Урок ознакомления с окружающим миром в 3-м классе по теме "Свойства и чудесные превращения воды в природе. Обобщение"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: создание условий для систематизации и обобщения знаний по пройденной теме.

Задачи:

  • Учебные: закрепление знаний о 3-х состояниях, свойствах, значении и круговороте воды в природе и формирование соответствующих компетенций (т.е. ЗУНов, которые ученики смогут применять в различных меняющихся условиях).
  • Воспитательные: воспитание сознания чутко воспринимающего мир: развитие способности получать эстетическое удовольствие от красоты природы, формирование потребности в бережном отношении к природе.
  • Развивающие: расширение кругозора, развитие познавательных способностей (логического мышления, устойчивого внимания, произвольной памяти).

Оборудование:

  • общеклассное: компьютер; интерактивная доска SMART Board; мультимедийный проектор; электронное приложение к уроку, разработанное в редакторе Notebook;
  • индивидуальное: разработан макет рабочей тетради, представляющий собой бланки ответов для выполнения заданий с/р.

Педагогические технологии, применяемые на уроке:

Технологии развивающего обучения:

  • Технология проблемного обучения
  • Технология исследовательского обучения
  • Технология группового обучения
  •  Коммуникативные технологии

Методы работы, используемые на уроке:

  • «Блочная» компоновка материала
  • Использование игровых приёмов
  • Использование заданий, требующих творческой деятельности от учеников
  • Обращение к личностному опыту детей в ходе объяснения материала
  • Самостоятельный способ разрешения противоречия учащимися
  • Организация процесса сравнения
  • Организация ситуации взаимопомощи
  • Представление ученикам различной точки зрения на проблему, высказывание собственной точки зрения
  • Постановка проблемы и организация поисковой деятельности
  • Исследовательское задание
  • Сопоставление фактов, формулирование вывода

ХОД УРОКА

1. Формулирование темы урока

Приложение 1 (стр.2)

Сегодня на уроке окружающего мира мы будем говорить об удивительном веществе. Вот такие высказывания о нём можно встретить сегодня в научных газетах, журналах, энциклопедиях, услышать в познавательных передачах: «Это необыкновенное вещество, главное из веществ в природе, одно из её чудес».
Возможно, у вас уже есть предположения, что же это может быть, но я предлагаю убедиться в этих предположениях и разгадать кроссворд. Если все задания выполните правильно, то в одной из строк по горизонтали прочтёте название этого вещества (кстати, все явления и процессы, о которых упоминается в данном кроссворде, самым непосредственным образом связаны с этим веществом).

2. Задания кроссворда

Приложение 1 (стр.3)

  1. Ярко-белые облака, похожие на разбросанные по небу быстро движущиеся клочки ваты, постоянно меняющие свою форму. Образуются на высоте до 7км. (Кучевые)
  2. Опасное явление неживой природы в зимнее время года (Гололёд)
  3. Назовите одним словом: дождь, снег, град. (Осадки)
  4. Природное явление в виде лёгкой белой дымки у поверхности земли. (Туман)

Итак, это – вода. А тема нашего урока – «Свойства и чудесные превращения воды в природе». Я приведу вам ещё цитаты из высказываний великих людей прошлого:

Приложение 1 (стр.4)

Леонардо да Винчи – итальянский, художник эпохи возрождения: «Воде дана волшебная власть стать соком жизни на земле»
Антуан де Сент-Экзюпери, французский лётчик и писатель. С одним  из его произведений мы познакомимся на уроках чтения в 4 классе, а сейчас прочтём его высказывание о воде:  «Вода! Ты самое большое богатство на свете».
А вот что говорит русская пословица: «Мать-водица – всему царица».

За что же это вещество получило столь высокие эпитеты? Почему в разные времена в разных странах столь высоко ценили воду и присваивали ей столь высокое значение?

3. Закрепление знаний по теме «Свойства воды»

Значение воды

Приложение 1 (стр.5)

Я открою вам слайды, а вы обсудите то, что на них изображено в парах и представите нам своё заключение о значении воды.

  • Древнейший источник энергии.
  • Используется в промышленности. (Справка: для изготовления 1 т кирпича необходимо 1 т воды; 1т сахара – 100т воды; 1 т бумаги – 250 т воды.)
  • Среда обитания.
  • Эстетическое наслаждение.
  • Используется в быту.
  • Необходима для жизни живых существ. (Справка: без пищи человек может прожить несколько недель, а без воды – 5-6 дней. Дожив до 60 лет, человек выпивает больше 50т воды (целую цистерну); слону в сутки надо 90л воды. Вода входит в состав любого живого организма: тело взрослого человека на 70% состоит из воды, т.е. если человек весит 70кг, то 50кг (5 вёдер) – вода. Растения на 4/5 состоят из воды.
  • Огромные запасы воды в мире. (Справка: если быстро раскрутить глобус, то он покажется одноцветным – голубым, т.к. 3/4 поверхности земного шара занимает океан. Если воду распределить равномерно, то она покроет землю четырёхкилометровым слоем.)
    Итак, вода – первое из природных богатств, с которым встречается человек в своей жизни. Она становится неразлучным спутником человека на всю жизнь. Можно обойтись без многих богатств, но без воды жизнь невозможна. Всё это бесспорно подчеркивает её уникальность? Какие высказывания об этом веществе, приведенные мною в начале урока, вы запомнили?

Да, это главное вещество в природе. А вот почему одно из её чудес? Натолкнуть вас на правильный ответ должен вот этот слайд. Я прошу не просто полюбоваться его красотой, а связать увиденное с темой урока (как представлена вода: одновременно она может существовать в разных состояниях).
Давайте теперь подробно рассмотрим такой аспект, как существование воды в природе одновременно в 3-х состояниях и чудесные превращения этого вещества.

Свойства воды

Приложение 1 (стр.6)

Рассмотрите рисунок и назовите состояния воды (жидкое, твёрдое, газообразное)
Выберите свойства, характерные для всех 3-х состояний (не имеет цвета, вкуса запаха, прозрачность).
А теперь давайте вспомним и классифицируем индивидуальные свойства, характерные для каждого состояния. Выберите те свойства, которые характерны для воды в жидком состоянии (текучесть, растворитель, принимает форму сосуда, при нагревании – расширяется).

Свойство растворимости

Приложение 1 (стр.7)

Некоторые из перечисленных свойств рассмотрим подробнее. Итак, вода – хороший растворитель. А что это значит? (В ней некоторые вещества могут распадаться на невидимые мельчайшие частицы и вместе с водой проходить  через фильтр.)
Как называются такие вещества? (Растворимыми)
Есть вещества, которые ведут себя по-другому, попадая в воду. Как? (Они не растворяются, вода становится мутной)
Как можно очистить такую  воду? (Отстоять или пропустить через фильтр) И это нерастворимые вещества.
Распределите данные вещества в 2 группы: растворимые, нерастворимые: мёд, сахар, соль, песок, глина, мел.

На одном из уроков по данной теме мы приводили такие цифры: солёной воды на земле в 50 раз больше пресной (на каждые 100 л солёной воды приходится лишь 2 л пресной). Как, опираясь на изложенное выше, вы можете прокомментировать этот факт? (Вода вымывает из земли соли, песок, глину. Частицы этих веществ перемешиваются с частицами воды. Многие вещества растворяются в ней, в том числе и минеральные соли)

Дистиллированная  вода: получение и назначение

Приложение 1 (стр.8)

А кто из вас знает, как называется самая чистая вода? (Дистиллированная. Она не содержит  примесей и используется в медицине, химических лабораториях для получения растворов. Получают её путём охлаждения водяного пара).
С помощью имеющихся  технических средств мы имеем возможность смоделировать эксперимент по получению дистиллированной воды.

4. Постановка опыта

На штативе крепим асбестовую сетку, на которую ставим колбу с обычной водой. С помощью другого держателя крепим пустую колбу и соединяем их газоотводной трубкой с пробкой. Колбу с водой нагреваем.
Как вы думаете, что будет происходить? (Из воды будет выделяться пар, который будет двигаться по газоотводной трубке в пустую колбу. Там соприкасаясь с холодными стенками пар будет превращаться в капельки жидкости, которая будет стекать в пустой стаканчик. Эта и есть дистиллированная вода).

Приложение 1 (стр.9)

А теперь рассмотрите рисунки и, опираясь на полученные знания, пронумеруйте их в порядке увеличения растворённых солей в той или другой воде.

Физминутка

Приложение 1 (стр.10)

Психологи утверждают, что звук льющейся воды, плеск волн и вообще водные пейзажи  успокаивают нервную систему, создают хорошее настроение.
Давайте и мы дадим возможность отдохнуть своему организму, своим глазам: посмотрите на движущиеся по небу облака, посмотрите вдаль, а теперь опустите голову, закройте глаза и послушайте, как композиторы в своих произведениях передают шум дождя, звуки воды.

Способность воды сжиматься и расширяться

Приложение 1 (стр.11)
А теперь давайте с вами вернёмся к такому удивительному свойству воды в жидком состоянии, как способность расширяться и сжиматься при изменении температуры. Почему же это происходит? Поможет вам в этом небольшой флеш-ролик. Как и любое вещество, вода состоит из частиц. Пронаблюдайте за их поведением при изменении температуры и сделайте вывод ( Вывод: при низкой температуре расстояние между частицами небольшое, они очень плотно расположены друг к другу и потому малоподвижны; при увеличении температуры частички быстрее двигаются, сильнее сталкиваются и разлетаются на большие расстояния друг от друга, пространство между ними увеличивается).
Так ведут себя и другие жидкости: ртуть, спирт…

Термометр, его устройство и назначение

Приложение 1 (стр.12)

Какой прибор изобрёл человек, основываясь на этом свойстве жидкостей? (термометр)
Где используется этот прибор? (Для измерения температуры воздуха, тела человека и животных, почвы, воды.)
Вспомните устройство термометра (колба с жидкостью, стеклянная трубка, шкала, корпус)
Кто изобрёл шкалу? (шведский учёный Цельсий)
Как он назвал 1 часть своей шкалы? (Градус, а шкала в честь него получила название шкалы Цельсия)
Одно из изобретений учёного была отметка на шкале точки отсчёта градусов тепла и холода. Что это за отметка, какому значению она соответствует? (0)

Приложение 1 (стр. 14)

А теперь, опираясь на имеющиеся знания, заполните данную таблицу.

Приложение 1 (стр.15)

Просмотрите флеш-ролик. Какую температуру показывает градусник в каждом из данных случаев?

Приложение 1 (стр..13)

Какой может быть температура воды в каждом из данных случаев, покажите на термометре.

Приложение 1 (стр.6)

Я сделала фотографии расположения частиц воды в различных её состояниях с флеш-ролика и прошу вас правильно их распределить.
Какое свойство воды в различных её состояниях обусловлено особенностями поведения частиц? (Сохранять форму, менять форму, заполнять весь объём)

Итак, процесс перехода воды из жидкого состояния в твёрдое называют замерзанием, а  воду в этом состоянии называют лёд.
А как называют процесс перехода воды в газообразное состояние? (Испарение) А воду в газообразном состоянии? (Водяной пар)
При какой температуре происходит испарение? (При любой)
Распределите оставшиеся свойства между твёрдым и газообразным состоянием воды.
Каким ещё уникальным свойством, которое не указано на слайде, обладает лёд? (Он легче воды)

Закрепление по теме «Круговорот воды в природе»

Приложение 1 (стр.16)

Итак, мы выяснили, почему воду называют не только главным, но и чудесным веществом. (Одновременно существует в природе в 3-х состояниях.)
Но ведь тема нашего урока – чудесные превращения воды в природе, а не просто чудесное вещество. Почему?
Вода не просто существует в трёх состояниях, она способна переходить из одного состояния в другое. И этот процесс происходит в природе постоянно (в любое время года и суток) и называется он – круговорот. Опишите этот процесс, глядя на данный слайд.

5. Обобщение изученного материала    

Приложение 1 (стр.17)

Прочтите предложения и вставьте пропущенные слова.

6. Охрана водных ресурсов. Итоги урока

Приложение 1 (стр.18,19)

Я думаю, мы выполнили поставленную задачу. Но я не могу оставить без внимания ещё 1 очень важный вопрос, касающийся воды, который в последнее время звучит всё чаще и тревожнее.
Почему ещё 100 лет назад воды хватало, а сегодня мы говорим об угрозе водного голода? Ведь воду, как мы выяснили, нельзя уничтожить. И сколько было её миллионы лет назад, столько осталось и сейчас. Правда, с ростом населения, строительством новых городов, предприятий, мы берём воды всё больше. Но тем не менее, она никуда не исчезает с нашей планеты: сколько воды берут, столько и отдают. Только берём мы воду чистую, а отдаём грязную. В реки и озёра сбрасываются промышленные отходы, канализационные стоки, ядохимикаты, бытовой мусор.
Учёные подсчитали, что каждый год во всём мире в водоёмы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы загрузить 10 000 товарных поездов.
Даже в чистых водах Арктики нашли следы стирального порошка.
В начале урока мы уже говорили, что пресной воды на земле не так уж и много, к том у же не вся пресная вода может быть использована. Большая часть её находится в виде недоступных огромных ледников. Льды Антарктиды содержат 2/3 запасов питьевой воды, оставшаяся 1/3 содержится в реках и озёрах.
Вывод: необходимо экономное расходование воды, бережное отношение к водным ресурсам.

Ни умыться, ни напиться без воды.
Листику не распуститься без воды.
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек.
И поэтому всегда –
Всем везде нужна вода!