Цель: Воспитание в детях человечности, милосердия, умения прийти на помощь нуждающимся в ней, стремления быть благородным в жизни.
Оборудование: Карточки с новыми словами, цветок, платок, маска белочки, карточки с пословицами (для учащихся).
I. Организационный момент
II. Постановка учебной задачи
- Чтение стихотворения
- Работа над стихотворением.
“Угрызения совести” (В. Казыханов)
Ворочается в постели, ворочается,-
Не может заснуть Лейла.
Мать, заметив это, забеспокоилась:
“Заболела ты, доченька, что ли?”
“Нет”,- сказала Лейла, притихнув,
Пряча глаза от нее,
Но с каждой минутой и часом
Все невыносимей становиться.
“Ты знаешь, сегодня, в трамвае,-
Сказала она, наконец,-
С подружкой, двум старым бабулям
Мы не уступили мест…
Поверь, мама, больше такого
Я не допущу никогда!”
- Прекрасно, родная, что совесть
Тебе подсказала вину.
Но все ж, не беда,-
Засыпай уж. Я скоро к тебе приду.
- Что такое совесть?
- (ответы учащихся).
(открываю на доске слово “совесть”)
- Совесть – чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом. Быть совестливым – быть честным, порядочным.
- А как вы понимаете слово “угрызение совести”?
(открываю на доске слова угрызение совести)
- (ответы учащихся).
- Угрызение совести – беспокойство, мучительное состояние из-за чувства своей вины.
- Сейчас рассмотрим содержание стихотворения. Отчего так мучительно беспокоилась Лейла? Что не давало ей заснуть?
- Ее мучила совесть за то, что она не уступила место старым людям в трамвае.
- Как вы думаете, ребята, поняла Лейла свою ошибку?
- Да, поняла.
- В другой раз она поступит так плохо?
- Нет.
- Больше она так не поступит, она уступит свое место пожилым. Если бы она и ее подружка уступили свои места бабушкам, то что бы они совершили по отношению к старым людям.
- Благородство, милосердность.
- Значит, о чем мы говорим на сегодняшнем классном часу?
- О милосердии, о милосердности.
(открываю тему на доске)
III. Решение учебной задачи
- Объяснение слова “милосердие”.
(открываю на доске слово)
- Как вы понимаете слово “милосердие”? Что предполагает “милосердность”?
- (ответы учащихся)
- Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. Быть милосердным – проявлять милосердие, сострадание, помочь в чем-либо, проявления великодушия к другому человеку.
(на доске открываю слова “сострадание”, “великодушие”, “доброжелательность”)
- В чем и как выражается благородные, милосердные качества людей?
- В их отношениях к родителям, родственникам, знакомым, в отношении к природе, к животным, к птицам и т. д.
- Работа с пословицами.
- Ребята, очень много народных пословиц и поговорок о милосердии, о милосердности. Я вам сейчас раздам карточки, в которых написаны части пословиц и поговорок. Вы сами будете составлять пословицы.
(работа в группах)
- Доброе дело сверши и в море брось – оно все равно к тебе вернется.
- Не делай зла, не то на зло нарвешься.
- Не рой другому яму – сам споткнешься.
- Человека человеком делает совесть.
- Неспособный к благодеянию зла не совершит.
- Добро не купишь.
- Человека человеком делает совесть.
- Если один человек сделал доброе дело другому, то последний желает ему: “Пусть Бог вам добрых детей пошлет!” как вы это понимаете?
- (ответы учащихся)
- Если в трудное время, во время болезни, дети окажут родителям необходимую помощь – это и есть доброта, милосердность детей.
- Еще как можно отблагодарить человека за хорошее, доброе дело?
- Спасибо, будь счастлив(а), будь умницей, будь здоров(а).
IV. Физкультминутка
- Дети, давайте встанем в круг и скажем друг другу хорошие слова, добрые пожелания.
- (передают друг другу цветок и при этом говорят хорошие, добрые пожелания).
- Игра “Волшебный цветок”.
- А что мы скажем к этим пожеланиям?
- Спасибо!
- Давайте все вместе тепло и ласково проговорим это волшебное слово “Спасибо!”.
- А как почувствовали себя, услышав это ласковое слово? Как вам стало?
- Хорошо, весело!
- Да, у всех у вас загорелись, засмеялись глаза, всем стало весело, радостно.
V. Повторение ранее изученного
- Ребята, а вы сами знаете такие произведения, стихи о доброте, о милосердии?
- Рассказ “В трамвае”, стихотворение Ш. Галиева “Спасибо!”, “Сания” (Г. Бакир), “Бабушка и внучек” (М. Гафури), “Волшебное слово” (В. Осеева).
- О доброте, о милосердии есть много рассказов, сказок, стихотворений. (Учитель показывает некоторые из них). Можете взять их в библиотеке и прочитать.
VI. Работа над татарской народной сказкой “Три дочери”
- – Дети, посмотрите все на экран. Там рисунки <Рисунок 1>. Посмотрите внимательно. Из какой сказки эти рисунки?
- А теперь попробуем инсценировать эту сказку.
– Татарская народная сказка “Три дочери”.
– Давайте вспомним содержание этой сказки.
(По иллюстрациям ученики рассказывают эту сказку).
- Дети, хотите инсценировать эту сказку?
(Инсценировка сказки)
- Импровизация.
- Дети, какое плохое дело совершили старшая дочь и средняя дочь?
- Они не пришли к матери в трудную минуту.
- А как вы думаете, ребята, мать простит своих дочерей? (ответы детей).
- Что надо делать, чтобы простили вас, когда делаете что-то нехорошее?
- Надо просить прощения.
- По-моему, мать простит их.
- Давайте, попросим прощения.
- (девочки, сыгравшие старшую и среднюю дочь, просят прощения) Прости меня, мама!
- (мать их прощает, обнимаются).
- Ребята, как вы думаете, какая пословица подходит к этой сказке?
- Доброе дело сверши и в море брось – оно все равно к тебе вернется.
- Дети, будьте всегда добрыми, отзывчивыми, милосердными, внимательными к родителям и к людям.
VII. Заключение. Вывод
- Что мы проходили, что изучали на сегодняшнем уроке?
- (ответы детей).
- Дети, встали все в круг.
- Давайте скажем друг другу спасибо за хорошую работу на сегодняшнем уроке, за хорошие ответы, за добрые и красивые пожелания.
- А как можно выразить свою благодарность, сказать спасибо. (Словами, жестом, движениями).
- Дети, вы сегодня все работали очень хорошо, были активными, много знаете хороших, добрых слов. Я вам тоже скажу спасибо.
Спасибо вам, ребята!