Сценарий деловой игры по теме "Право и достоинство"

Разделы: Внеклассная работа


"В том и состоит пагубность
дурного поступка, что он таит в
себе зародыш мерзостей".

Ф. Шиллер.

Цель: Правовое воспитание учащихся.

Задача: Ознакомить учащихся с административной ответственностью подростков.

Легенда: (озвучивание) музыка.

Давно, в какой уж не упомнишь год
В краю, китайский, где живёт народ
История вот эта приключилась
На белом свете совесть зародилась
Едва родилась, по Земле пошла
И дело важное себе нашла:
По вечерам с беседой откровенной
Всех обойти в округе непременно
И если человек творил добро
То было на душе его тепло,
А если мерзости, какие он свершал
То сон его уже не посещал
И не один бесчувственный богач
Терзал себя как ревностный палач
Затем раскаявшись в бездумье и корысти
Обед давал забыть о грешной жизни
Отшельником в леса он уходил
И всё что он годами находил
Соседям обездоленным дарил
Не всем такая жизнь пришлась по нраву
И думать стали
Как на совесть отыскать управу
Сидели, думали при солнце и луне
Затем отправились к мудрейшему в стране
Пришли с зарёй и пали на колени
День миновал, сошлись на землю тени
И дал философ им такой совет:
"Тогда избегните вы бед
Когда законы сочинений
И им вы совесть подчините".
Так по приданию законы появились
Но важно чтобы с совестью они не расходились.

1-ый ведущий: Человек самая большая ценность. По крайней мере, так принято считать в цивилизованном мире. Поэтому человеческая личность должна быть в полной безопасности, которое ей обязано предоставить государство. Для этого государству необходимо иметь специальные законы, обеспечивающие защиту чести, достоинства, доброго имени, здоровья и жизни человека.

2-ой ведущий: Я рада приветствовать всех учащихся, учителей, гостей, которые находятся в этом зале, являются зрителями и участниками нашей деловой игры "Право и достоинство".

1-ый ведущий: В игре принимают участие 3 команды: (сборные 9, 10, 11 классов). Я хочу   представить капитанов команд.

2-ой ведущий: Я представляю гостей нашей встречи, которые и оценят нашу игру:

  1. Инспектор ПДН;
  2. Зам.директора по ВР;
  3. Соц. педагог;
  4. Преподаватель истории и обществознания.

Желаем удачи командам!

1-ый ведущий: Участники команд ознакомились с отраслями права: трудовым, уголовным, семейным и административным, ознакомились с актуальными проблемами здоровья нашего общества: курение, алкоголизм, наркомания.

2-ой ведущий: Проблемы есть, и их надо решать с помощью закона. С помощью нашей игры, мы попытаемся выяснить какие законы должны знать подростки, чтобы не совершить правонарушений.

1-ый ведущий: Объявляется I конкурс, который называется "Секунда на размышление". Уважаемые игроки, вам необходимо без обсуждения дать ответ на поставленные, вопросы. Каждая команда получает по 7 вопросов и по 1 балу за правильный ответ.

Вопросы:

  1. Назовите основной нормативный документ школы, регулирующий права и обязанности учащихся. (Устав школы)
  2. Расшифруйте аббревиатуру КЗоТ РФ. (Кодекс Законов о Труде Российской Федерации)
  3. Соглашение между работником и работодателем. (Трудовой договор)
  4. Какая продолжительность рабочей недели для подростка. (24 часа)
  5. Союз лиц, основанный на браке. (Семья)
  6. Опасное виновное деяние, посягающее на собственность, личность, права и свободу граждан. (Преступление)
  7. Какое наказание предусматривается за курение в общественном месте. (Штраф)
  8. Акт противоправного поведения, влекущий ответственность дисциплинарную или административную. (Проступок)
  9. Очевидец преступления - это... (Свидетель)
  10. Доказательство в уголовном и гражданском процессе - это... (Улика)
  11. Назовите одно из наиболее ядовитых веществ для организма. (Никотин)
  12. Какой странный вирус был найден во многих видах наркотиков. (Вирус СПИДа)
  13. Место, где споры решают цивилизованным путем. (Суд)
  14. Количество заседателей в суде присяжных. (12)

1-ый ведущий: Слово предоставляется жюри. Итоги первого конкурса “Секунда на размышление”

Музыка (выход Фемиды).

Фемида:

Мой долг – Законы сохраняя,
На лица сильных не взирая,
Заботы прилагать не мало,
Чтоб справедливость воссияла.
Мой долг спасать от бед невинных,
Пороки в людях истреблять;
От сильных защищать бессильных
И добродетель утверждать.

1-ый ведущий: Кто вы прекраснейшая из богинь?

Фемида: А вы меня еще не узнали ли? Это действительно сложно. Я помогу вам. Это мои самые дорогие вещи. Ваша задача определить почему они мне так дороги (меч, повязка, весы).

Участники дают ответы.

Фемида: Я проведу второй конкурс “Из истории права” Внимание первый вопрос.

В древнем Вавилоне на дворцовой площади, стоя каменный столб, на котором был текст от имени царя Хаммурапи “Я Хаммурапи, царь свершенный …Я царь, который велик среди царей… Я Хаммурапи – царь справедливости, которому Шамаш даровал правду”. Какую правду бог Шамаш даровал Хаммурапи? (Правильный ответ 2б)

Фемида: Внимание второй вопрос. Многие юридические положения современного законодательства заимствованы из римского права. Вопрос!!! Кому обязаны тем, что оно не было забыто? (Правильный ответ 2б).

Фемида: Внимание третий вопрос. Около 1072 года трое братьев Ярославичей вместе ссо своими боярами составили в Киеве свод законов, названный “Русской правдой”. Вопрос!!! Какое значение для Руси имела Русская правда? (Правильный ответ 2б)

1-ый ведущий: Объявляется сценический конкурс “Права ребенка 1”. Первая команда показывает нам своё домашнее задание, вторая команда должны дать ответ “Где нарушены права ребенка?” (Показ сценки первой команды).

2-ой ведущий: Конкурс оценивается по пятибалльной системе, учитывается:

  1. Продолжительность выступления, не более 3-х минут.
  2. Исполнительское мастерство.
  3. Оригинальность идеи.
  4. Грамотность формулировки вопроса.
  5. Команда соперников за правильный ответ получает 2 балла.

2-ой ведущий: Семейный круг – это не мягкая игрушка. У него есть острые углы, невидимые поверхностному взгляду. Следующий этап игры: "Преступление и наказание".

1-ый ведущий:

- С чего всё начиналось?
-А начиналось с шампанского бокала
Когда судьба улыбкой обласкала,
А после поскакала вкривь и вкось.
Теперь один и тот же тусклый круг,
Где все друзья друг друга "уважают",
И всякий раз нетрезвый свой досуг
Бездарно в неизвестность провожает.

Ситуации для каждой команды.

1. Ситуация.

По улице шла группа подвыпивших молодых людей. Они куражились, приставали к прохожим, неслась нецензурная брань. Догнали девушку с перегруженной продуктами сумкой. Нет, не для того, чтобы помочь донести тяжёлую ношу. Один из весельчаков неожиданно толкнул её в спину. Сумка отлетела в сторону. Выпавшие из неё продукты покатились по тротуару. Парни хохотали.

- Перечислите виды юридической ответственности.
- К какому виду юридической ответственности будут привлечены подростки?
- Определите меру наказания подросткам.

2. Ситуация.

16 – летний подросток Алёша Балуев взломал ящик письменного стола, вытащил пистолет отца и понёс оружие во двор, чтобы показать своим приятелям, в числе которых был Тимур Симкин. Думая, что в пистолете нет патрона, Алёша прицелился и нажал пусковой крючок. Прогремел выстрел. Тимур получил смертельную рану.

- С какого возраста наступает уголовная ответственность несовершеннолетних?
- Перечислите ряд преступлений, за которые уголовная ответственность наступает с 14 лет.
- Кто будет наказан?

3. Ситуация.

У 16 – летнего Алёши К. сегодня особенный день. Он получил удостоверение на право вождения мотоциклом. Во дворе он с гордостью показал соседским мальчишкам права. “Такое событие надо отметить!” - предложил Серёжа. “Да, и проверить твоё умение на практике” – добавил Игорь. Алексей взял ключи от отцовского мотоцикла. Не долго думая, друзья поехали в ближайший магазинчик и купили всё необходимое для" хорошего настроения "... Как выяснилось позже из сводки ГИБДД, Алексей К. в состоянии алкогольного опьянения сбил пешехода, который скончался на месте.

- Какой вид юридической ответственности наступит для подростка?

2-ой ведущий: Оценивает и комментирует этот конкурс инспектор ПДН.
1-ый ведущий: Сценический конкурс второй команды “Права ребенка 2” Критерии оценивания те же, отвечает третья команда (за правильный ответ 2б).
2-ой ведущий: Игра со зрителями. Мы предлагаем зрителям ответить на вопросы. Определите вид ответственности наступившей в следующем случае:

  1. Рабочий без уважительной причины не вышел на работу (дисциплинарная, гражданская, административная, уголовная).
  2. Суд признал вину подростка, укравшего автомагнитолу (уголовная)
  3. Пешеход перешел улицу в запрещенном месте (административная).

1-ый ведущий: Сценический конкурс третьей команды “Права ребенка 3” Критерии оценивания те же, отвечает первая команда (за правильный ответ 2б).
1-ый ведущий: Подведение итогов нашей игры, слово жюри.
2-ой ведущий: Спасибо за игру. Мы прощаемся с вами.