Урок физики в 7-м классе по теме «Давление. Единицы давления»

Разделы: Физика


Задачи урока:

  • Образовательные: Сформировать общие представления о давлении, его единицах, уметь находить давление.
  • Развивающие: развитие экспериментальных умений, навыков, логического мышления, обоснование своих высказываний, развитие навыков работы в группе.
  • Воспитательные: формирование навыков самостоятельной работы, воспитание чувства сотрудничества в процессе совместного выполнения учебного задания, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания .

Оборудование:

  • Мультимедийный проектор.
  • Интерактивная доска.
  • Иллюстративная компьютерная презентация.
  • Компьютер.
  • Деревянный брусок – 9 шт.
  • Динамометр – 9 шт.
  • Тест – задания.

Ход урока

1.Актуализация знаний и психологическая установка.

2.Выявление имеющихся знаний

3.Изучение нового материала. (Приложение 1)

4.Демонстрация опытов.

5.Экспериментальная задача.

6. Закрепление пройденного (решение задачи, тест-задание).

7. Этап рефлексии.

I. Организация начала урока

Учитель: Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь и пожелайте друг другу успехов. Скажите себе мысленно: СЛАЙД 1

- Я буду внимательным.

- Я буду думать, думать, думать.

- Буду сосредоточенно размышлять.

- Буду догадлив и старателен.

- Улыбнитесь теперь мне и пожелайте удачи, ведь мы должны провести урок интересно.

СЛАЙД 2. Эпиграф к уроку: “Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями мысли, а не памяти” Л.Н. Толстой. Вдумайтесь в слова Л.Н. Толстого. Скажите, что будет главным на уроке размышление, понимание или заучивание?

II. Выявление имеющихся знаний

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами попытаемся разгадать тайну. Не будем оставаться в невежестве, когда знания стучаться во все врата. Давайте, приложим все свои знания и умения, чтобы разгадать эту тайну. Имя ее, мы узнаем, разгадав кроссворд. СЛАЙД 3

На предыдущих уроках мы много говорили о физической величине, которая является причиной изменения скорости.

№4. Как называется эта величина? (сила)

№1. Для измерения силы используется прибор. Как он называется? (динамометр)

№2. Чем характеризуется действия силы? (деформацией)

№3. Как называется сила, действующая со стороны груза на пружину? (вес)

№5. Проводим эксперимент: брусок, динамометр. Какая сила возникает при движении одного тела по поверхности другого? (Трения)

№6. Как называется единица силы?

№7. Проводим эксперимент - груз на пружине. Как называется сила, возникающая в пружине?

№8. Как называется сила, с которой знания притягивают к себе все тела?

А теперь давайте назовем тему нашего урока по вертикали в кроссворде.

Мы с вами разгадали только имя тайны - Давление

Откройте тетради и запишите тему урока. СЛАЙД 4

III. Изучение нового материала

Учитель обращает внимание учащихся на иллюстрацию к произведению Мамина-Сибиряка “Серая шейка” (СЛАЙД 5) и зачитывает отрывок из этого произведения:

“…Лиса действительно пришла через несколько дней, села на берегу и опять заговорила:

- Соскучилась я по тебе, уточка…Выходи сюда; а не хочешь, так я сама к тебе приду.

И Лиса принялась ползти осторожно по льду к самой полынье. У Серой Шейки замерло сердце…”.

Вопрос: Почему лиса осторожно ползла по льду? (Выслушиваем ответы).

Учитель: Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо познакомиться с темой “Давление”.

Слово “давление” вам хорошо известно. Послушайте предложения:

Давление резко падает, возможны осадки.

Защитники команды “Динамо” не выдержали давления нападающих “Спартака”.

У больного внезапно повысилось давление.

– Это была женщина, – сказал комиссар Мегре, – только тонкий каблук женских туфель мог произвести такое большое давление.

Во всех этих предложениях слово “давление” использовано в разных ситуациях и имело разное значение. Мы рассмотрим давление с точки зрения физики.

Итак, начинаем разгадывать тайну. СЛАЙД 6

Ученик:

Вышел слон на лесную дорожку,
Наступил муравью он на ножку.
И вежливо очень сказал муравью:
“Можешь и ты наступить на мою”.

Одинаковый ли результат получится в итоге?

(Дети предлагают разные версии, но их большинство сводится к обсуждению массы слона и массы муравья

В итоге обсуждения учащиеся делают вывод: масса слона больше, поэтому и вес слона больше, а значит, и воздействие слона больше. Появляется окончательная версия, что слон оказывает большее воздействие.

Учащиеся рассматривают фотографии СЛАЙД 7, снятые цифровым фотоаппаратом: на одной – девочка стоит на мате в физкультурном зале, а на другой – там же на лыжах.

Учитель: Возникла проблемная ситуация – одна и та же сила оказала разное действие. Почему так происходит? (версии учащихся).

Учитель: Вы видите двух мальчиков одинакового телосложения СЛАЙД 8 а, значит, и веса. Следовательно, лыжник давит на снег с такой же силой, что и пешеход. Почему же результат действия силы разный? (версии учащихся).

У лыжника действие силы распределяется по площади касания снега и лыж, а у пешехода – снега и подошв. Однако площадь лыж больше площади подошв. Поэтому и результат действие лыжника на снег проявляется в меньшей степени. Лыжник не проваливается на снегу.

Учитель: Давайте проверим свои догадки. СЛАЙД 9.

Результат действия силы зависит от направления и модуля силы, а также от площади, перпендикулярно которой действует эта сила.

Демонстрация опытов.

Опыт 1 с бруском и гвоздями. СЛАЙД 10

Проведем опыт.

Возьмём доску с гвоздями

а) установим ее остриями вверх на песке;

б) положили на доску груз;

в) перевернули доску и поставим ее на острие.

Сравните результаты в трех случаях. Ответы учащихся. Вывод: Давление бруска на песок разное. В первом случае меньше, чем во втором.  

Учитель. А от чего же зависит результат действия силы?. СЛАЙД 11. Рассматривая таблицу, учащиеся отвечают на вопрос.

Учитель: Введем буквенные обозначения физических величин. СЛАЙД 11

Какой буквой обозначается сила? (F)

Какой буквой обозначается площадь? (S)

СЛАЙД 12

Учитель. Давление - величина, равная отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности.

ДАВЛЕНИЕ обозначается буквой p .

Повторим все вместе: чтобы давление нам получить, нужно силу на площадь делить!

Учитель. Выведем единицу измерения давления. СЛАЙД 13

1 Па – это такое давление, которое производит сила давления в 1 Н, действующая на поверхность площадью 1 м2 перпендикулярно этой поверхности.

1 гПа – 100 Па

1 кПа – 1000 Па

Вопрос: Что означает запись: p=15000Па, p=5000Па?

(15000 ПА – это такое давление, которое производит сила в 15000 Н, действующая на поверхность площадью 1м2 перпендикулярно этой поверхности.)

Ученик. Сообщение “Блез Паскаль” СЛАЙД 14

Учитель: Вернемся к героям “Серой Шейки”. СЛАЙД 6

Почему же лиса осторожно ползла по льду?

(Лиса выбрала такой способ передвижения, чтобы увеличить площадь поверхности, а давление, производимое на лед, уменьшить.)

СЛАЙД 15

Учитель. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Мы хорошо потрудились, устали, давайте немного разомнемся, а заодно закрепим новый материал.

Пожалуйста, все встаньте. Вы сейчас оказываете давление на пол. Изменится ли давление, если вы подымите одну ногу?

СЛАЙД 16 Справочные данные.

IV. Закрепление

Учитель. “Душа науки – это практическое применение её открытий. – говорит американский физик Томсон СЛАЙД 17. Как вы понимаете его слова?

Решение задачи у доски.

СЛАЙД 18

Учитель: Задумайтесь над словами китайского философа Конфуция: “Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я научусь”.

И в подтверждение этой великой мысли мы проводим эксперимент (брусок, динамометр, линейка). Работаем в парах.

Учащиеся получают инструкцию о порядке выполнения эксперимента (приложение 2).

Вывод: давление зависимости от площади поверхности опоры.

V. Итог урока

Учитель: Подведем итог урока

  • С какой физической величиной вы познакомились сегодня на уроке?
  • Какую силу называют силой давления?
  • Что такое давление?
  • Единицы давления?

Домашнее задание: параграф 33, Упр.13(3)

Учитель: Ну что ж, вот мы и раскрыли еще одну тайну. И это прекрасно.

Как сказал СЛАЙД 19 известный физик А. Эйнштейн: “Самое прекрасное и глубокое из достигнутых ними чувств – это ощущение тайны, ибо в ней – источник истинной науки”. Ребята, а вы как думаете? Вы согласны с А. Эйнштейном?

 VI. Проверка знаний

Учитель: Проверим, как мы усвоили новый материал. СЛАЙД 20, СЛАЙД 21 (приложение 3). Учащиеся вписывают буквы и получают ключевое слово.

Выставление оценок. СЛАЙД 22.