Классный час "Милосердие облагораживает, украшает человека"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


Цель: Воспитание в детях человечности, милосердия, умения прийти на помощь нуждающимся в ней, стремления быть благородным в жизни.

Оборудование: Карточки с новыми словами, цветок, платок, маска белочки, карточки с пословицами (для учащихся).

I. Организационный момент

II. Постановка учебной задачи

  1. Чтение стихотворения
  2. “Угрызения совести” (В. Казыханов)

    Ворочается в постели, ворочается,-
    Не может заснуть Лейла.
    Мать, заметив это, забеспокоилась:
    “Заболела ты, доченька, что ли?”

    “Нет”,- сказала Лейла, притихнув,
    Пряча глаза от нее,
    Но с каждой минутой и часом
    Все невыносимей становиться.

    “Ты знаешь, сегодня, в трамвае,-
    Сказала она, наконец,-
    С подружкой, двум старым бабулям
    Мы не уступили мест…

    Поверь, мама, больше такого
    Я не допущу никогда!”
    - Прекрасно, родная, что совесть
    Тебе подсказала вину.

    Но все ж, не беда,-
    Засыпай уж. Я скоро к тебе приду.

  3. Работа над стихотворением.
  • Что такое совесть?
  • (ответы учащихся).

(открываю на доске слово “совесть”)

  • Совесть – чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом. Быть совестливым – быть честным, порядочным.
  • А как вы понимаете слово “угрызение совести”?

(открываю на доске слова угрызение совести)

  • (ответы учащихся).
  • Угрызение совести – беспокойство, мучительное состояние из-за чувства своей вины.
  • Сейчас рассмотрим содержание стихотворения. Отчего так мучительно беспокоилась Лейла? Что не давало ей заснуть?
  • Ее мучила совесть за то, что она не уступила место старым людям в трамвае.
  • Как вы думаете, ребята, поняла Лейла свою ошибку?
  • Да, поняла.
  • В другой раз она поступит так плохо?
  • Нет.
  • Больше она так не поступит, она уступит свое место пожилым. Если бы она и ее подружка уступили свои места бабушкам, то что бы они совершили по отношению к старым людям.
  • Благородство, милосердность.
  • Значит, о чем мы говорим на сегодняшнем классном часу?
  • О милосердии, о милосердности.

(открываю тему на доске)

III. Решение учебной задачи

  1. Объяснение слова “милосердие”.

(открываю на доске слово)

  • Как вы понимаете слово “милосердие”? Что предполагает “милосердность”?
  • (ответы учащихся)
  • Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. Быть милосердным – проявлять милосердие, сострадание, помочь в чем-либо, проявления великодушия к другому человеку.

(на доске открываю слова “сострадание”, “великодушие”, “доброжелательность”)

  • В чем и как выражается благородные, милосердные качества людей?
  • В их отношениях к родителям, родственникам, знакомым, в отношении к природе, к животным, к птицам и т. д.
  1. Работа с пословицами.
  • Ребята, очень много народных пословиц и поговорок о милосердии, о милосердности. Я вам сейчас раздам карточки, в которых написаны части пословиц и поговорок. Вы сами будете составлять пословицы.

(работа в группах)

  • Доброе дело сверши и в море брось – оно все равно к тебе вернется.
  • Не делай зла, не то на зло нарвешься.
  • Не рой другому яму – сам споткнешься.
  • Человека человеком делает совесть.
  • Неспособный к благодеянию зла не совершит.
  • Добро не купишь.
  • Человека человеком делает совесть.
  • Если один человек сделал доброе дело другому, то последний желает ему: “Пусть Бог вам добрых детей пошлет!” как вы это понимаете?
  • (ответы учащихся)
  • Если в трудное время, во время болезни, дети окажут родителям необходимую помощь – это и есть доброта, милосердность детей.
  • Еще как можно отблагодарить человека за хорошее, доброе дело?
  • Спасибо, будь счастлив(а), будь умницей, будь здоров(а).

IV. Физкультминутка

  • Дети, давайте встанем в круг и скажем друг другу хорошие слова, добрые пожелания.
  • (передают друг другу цветок и при этом говорят хорошие, добрые пожелания).
  • Игра “Волшебный цветок”.
  • А что мы скажем к этим пожеланиям?
  • Спасибо!
  • Давайте все вместе тепло и ласково проговорим это волшебное слово “Спасибо!”.
  • А как почувствовали себя, услышав это ласковое слово? Как вам стало?
  • Хорошо, весело!
  • Да, у всех у вас загорелись, засмеялись глаза, всем стало весело, радостно.

V. Повторение ранее изученного

  • Ребята, а вы сами знаете такие произведения, стихи о доброте, о милосердии?
  • Рассказ “В трамвае”, стихотворение Ш. Галиева “Спасибо!”, “Сания” (Г. Бакир), “Бабушка и внучек” (М. Гафури), “Волшебное слово” (В. Осеева).
  • О доброте, о милосердии есть много рассказов, сказок, стихотворений. (Учитель показывает некоторые из них). Можете взять их в библиотеке и прочитать.

VI. Работа над татарской народной сказкой “Три дочери”

  1. – Дети, посмотрите все на экран. Там рисунки <Рисунок 1>. Посмотрите внимательно. Из какой сказки эти рисунки?
  2. – Татарская народная сказка “Три дочери”.

    – Давайте вспомним содержание этой сказки.

    (По иллюстрациям ученики рассказывают эту сказку).

  3. А теперь попробуем инсценировать эту сказку.
  • Дети, хотите инсценировать эту сказку?

(Инсценировка сказки)

  1. Импровизация.
  • Дети, какое плохое дело совершили старшая дочь и средняя дочь?
  • Они не пришли к матери в трудную минуту.
  • А как вы думаете, ребята, мать простит своих дочерей? (ответы детей).
  • Что надо делать, чтобы простили вас, когда делаете что-то нехорошее?
  • Надо просить прощения.
  • По-моему, мать простит их.
  • Давайте, попросим прощения.
  • (девочки, сыгравшие старшую и среднюю дочь, просят прощения) Прости меня, мама!
  • (мать их прощает, обнимаются).
  1. Ребята, как вы думаете, какая пословица подходит к этой сказке?
  • Доброе дело сверши и в море брось – оно все равно к тебе вернется.
  • Дети, будьте всегда добрыми, отзывчивыми, милосердными, внимательными к родителям и к людям.

VII. Заключение. Вывод

  • Что мы проходили, что изучали на сегодняшнем уроке?
  • (ответы детей).
  • Дети, встали все в круг.
  • Давайте скажем друг другу спасибо за хорошую работу на сегодняшнем уроке, за хорошие ответы, за добрые и красивые пожелания.
  • А как можно выразить свою благодарность, сказать спасибо. (Словами, жестом, движениями).
  • Дети, вы сегодня все работали очень хорошо, были активными, много знаете хороших, добрых слов. Я вам тоже скажу спасибо.

Спасибо вам, ребята!