сфере патриотического воспитания детей. Уходят деды-прадеды – и рвётся хрупкая связь времен. Если раньше День Победы был семейным праздником, когда за одним столом собирались три поколения большой семьи и фронтовики – деды рассказывали внукам о том, как с боями они шли до Берлина, то теперь традиция эта уходит в прошлое. Нет, праздничные застолья ещё остались. Но некому уже рассказывать сегодняшним первоклассникам о далёких военных годах. К сожалению, случается, что семилетние дети, приходя в школу, воспринимают Великую Отечественную как легенду.

В этой ситуации резко возрастает роль учителя начальной школы, и учителя вообще, в формировании патриотизма у детей. Чтобы воспитать настоящего гражданина своей страны, надо разбудить в ребёнке гордость за победы прадедов, рассказать ему о подвигах нашего народа в той войне, воспитать интерес к истории родной земли и традиционное для россиянина милосердие к побеждённым. Как это сделать? Словами и лозунгами, даже самыми верными и справедливыми, делу не поможешь. Нужно научить младшего школьника не просто знать о войне, но и создать условия для того, чтобы он прочувствовал её перипетии, значимость их для страны и народа, глубоко как говорят старики, сердцем, воспринял их. Для этого необходимо обращаться к патриотической тематике не от случая к случаю, а в повседневной жизни. Сложно? Мне на примере нашей маленькой Старо-Берикульской школы хотелось бы показать, как это возможно. Думается, усилия коллектива учителей, не проходят даром, дети у нас хорошие.

Немного о посёлке и школе: для понимания особенностей. Рудник Берикульский был создан в конце XIX века. Сто лет здесь добывали золото, жили семьи шахтёров. Говорю в прошедшем времени – в сложные перестроечные годы шахту забросили, рудник закрыли. Теперь для восстановления его деятельности нужны огромные вложения средств, которые вряд ли себя оправдают. Люди из посёлка медленно разъезжаются. Но многим просто некуда ехать. Сейчас в Старом Берикуле живут около шестисот человек, семьи бывших шахтёров, в основном – старики. В школе – 60 учеников. Родители их зарабатывают на жизнь сбором трав, грибов и ягод, бьют шишку, охотятся на дичь в богатой тайге Кузнецкого Алатау. Научились держать скот – от него молоко и мясо. Резкая и вынужденная смена ролей – от шахтёра с хорошим заработком до таёжника, живущего сезонной работой, надломила у родителей школьников веру в себя и в жизнь. Похожая ситуация сейчас во многих сёлах и посёлках глухой, как принято говорить, российской провинции. Кто–то скажет – это к делу не относится. И будет не прав. Ведь воспитание детей в отрыве от реалий его, ребёнка, реальной жизни, лишено практического смысла. Ибо бытие в известном смысле определяет сознание, от этого никуда не денешься.

Много стариков? Вот и нужно обратить на них внимание, через гордость за них, заботу о них воспитывать патриотизм. Ценности народа, его историческая память наилучшим образом передаются именно так – от старых к малым. Пусть из пятидесяти ветеранов войны за какие – то несколько лет в живых осталось шестеро. О них и надо думать, выслушивать их, зазывать в школу на “Уроки мужества”. И ветераны откликнулись. Охотно бывают в школе, рассказывают о войне ребятишкам фронтовики Александр Сергеевич Тихонов и Владимир Ефимович Дулебенец.

Остальные плохо себя чувствуют, не могут дойти до школы. Мы сами идём к ним в гости. Тимуровское движение, забытое было, возвращается. О стариках надо заботиться. И не стоит отказываться от всех традиций разом, среди них есть очень хорошие. Переживание растущим ребёнком доброго чувства по отношению к старикам помогает формировать их чувства, особо – умение сопереживать и сочувствовать, которые так нужны для развития эмпатии. И собственно патриотизма, конечно. Ребята ухаживают за памятником берикульцам, погибшим на войне, стоят возле него в почетном карауле 9 мая.

День Победы – особый праздник. Даже старожилы посёлка не могут точно сказать, когда в Старом Берикуле возникла традиция отмечать День Победы как самый главный праздник года. Мало где его ещё так отмечают.

Каждый год у мемориала проводится торжественный митинг. От здания школы к памятнику торжественным маршем идут обязательно все учащиеся – классами, с учителями, от моих первоклашек до “солидных” одиннадцатиклассников. За месяц до праздника, а то и раньше на уроках труда в младших классах и технологии – в средних и старших – начинают подготовку к празднику. Каждый класс – на особинку. Кто-то украшает свою колонну шарами и бумажными гвоздиками, кто-то – голубями мира. Ветераны, кто в силах, идут впереди ребячьей колонны, как почётные гости. Те, кто не может уже по здоровью пройти с детьми, ждут у памятника. Для них у монумента есть специальная скамеечка. Важно отметить, что и в советские годы в посёлке не было привычных для всей страны парадов на 1 Мая, а вот на 9 – обязательно.

Может быть, именно здесь, в праздничных шеренгах, младшие школьники учатся испытывать особую гордость за свой народ, патриотизм. Как светятся глаза девчонок и мальчишек, как много вопросов задают они ветеранам на уроках Мужества!

В воспитании патриотизма очень важна преемственность. Уже к четвёртому классу ребятишки бывают готовы к участию в работе группы “Поиск”, которую возглавляет отличник народного просвещения, лучший учитель Кузбасса Галина Петровна Шитова.

Вместе с ней ребята собирают материал о фронтовиках-берикульцах, как ныне живущих так и покинувших нас. Каждому из них посвящён отдельный альбом. Сейчас ребята вместе с Галиной Петровной ищут репрессированных, собирают материалы о тружениках тыла и “трудармии” - сосланных в наши края семьях поволжских немцев.

Ссыльные немцы и живущие до сих пор в Берикуле их потомки заставляют нас подходить к теме войны с особой осторожностью и щепетильностью. Знаю, в большинстве городов и сёл России такой проблемы не существует. Для нас же она все эти годы остаётся актуальной. Многие из сосланных в Старый Берикуль немецких семейств в сложные годы уехали на историческую Родину, в объединенную Германию. Другие предпочли остаться здесь, куда в сороковые годы их вывезли с Поволжья. Естественно, нам, учителям, нельзя сбрасывать со счетов те сложности, что пережили дедушки и бабушки наших учеников. Поэтому с первого класса дети из русских и немецких семей (представителей других наций у нас практически нет), слышат: в той войне мы были на одной стороне, поволжские немцы пострадали незаконно, это результат сталинских репрессий. Наши деды, прадеды воевали против фашистов, а не против немецкого народа. Возможно, в других посёлках дети узнают эту истину намного позже, от учителя истории. А то такую “деталь” и вовсе обойдут стороной, как незначительную. Мы же не можем допустить такого, ведь в одном марше победы по Берикулю идут каждый год все” и старые, и малые, и русские, и немцы. Представители единого Российского народа.