Задачи урока:
- Образовательные: Сформировать общие представления о давлении, его единицах, уметь находить давление.
- Развивающие: развитие экспериментальных умений, навыков, логического мышления, обоснование своих высказываний, развитие навыков работы в группе.
- Воспитательные: формирование навыков самостоятельной работы, воспитание чувства сотрудничества в процессе совместного выполнения учебного задания, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания .
Оборудование:
- Мультимедийный проектор.
- Интерактивная доска.
- Иллюстративная компьютерная презентация.
- Компьютер.
- Деревянный брусок – 9 шт.
- Динамометр – 9 шт.
- Тест – задания.
Ход урока
1.Актуализация знаний и психологическая установка.
2.Выявление имеющихся знаний
3.Изучение нового материала. (Приложение 1)
4.Демонстрация опытов.
5.Экспериментальная задача.
6. Закрепление пройденного (решение задачи, тест-задание).
7. Этап рефлексии.
I. Организация начала урока
Учитель: Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь и пожелайте друг другу успехов. Скажите себе мысленно: СЛАЙД 1
- Я буду внимательным.
- Я буду думать, думать, думать.
- Буду сосредоточенно размышлять.
- Буду догадлив и старателен.
- Улыбнитесь теперь мне и пожелайте удачи, ведь мы должны провести урок интересно.
СЛАЙД 2. Эпиграф к уроку: “Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями мысли, а не памяти” Л.Н. Толстой. Вдумайтесь в слова Л.Н. Толстого. Скажите, что будет главным на уроке размышление, понимание или заучивание?
II. Выявление имеющихся знаний
Учитель: Сегодня на уроке мы с вами попытаемся разгадать тайну. Не будем оставаться в невежестве, когда знания стучаться во все врата. Давайте, приложим все свои знания и умения, чтобы разгадать эту тайну. Имя ее, мы узнаем, разгадав кроссворд. СЛАЙД 3
На предыдущих уроках мы много говорили о физической величине, которая является причиной изменения скорости.
№4. Как называется эта величина? (сила)
№1. Для измерения силы используется прибор. Как он называется? (динамометр)
№2. Чем характеризуется действия силы? (деформацией)
№3. Как называется сила, действующая со стороны груза на пружину? (вес)
№5. Проводим эксперимент: брусок, динамометр. Какая сила возникает при движении одного тела по поверхности другого? (Трения)
№6. Как называется единица силы?
№7. Проводим эксперимент - груз на пружине. Как называется сила, возникающая в пружине?
№8. Как называется сила, с которой знания притягивают к себе все тела?
А теперь давайте назовем тему нашего урока по вертикали в кроссворде.
Мы с вами разгадали только имя тайны - Давление
Откройте тетради и запишите тему урока. СЛАЙД 4
III. Изучение нового материала
Учитель обращает внимание учащихся на иллюстрацию к произведению Мамина-Сибиряка “Серая шейка” (СЛАЙД 5) и зачитывает отрывок из этого произведения:
“…Лиса действительно пришла через несколько дней, села на берегу и опять заговорила:
- Соскучилась я по тебе, уточка…Выходи сюда; а не хочешь, так я сама к тебе приду.
И Лиса принялась ползти осторожно по льду к самой полынье. У Серой Шейки замерло сердце…”.
Вопрос: Почему лиса осторожно ползла по льду? (Выслушиваем ответы).
Учитель: Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо познакомиться с темой “Давление”.
Слово “давление” вам хорошо известно. Послушайте предложения:
Давление резко падает, возможны осадки.
Защитники команды “Динамо” не выдержали давления нападающих “Спартака”.
У больного внезапно повысилось давление.
– Это была женщина, – сказал комиссар Мегре, – только тонкий каблук женских туфель мог произвести такое большое давление.
Во всех этих предложениях слово “давление” использовано в разных ситуациях и имело разное значение. Мы рассмотрим давление с точки зрения физики.
Итак, начинаем разгадывать тайну. СЛАЙД 6
Ученик:
Вышел слон на лесную дорожку,
Наступил муравью он на ножку.
И вежливо очень сказал муравью:
“Можешь и ты наступить на мою”.
Одинаковый ли результат получится в итоге?
(Дети предлагают разные версии, но их большинство сводится к обсуждению массы слона и массы муравья
В итоге обсуждения учащиеся делают вывод: масса слона больше, поэтому и вес слона больше, а значит, и воздействие слона больше. Появляется окончательная версия, что слон оказывает большее воздействие.
Учащиеся рассматривают фотографии СЛАЙД 7, снятые цифровым фотоаппаратом: на одной – девочка стоит на мате в физкультурном зале, а на другой – там же на лыжах.
Учитель: Возникла проблемная ситуация – одна и та же сила оказала разное действие. Почему так происходит? (версии учащихся).
Учитель: Вы видите двух мальчиков одинакового телосложения СЛАЙД 8 а, значит, и веса. Следовательно, лыжник давит на снег с такой же силой, что и пешеход. Почему же результат действия силы разный? (версии учащихся).
У лыжника действие силы распределяется по площади касания снега и лыж, а у пешехода – снега и подошв. Однако площадь лыж больше площади подошв. Поэтому и результат действие лыжника на снег проявляется в меньшей степени. Лыжник не проваливается на снегу.
Учитель: Давайте проверим свои догадки. СЛАЙД 9.
Результат действия силы зависит от направления и модуля силы, а также от площади, перпендикулярно которой действует эта сила.
Демонстрация опытов.
Опыт 1 с бруском и гвоздями. СЛАЙД 10
Проведем опыт.
Возьмём доску с гвоздями
а) установим ее остриями вверх на песке;
б) положили на доску груз;
в) перевернули доску и поставим ее на острие.
Сравните результаты в трех случаях. Ответы учащихся. Вывод: Давление бруска на песок разное. В первом случае меньше, чем во втором.
Учитель. А от чего же зависит результат действия силы?. СЛАЙД 11. Рассматривая таблицу, учащиеся отвечают на вопрос.
Учитель: Введем буквенные обозначения физических величин. СЛАЙД 11
Какой буквой обозначается сила? (F)
Какой буквой обозначается площадь? (S)
СЛАЙД 12
Учитель. Давление - величина, равная отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности.
ДАВЛЕНИЕ обозначается буквой p .
Повторим все вместе: чтобы давление нам получить, нужно силу на площадь делить!
Учитель. Выведем единицу измерения давления. СЛАЙД 13
1 Па – это такое давление, которое производит сила давления в 1 Н, действующая на поверхность площадью 1 м2 перпендикулярно этой поверхности.
1 гПа – 100 Па
1 кПа – 1000 Па
Вопрос: Что означает запись: p=15000Па, p=5000Па?
(15000 ПА – это такое давление, которое производит сила в 15000 Н, действующая на поверхность площадью 1м2 перпендикулярно этой поверхности.)
Ученик. Сообщение “Блез Паскаль” СЛАЙД 14
Учитель: Вернемся к героям “Серой Шейки”. СЛАЙД 6
Почему же лиса осторожно ползла по льду?
(Лиса выбрала такой способ передвижения, чтобы увеличить площадь поверхности, а давление, производимое на лед, уменьшить.)
СЛАЙД 15
Учитель. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Мы хорошо потрудились, устали, давайте немного разомнемся, а заодно закрепим новый материал.
Пожалуйста, все встаньте. Вы сейчас оказываете давление на пол. Изменится ли давление, если вы подымите одну ногу?
СЛАЙД 16 Справочные данные.
IV. Закрепление
Учитель. “Душа науки – это практическое применение её открытий. – говорит американский физик Томсон СЛАЙД 17. Как вы понимаете его слова?
Решение задачи у доски.
СЛАЙД 18
Учитель: Задумайтесь над словами китайского философа Конфуция: “Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я научусь”.
И в подтверждение этой великой мысли мы проводим эксперимент (брусок, динамометр, линейка). Работаем в парах.
Учащиеся получают инструкцию о порядке выполнения эксперимента (приложение 2).
Вывод: давление зависимости от площади поверхности опоры.
V. Итог урока
Учитель: Подведем итог урока
- С какой физической величиной вы познакомились сегодня на уроке?
- Какую силу называют силой давления?
- Что такое давление?
- Единицы давления?
Домашнее задание: параграф 33, Упр.13(3)
Учитель: Ну что ж, вот мы и раскрыли еще одну тайну. И это прекрасно.
Как сказал СЛАЙД 19 известный физик А. Эйнштейн: “Самое прекрасное и глубокое из достигнутых ними чувств – это ощущение тайны, ибо в ней – источник истинной науки”. Ребята, а вы как думаете? Вы согласны с А. Эйнштейном?
VI. Проверка знаний
Учитель: Проверим, как мы усвоили новый материал. СЛАЙД 20, СЛАЙД 21 (приложение 3). Учащиеся вписывают буквы и получают ключевое слово.
Выставление оценок. СЛАЙД 22.