Цели:
Образовательные:
- Дать понятие об образовании ветра, как движении воздуха в горизонтальном направлении.
- Формировать у учащихся научные взгляды о ветре. Рассказать о работе ветра (созидательной и разрушительной).
Развивающие:
- Развивать речь, логическое мышление учащихся, умение делать выводы.
- Способствовать развитию познавательного интереса, развитию умений и навыков учащихся по работе с различными источниками географических знаний (атласами, энциклопедическим, справочным материалом, физической картой полушарий).
Воспитательные:
- Способствовать привитию чувств уважения к такому удивительному и грозному миру природы.
Оборудование: Атласы, физическая карта полушарий, флюгер, таблицы, свеча, карточки, мультимедийный проектор, экран.
План:
I. Организационный момент.
II. Повторение и закрепление изученного материала.
А) Словарь: атмосфера, воздух, примеси.
1) На местах по карточкам 3 человека.
2) С консультантом – 2 человека.
- Всегда ли одинаков состав воздуха?
- Почему состав воздуха неодинаков в городе и в
лесу?
Статистика:
1) За 1 сутки автомобиль способен выбросить в
атмосферу до 20 кг вредных выхлопных газов.
2) 1 крупное предприятие выбрасывает в атмосферу
200 т сажи в год.
- Изменяется ли состав воздуха при дыхании? Как?
- Если на человеке загорелась одежда, то на него
нужно набросить одеяла, пальто. Почему?
Б) Повторим свойства воздуха “Верно ли утверждение” (Цифровой диктант).
- Воздух прозрачен, невидим.
- При нагревании он сжимается.
- При охлаждении воздух сжимается.
- Воздух упругий.
- Он хорошо проводит тепло.
- Воздух осязаем.
- Воздух не имеет веса.
- Теплый воздух легче холодного.
- Занимает место.
Теперь прочитайте получившееся число. (101.101.011 )
Самопроверка (если есть ошибки, то вспомните, как мы доказали это свойство).
В) Вопросы Почемучки. (Решение задач).
1) Что теплее 3 рубашки, или рубашка тройной
толщины? Зимнее пальто или шуба?
2) Как можно изменить объем воздуха в колбе
(уменьшить или увеличить)?
3) Имеются 2 одинаковые колбы. Одна стоит в
комнате, другая в холодильнике. В какой колбе
масса воздуха больше и почему?
4) Почему форточки в окнах устраивают вверху, а
батареи внизу?
Г) Рассказать о нагревании воздуха над поверхностью Земли.
Верно ли утверждение “Воздух находится в постоянном движении”.
Обобщение по проверке Д.З.
Выводы об усвоении изученного материала.
III. Новая тема.
Отгадайте загадку и определите тему урока:
Хоть бескрылый, а летает.
Безголовый, а свистит.
Хоть безрукий, но бывает
Груши с веток обивает,
Сосны с корнем вырывает,
Так порою он сердит.
Только что он был везде –
Миг – и нет его нигде.
(Ветер).
Целеполагание . На какие вопросы вы бы хотели получить ответы?
а)
- Одинаково ли нагреваются участки земной
поверхности?
- Какая часть земного шара получает больше тепла?
(У экватора).
- Какая часть земного шара получает меньше тепла?
Почему? (У полюсов).
Объяснение учителя: Поверхность земного шара нагревается неодинаково. Там где поверхность нагрета больше, от земли нагревается воздух. Теплый воздух поднимается вверх, а холодный стремиться занять свободное место. Возникает движение воздуха не только сверху вниз, но и вдоль поверхности земли. Образуется ветер.
б) Существование движения воздуха можно доказать при помощи опыта. (Опыт со свечой).
- Почему вверху пламя свечи отклоняется наружу? (Уходит
воздух).
- Почему внизу пламя наклоняется в сторону
комнаты? (Идет воздух).
Вывод: Почему возникает движение воздуха? (Температура в классе и в коридоре неодинаковая, поэтому образуется ветер).
Работа с учебником с.176. Прочитать 4 мин весь §.
1) Найти и отметить карандашом причину образования ветра (подтвердить опыт выводами учебника)
- Итак: почему образуется ветер?
2) Что называется ветром?
Запись: ветер – это движение воздуха вдоль поверхности земли?
IV. Вы слушаете прогноз погода и заметили, что сообщая о ветре, называют несколько свойств.
Какие бывают ветры?
А) По направлению (найдите в учебнике).
Работа с картой.
Северный, южный, восточный, западный.
Юго-восточный, юго-западный, северо-восточный, северо-западный.
- Северный ветер откуда дует? Какую погоду
несет? (Похолодание, ясную).
- Почему? – подтверди материалом учебника.
- Западный ветер с Атлантики какую погоду несет? (Теплую,
дождливую).
- А восточные ветры с Тихого океана к нам доходят?
Нет (очень далеко).
Поэтому в нашей местности преобладают северные и западные ветры.
- Как определить направление ветра?
Флюгер – прибор для определения направления ветра. Флюгер острым концом показывает направление ветра.
Б) По влажности.
- Сухие (с пустыни).
- Влажные (с океана).
- Чем они отличаются (количеством водяных паров
в воздухе).
В) По силе.
- Как определить силу (скорость) ветра? (Анемометр, флюгер).
Шкала Бофорта:
- Тихие;
- Слабые;
- Умеренные;
- Сильные;
- Разрушительной силы.
Что вы знаете о ветрах разрушительной силы? (Смерч, ураган).
Г) По температуре.
Холодные – бора (Новороссийск, Байкал).
Теплые – фён (Кавказ).
Рассказ о ветре бора подготовлен учеником (см. доп. материал).
Обобщение: На все ли вопросы ответили?
Итог урока:
- Что называется ветром?
- Как образуется ветер? (Есть ли ветер на луне).
- По каким свойствам различаются ветры?
- Ветер друг или враг?
Рефлексия.
В начале урока раздаются карточки для самооценки учащихся, в конце урока дается время на заполнение карточек.
Карточка на выявление уровня комфортности на уроке, самооценку уровня усвоения материала, работы на уроке.
1. Мое настроение в начале урока | |||
2. Мое настроение в конце урока | |||
Отметь знаком “+” , оцени себя | Хорошо | Не очень | Плохо |
1. Данную тему я усвоил (а) | |||
2. На уроке я работал (а) | |||
3. По данной теме мне:
|
Д.З. с.176-177
1 ряд – созидательная работа ветра в природе.
2 ряд – разрушительная работа ветра в природе.
3 ряд – использование ветра человеком “Ветер на
службе у человека”.
Вопрос для любознаек: Что случилось бы, если бы ветер престал дуть?
Дополнительный материал.
Смерчи (тромбы, торнадо) – ветры разрушительной силы.
Непредсказуемые, т.к. образуются почти мгновенно, за 20-30 мин существования наносят разруху. Действуют как насосы, втягивающие все, что попадает на пути: бревна, камни, людей, животных, машины. Дома с закрытыми окнами и дверями “взрываются” – целые стены вываливаются наружу.
10.01.1973г. на город Сан-Хусто (5—км от Буэнос-Айреса) обрушился смерч со скоростью 170 км/ч, в воздух взлетали коровы, автомобили. Более 50 человек погибло, свыше 500 получили ранения.
Каждый год от торнадо гибнет около 400 человек.
Ураганы (Вост. Азия, Сев.Америка, острова Тихого океана) – приносят множество бедствий.
Скорость 90-110 м/с, катастрофические дожди, наводнения.
В 1959 году полностью разрушен японский город Нагоя.
13.11.1970г. ураган вызвал волну, которая затопила побережье и смыла более 30 тыс. человек в штормовой океан.
Ураган – очень сильный ветер, образуется над океаном. Зарождается над теплыми водами у берегов Индии, Японии, Австралии, Америки.
Ураган может свирепствовать до 3-х недель. За это время он может пройти больше тысячи км, разрушая все на своем пути.
Чаще ураганы случаются в конце лета, когда море и воздух хорошо прогреты. ИСЗ, наблюдающие за погодой заранее предупреждают метеорологов об ураганах. Но люди не научились предотвращать их.
Бора (Северный ветер) – местный сильный холодный ветер, стекает с гор с огромной скоростью.
В нашей стране могут быть в Новороссийске, на Байкале. Особенно опасен для судов в море. Ураганный ветер поднимает массу водяных брызг, которые мгновенно намерзают на корпусах судов. “Корабли превращаются в глыбы льда” и судна тонут, переворачиваются (вот столько скапливается льда).
Порывы ветра достигают 40 м/с. Как спичечные коробки перевертываются гаражи, ветер с корнем вырывает деревья, сбрасывает под откосы товарные поезда, качает стены домов.
Ветер дует при ясном небе. Зимой сопровождается сильными морозами. Жители страдают от жестокого холода.
Фён (Альпы, Кавказ) – теплый, горный ветер, редко повышает температуру на 15-200 в течение 1 дня.
Под их благотворным влиянием с природой происходит сказочные превращения: снег быстро стаивает, зеленеют травы, набухают почки и приходит весна.
Зарегистрирован случай в Америке, когда подобный ветер “поднял” температуру на 500. Было –310 , стало +190 за сутки.