Конспект урока природоведения в 5-м классе

Разделы: География


Тема: «Горные породы, минералы, полезные ископаемые».

Цели:

  • формировать умение проводить исследования, работать с учебником, картой;
  • углубить знания учащихся о горных породах, месторождениях полезных ископаемых;
  • развивать у учащихся чувство гордости за страну, столь богатую полезными ископаемыми.

Оборудование: коллекция полезных ископаемых, раздаточный материал, картины, физическая карта России, карточки, сборник П.П.Бажова «Малахитовая шкатулка», корона хозяйки Медной горы.

ХОД УРОКА

I. Организация класса к уроку

II. Проверка домашнего задания с помощью экспресс-опроса

– Каково внутреннее строение Земли?
– Что представляет собой земное ядро?
– Какими свойствами обладает вещество мантии?
– Как называют неровности земной поверхности?

Работа с индивидуальными листами:

Выберите правильный ответ.

1. Землю составляют:

а) ядро и земная кора;
б) ядро, мантия и земная кора;
в) мантия и земная кора.

2. Ядро Земли состоит из:

а) одного слоя;
б) двух слоев;
в) трех слоев.

III. Изучение нового материала

1. Сообщение темы и цели

– На столе черный ящик, чтобы узнать, что там лежит, вы должны отгадать три загадки:
– Хотите узнать, что там лежит?
1) Белый, как сахар. Пока руки им не испачкаешь, ума-разума не наберешься (мел)
2) Черен, как ворон, а греет, как Солнце? (уголь)
3) Что сперва в воде родится, а потом воды боится? (соль)
– Мел, уголь, соль.
– Как их можно назвать одним определением? (г.п. минералы, п.и.)
– Скажите, как называется тема нашего сегодняшнего урока? (Горные породы, минералы, полезные ископаемые).
– Итак, сегодня мы узнаем, чем же отличается горная порода от минералов и что такое полезное ископаемое, научимся различать горные породы по их происхождению, распознавать отдельные горные породы.
А вот эту корону хозяйки Медной горы получит тот, кто больше назовет горных пород и минералов в конце урока и будет активно работать в течение всего урока.

2. Работа с учебником

– Откройте учебники стр. 60, 61.Чтение текста, обсуждение прочитанного:
1) Что следует понимать под горными породами?
Горные породы – это то, из чего состоит земная кора.
– Приведите примеры.
2) Как классифицируют горные породы.

Горные породы

3) По каким качествам еще могут отличаться горные породы? (По цвету, блеску, температуре).
4) Что называют минералами? (Минералы – это то, из чего состоят горные породы).
5) Сколько минералов может входить в состав горных пород? (Один или несколько).
6) Что называют полезными ископаемыми? (Полезные ископаемые – это горные породы и минералы, которые использует человек)

(Учащиеся записывают определения в тетрадь).

3. Мини-экскурсия в мир камней

Оформлена выставка камней. Учащиеся знакомятся с ними, пробуют различать по происхождению горные породы.

4. Самостоятельная работа с коллекциями минералов и заполнение таблицы.

Название

Происхождение

Цвет

Плотность

Использование

гранит магматическое Серый, розовый, красный, желтый плотный В строительстве, скульптуре.
Облицовочный материал
торф осадочное Бурый, черный рыхлый Топливо, удобрение, теплоизоляция
мел осадочное белый мягкий В сельском хозяйстве
слюда метаморфическое От бесцветного до черного, блеск Тонкие пласты, чешуйчатые Электро и радиотехника
глина осадочное От серого, коричневого до красного рыхлый В строительстве
мрамор метаморфическое От белого, серого, до коричневого плотный В строительстве, скульптуре.
Облицовочный материал
нефть        

5. Работа с физической картой России

– Давайте посмотрим, чем же богата наша страна и наш округ.
– Всегда родная земля дарила мастеру необходимые для работы материалы. А если какого-либо материала не хватало, шел мастер к купцу. И тот отправлялся в дальнее плавание. Давайте и мы побываем немного в роли купца и выясним, где же в бескрайней России есть россыпи ценных пород.

IV. Закрепление

– Что следует понимать под горными породами?
– Что называют минералами?
– Что называют полезными ископаемыми?
– Урок окончен. Корону получит тот, кто последним назовет горную породу (по принципу золотой лихорадки).
– Победителю вручается корона хозяйки Медной горы.

V. Итог урока

Выставление оценок.

Домашнее задание: стр. 60-63.