Урок по теме "Образование ветра"

Разделы: Начальная школа


Цели:

Образовательные:

  • Дать понятие об образовании ветра, как движении воздуха в горизонтальном направлении.
  • Формировать у учащихся научные взгляды о ветре. Рассказать о работе ветра (созидательной и разрушительной).

Развивающие:

  • Развивать речь, логическое мышление учащихся, умение делать выводы.
  • Способствовать развитию познавательного интереса, развитию умений и навыков учащихся по работе с различными источниками географических знаний (атласами, энциклопедическим, справочным материалом, физической картой полушарий).

Воспитательные:

  • Способствовать привитию чувств уважения к такому удивительному и грозному миру природы.

Оборудование: Атласы, физическая карта полушарий, флюгер, таблицы, свеча, карточки, мультимедийный проектор, экран.

План:

I. Организационный момент.

II. Повторение и закрепление изученного материала.

Презентация.

А) Словарь: атмосфера, воздух, примеси.

1) На местах по карточкам 3 человека.
2) С консультантом – 2 человека.

- Всегда ли одинаков состав воздуха?
- Почему состав воздуха неодинаков в городе и в лесу?

Статистика:

1) За 1 сутки автомобиль способен выбросить в атмосферу до 20 кг вредных выхлопных газов.
2) 1 крупное предприятие выбрасывает в атмосферу 200 т сажи в год.

- Изменяется ли состав воздуха при дыхании? Как?
- Если на человеке загорелась одежда, то на него нужно набросить одеяла, пальто. Почему?

Б) Повторим свойства воздуха “Верно ли утверждение” (Цифровой диктант).

  1. Воздух прозрачен, невидим.
  2. При нагревании он сжимается.
  3. При охлаждении воздух сжимается.
  4. Воздух упругий.
  5. Он хорошо проводит тепло.
  6. Воздух осязаем.
  7. Воздух не имеет веса.
  8. Теплый воздух легче холодного.
  9. Занимает место.

Теперь прочитайте получившееся число. (101.101.011 )

Самопроверка (если есть ошибки, то вспомните, как мы доказали это свойство).

В) Вопросы Почемучки. (Решение задач).

1) Что теплее 3 рубашки, или рубашка тройной толщины? Зимнее пальто или шуба?
2) Как можно изменить объем воздуха в колбе (уменьшить или увеличить)?
3) Имеются 2 одинаковые колбы. Одна стоит в комнате, другая в холодильнике. В какой колбе масса воздуха больше и почему?
4) Почему форточки в окнах устраивают вверху, а батареи внизу?

Г) Рассказать о нагревании воздуха над поверхностью Земли.

Верно ли утверждение “Воздух находится в постоянном движении”.

Обобщение по проверке Д.З.

Выводы об усвоении изученного материала.

III. Новая тема.

Отгадайте загадку и определите тему урока:

Хоть бескрылый, а летает.
Безголовый, а свистит.
Хоть безрукий, но бывает
Груши с веток обивает,
Сосны с корнем вырывает,
Так порою он сердит.
Только что он был везде –
Миг – и нет его нигде.

(Ветер).

Целеполагание . На какие вопросы вы бы хотели получить ответы?

а)

- Одинаково ли нагреваются участки земной поверхности?
- Какая часть земного шара получает больше тепла? (У экватора).
- Какая часть земного шара получает меньше тепла? Почему? (У полюсов).

Объяснение учителя: Поверхность земного шара нагревается неодинаково. Там где поверхность нагрета больше, от земли нагревается воздух. Теплый воздух поднимается вверх, а холодный стремиться занять свободное место. Возникает движение воздуха не только сверху вниз, но и вдоль поверхности земли. Образуется ветер.

б) Существование движения воздуха можно доказать при помощи опыта. (Опыт со свечой).

- Почему вверху пламя свечи отклоняется наружу? (Уходит воздух).
- Почему внизу пламя наклоняется в сторону комнаты? (Идет воздух).

Вывод: Почему возникает движение воздуха? (Температура в классе и в коридоре неодинаковая, поэтому образуется ветер).

Работа с учебником с.176. Прочитать 4 мин весь §.

1) Найти и отметить карандашом причину образования ветра (подтвердить опыт выводами учебника)

- Итак: почему образуется ветер?

2) Что называется ветром?

Запись: ветер – это движение воздуха вдоль поверхности земли?

IV. Вы слушаете прогноз погода и заметили, что сообщая о ветре, называют несколько свойств.

Какие бывают ветры?

А) По направлению (найдите в учебнике).

Работа с картой.

Северный, южный, восточный, западный.

Юго-восточный, юго-западный, северо-восточный, северо-западный.

- Северный ветер откуда дует? Какую погоду несет? (Похолодание, ясную).
- Почему? – подтверди материалом учебника.
- Западный ветер с Атлантики какую погоду несет? (Теплую, дождливую).
- А восточные ветры с Тихого океана к нам доходят? Нет (очень далеко).

Поэтому в нашей местности преобладают северные и западные ветры.

- Как определить направление ветра?

Флюгер – прибор для определения направления ветра. Флюгер острым концом показывает направление ветра.

Б) По влажности.

- Сухие (с пустыни).
- Влажные (с океана).
- Чем они отличаются (количеством водяных паров в воздухе).

В) По силе.

- Как определить силу (скорость) ветра? (Анемометр, флюгер).

Шкала Бофорта:

- Тихие;
- Слабые;
- Умеренные;
- Сильные;
- Разрушительной силы.

Что вы знаете о ветрах разрушительной силы? (Смерч, ураган).

Г) По температуре.

Холодные – бора (Новороссийск, Байкал).

Теплые – фён (Кавказ).

Рассказ о ветре бора подготовлен учеником (см. доп. материал).

Обобщение: На все ли вопросы ответили?

Итог урока:

- Что называется ветром?
- Как образуется ветер? (Есть ли ветер на луне).
- По каким свойствам различаются ветры?
- Ветер друг или враг?

Рефлексия.

В начале урока раздаются карточки для самооценки учащихся, в конце урока дается время на заполнение карточек.

Карточка на выявление уровня комфортности на уроке, самооценку уровня усвоения материала, работы на уроке.

1. Мое настроение в начале урока

2. Мое настроение в конце урока
Отметь знаком “+” , оцени себя Хорошо Не очень Плохо
1. Данную тему  я усвоил (а)      
2. На уроке я работал (а)      
3. По данной теме мне:
  • Захотелось почитать дополнительно.
  • Нет желания больше узнать.

Д.З. с.176-177

1 ряд – созидательная работа ветра в природе.
2 ряд – разрушительная работа ветра в природе.
3 ряд – использование ветра человеком “Ветер на службе у человека”.

Вопрос для любознаек: Что случилось бы, если бы ветер престал дуть?

Дополнительный материал.

Смерчи (тромбы, торнадо) – ветры разрушительной силы.

Непредсказуемые, т.к. образуются почти мгновенно, за 20-30 мин существования наносят разруху. Действуют как насосы, втягивающие все, что попадает на пути: бревна, камни, людей, животных, машины. Дома с закрытыми окнами и дверями “взрываются” – целые стены вываливаются наружу.

10.01.1973г. на город Сан-Хусто (5—км от Буэнос-Айреса) обрушился смерч со скоростью 170 км/ч, в воздух взлетали коровы, автомобили. Более 50 человек погибло, свыше 500 получили ранения.

Каждый год от торнадо гибнет около 400 человек.

Ураганы (Вост. Азия, Сев.Америка, острова Тихого океана) – приносят множество бедствий.

Скорость 90-110 м/с, катастрофические дожди, наводнения.

В 1959 году полностью разрушен японский город Нагоя.

13.11.1970г. ураган вызвал волну, которая затопила побережье и смыла более 30 тыс. человек в штормовой океан.

Ураган – очень сильный ветер, образуется над океаном. Зарождается над теплыми водами у берегов Индии, Японии, Австралии, Америки.

Ураган может свирепствовать до 3-х недель. За это время он может пройти больше тысячи км, разрушая все на своем пути.

Чаще ураганы случаются в конце лета, когда море и воздух хорошо прогреты. ИСЗ, наблюдающие за погодой заранее предупреждают метеорологов об ураганах. Но люди не научились предотвращать их.

Бора (Северный ветер) – местный сильный холодный ветер, стекает с гор с огромной скоростью.

В нашей стране могут быть в Новороссийске, на Байкале. Особенно опасен для судов в море. Ураганный ветер поднимает массу водяных брызг, которые мгновенно намерзают на корпусах судов. “Корабли превращаются в глыбы льда” и судна тонут, переворачиваются (вот столько скапливается льда).

Порывы ветра достигают 40 м/с. Как спичечные коробки перевертываются гаражи, ветер с корнем вырывает деревья, сбрасывает под откосы товарные поезда, качает стены домов.

Ветер дует при ясном небе. Зимой сопровождается сильными морозами. Жители страдают от жестокого холода.

Фён (Альпы, Кавказ) – теплый, горный ветер, редко повышает температуру на 15-200 в течение 1 дня.

Под их благотворным влиянием с природой происходит сказочные превращения: снег быстро стаивает, зеленеют травы, набухают почки и приходит весна.

Зарегистрирован случай в Америке, когда подобный ветер “поднял” температуру на 500. Было –310 , стало +190 за сутки.