"В том и состоит пагубность
дурного поступка, что он таит в
себе зародыш мерзостей".
Ф. Шиллер.
Цель: Правовое воспитание учащихся.
Задача: Ознакомить учащихся с административной ответственностью подростков.
Легенда: (озвучивание) музыка.
Давно, в какой уж не упомнишь год
В краю, китайский, где живёт народ
История вот эта приключилась
На белом свете совесть зародилась
Едва родилась, по Земле пошла
И дело важное себе нашла:
По вечерам с беседой откровенной
Всех обойти в округе непременно
И если человек творил добро
То было на душе его тепло,
А если мерзости, какие он свершал
То сон его уже не посещал
И не один бесчувственный богач
Терзал себя как ревностный палач
Затем раскаявшись в бездумье и корысти
Обед давал забыть о грешной жизни
Отшельником в леса он уходил
И всё что он годами находил
Соседям обездоленным дарил
Не всем такая жизнь пришлась по нраву
И думать стали
Как на совесть отыскать управу
Сидели, думали при солнце и луне
Затем отправились к мудрейшему в стране
Пришли с зарёй и пали на колени
День миновал, сошлись на землю тени
И дал философ им такой совет:
"Тогда избегните вы бед
Когда законы сочинений
И им вы совесть подчините".
Так по приданию законы появились
Но важно чтобы с совестью они не расходились.
1-ый ведущий: Человек самая большая ценность. По крайней мере, так принято считать в цивилизованном мире. Поэтому человеческая личность должна быть в полной безопасности, которое ей обязано предоставить государство. Для этого государству необходимо иметь специальные законы, обеспечивающие защиту чести, достоинства, доброго имени, здоровья и жизни человека.
2-ой ведущий: Я рада приветствовать всех учащихся, учителей, гостей, которые находятся в этом зале, являются зрителями и участниками нашей деловой игры "Право и достоинство".
1-ый ведущий: В игре принимают участие 3 команды: (сборные 9, 10, 11 классов). Я хочу представить капитанов команд.
2-ой ведущий: Я представляю гостей нашей встречи, которые и оценят нашу игру:
- Инспектор ПДН;
- Зам.директора по ВР;
- Соц. педагог;
- Преподаватель истории и обществознания.
Желаем удачи командам!
1-ый ведущий: Участники команд ознакомились с отраслями права: трудовым, уголовным, семейным и административным, ознакомились с актуальными проблемами здоровья нашего общества: курение, алкоголизм, наркомания.
2-ой ведущий: Проблемы есть, и их надо решать с помощью закона. С помощью нашей игры, мы попытаемся выяснить какие законы должны знать подростки, чтобы не совершить правонарушений.
1-ый ведущий: Объявляется I конкурс, который называется "Секунда на размышление". Уважаемые игроки, вам необходимо без обсуждения дать ответ на поставленные, вопросы. Каждая команда получает по 7 вопросов и по 1 балу за правильный ответ.
Вопросы:
- Назовите основной нормативный документ школы, регулирующий права и обязанности учащихся. (Устав школы)
- Расшифруйте аббревиатуру КЗоТ РФ. (Кодекс Законов о Труде Российской Федерации)
- Соглашение между работником и работодателем. (Трудовой договор)
- Какая продолжительность рабочей недели для подростка. (24 часа)
- Союз лиц, основанный на браке. (Семья)
- Опасное виновное деяние, посягающее на собственность, личность, права и свободу граждан. (Преступление)
- Какое наказание предусматривается за курение в общественном месте. (Штраф)
- Акт противоправного поведения, влекущий ответственность дисциплинарную или административную. (Проступок)
- Очевидец преступления - это... (Свидетель)
- Доказательство в уголовном и гражданском процессе - это... (Улика)
- Назовите одно из наиболее ядовитых веществ для организма. (Никотин)
- Какой странный вирус был найден во многих видах наркотиков. (Вирус СПИДа)
- Место, где споры решают цивилизованным путем. (Суд)
- Количество заседателей в суде присяжных. (12)
1-ый ведущий: Слово предоставляется жюри. Итоги первого конкурса “Секунда на размышление”
Музыка (выход Фемиды).
Фемида:
Мой долг – Законы сохраняя,
На лица сильных не взирая,
Заботы прилагать не мало,
Чтоб справедливость воссияла.
Мой долг спасать от бед невинных,
Пороки в людях истреблять;
От сильных защищать бессильных
И добродетель утверждать.
1-ый ведущий: Кто вы прекраснейшая из богинь?
Фемида: А вы меня еще не узнали ли? Это действительно сложно. Я помогу вам. Это мои самые дорогие вещи. Ваша задача определить почему они мне так дороги (меч, повязка, весы).
Участники дают ответы.
Фемида: Я проведу второй конкурс “Из истории права” Внимание первый вопрос.
В древнем Вавилоне на дворцовой площади, стоя каменный столб, на котором был текст от имени царя Хаммурапи “Я Хаммурапи, царь свершенный …Я царь, который велик среди царей… Я Хаммурапи – царь справедливости, которому Шамаш даровал правду”. Какую правду бог Шамаш даровал Хаммурапи? (Правильный ответ 2б)
Фемида: Внимание второй вопрос. Многие юридические положения современного законодательства заимствованы из римского права. Вопрос!!! Кому обязаны тем, что оно не было забыто? (Правильный ответ 2б).
Фемида: Внимание третий вопрос. Около 1072 года трое братьев Ярославичей вместе ссо своими боярами составили в Киеве свод законов, названный “Русской правдой”. Вопрос!!! Какое значение для Руси имела Русская правда? (Правильный ответ 2б)
1-ый ведущий: Объявляется сценический конкурс “Права ребенка 1”. Первая команда показывает нам своё домашнее задание, вторая команда должны дать ответ “Где нарушены права ребенка?” (Показ сценки первой команды).
2-ой ведущий: Конкурс оценивается по пятибалльной системе, учитывается:
- Продолжительность выступления, не более 3-х минут.
- Исполнительское мастерство.
- Оригинальность идеи.
- Грамотность формулировки вопроса.
- Команда соперников за правильный ответ получает 2 балла.
2-ой ведущий: Семейный круг – это не мягкая игрушка. У него есть острые углы, невидимые поверхностному взгляду. Следующий этап игры: "Преступление и наказание".
1-ый ведущий:
- С чего всё начиналось?
-А начиналось с шампанского бокала
Когда судьба улыбкой обласкала,
А после поскакала вкривь и вкось.
Теперь один и тот же тусклый круг,
Где все друзья друг друга "уважают",
И всякий раз нетрезвый свой досуг
Бездарно в неизвестность провожает.
Ситуации для каждой команды.
1. Ситуация.
По улице шла группа подвыпивших молодых людей. Они куражились, приставали к прохожим, неслась нецензурная брань. Догнали девушку с перегруженной продуктами сумкой. Нет, не для того, чтобы помочь донести тяжёлую ношу. Один из весельчаков неожиданно толкнул её в спину. Сумка отлетела в сторону. Выпавшие из неё продукты покатились по тротуару. Парни хохотали.
- Перечислите виды юридической
ответственности.
- К какому виду юридической ответственности
будут привлечены подростки?
- Определите меру наказания подросткам.
2. Ситуация.
16 – летний подросток Алёша Балуев взломал ящик письменного стола, вытащил пистолет отца и понёс оружие во двор, чтобы показать своим приятелям, в числе которых был Тимур Симкин. Думая, что в пистолете нет патрона, Алёша прицелился и нажал пусковой крючок. Прогремел выстрел. Тимур получил смертельную рану.
- С какого возраста наступает уголовная
ответственность несовершеннолетних?
- Перечислите ряд преступлений, за которые
уголовная ответственность наступает с 14 лет.
- Кто будет наказан?
3. Ситуация.
У 16 – летнего Алёши К. сегодня особенный день. Он получил удостоверение на право вождения мотоциклом. Во дворе он с гордостью показал соседским мальчишкам права. “Такое событие надо отметить!” - предложил Серёжа. “Да, и проверить твоё умение на практике” – добавил Игорь. Алексей взял ключи от отцовского мотоцикла. Не долго думая, друзья поехали в ближайший магазинчик и купили всё необходимое для" хорошего настроения "... Как выяснилось позже из сводки ГИБДД, Алексей К. в состоянии алкогольного опьянения сбил пешехода, который скончался на месте.
- Какой вид юридической ответственности наступит для подростка?
2-ой ведущий: Оценивает и комментирует
этот конкурс инспектор ПДН.
1-ый ведущий: Сценический конкурс второй
команды “Права ребенка 2” Критерии
оценивания те же, отвечает третья команда (за
правильный ответ 2б).
2-ой ведущий: Игра со зрителями. Мы
предлагаем зрителям ответить на вопросы.
Определите вид ответственности наступившей в
следующем случае:
- Рабочий без уважительной причины не вышел на работу (дисциплинарная, гражданская, административная, уголовная).
- Суд признал вину подростка, укравшего автомагнитолу (уголовная)
- Пешеход перешел улицу в запрещенном месте (административная).
1-ый ведущий: Сценический конкурс
третьей команды “Права ребенка 3”
Критерии оценивания те же, отвечает первая
команда (за правильный ответ 2б).
1-ый ведущий: Подведение итогов нашей
игры, слово жюри.
2-ой ведущий: Спасибо за игру. Мы
прощаемся с вами.