Одна из главных задач современного развития России – духовное возрождение нации. Особую актуальность этот вопрос приобрел в сфере патриотического воспитания молодежи. Патриотическое воспитание – это систематическое и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций (школы, детские сады, центры детского творчества и т. д.) по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности к своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей.
Для России важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли: роль гражданина и роль патриота. Один из пунктов содержания образования – осмысление ребенком себя как части своей Родины. В настоящее время необходимо уберечь подростков от перерастания их протеста против накопившихся проблем в обществе в неприязнь и враждебность к Отечеству. Детям необходимо прививать интерес к истории Родины, начиная с ее символического образа на фоне других стран. Поэтому достаточно актуальным в школе стало проведение классных часов о государственной символике.
Юному гражданину очень важно хорошо знать историческую и современную символику государства. Это непременное условие его социального и личностного становления, кроме того, знакомство с символами государства приводит школьников к тому, что к существовавшим и существующим символам государства надо относиться с уважением, чтить их как памятники прошлого и достояние современности. Формирование уважения к символам государства является составной частью Воспитания гражданина России.
Предлагаю разработку классного часа о государственных символах в начальном и среднем звене.
Классный час в форме беседы, лекции становится непопулярным, тем не менее, они нас выручают при объяснении нового материала. Отсюда, чтобы классный час для детей стал интересным и увлекательным на помощь приходит игра, которая позволяет усвоить приличный объем информации в короткий срок. Таким образом, элементы игры можно включать в лекционный материал, чтобы обучение не было столь утомляющим. Игра, дух соревнования позволяет вовлечь детей в работу, плюс, развиваются творческая и мыслительная деятельность учащихся. Такая нетрадиционная форма проведения классного часа позволит эффективнее запомнить изучаемый материал.
Форма: игра “крестики – нолики”
Тип: классный час
Цель: активизировать патриотическое воспитание подрастающего поколения через формирование уважения к символам государства.
Задачи:1.Выяснить значение терминов “символ”, “государственные символы”.
2.Выявить предметы, которые могут являться государственными символами.
3.С помощью мультемедийного материала определить государственные символы РФ и вспомнить историю их возникновения.
Оборудование: классная доска, где начерчено поле для крестиков - ноликов, наглядный материал: изображение флагов и гербов нескольких государств мира, мелодии государственных гимнов некоторых стран. Школьный словарь иностранных слов для двух команд.
Уместным будет использование (задания с изображениями гербов и флагов, а так же со значениями терминов “символ” и “государственные символы”).
Ход классного часа
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проведем необычный классный час.
Дается задание ученику Н. прочитать тему классного часа. Итак, тема нашего классного часа “Государственные символы Российской Федерации”.
Как настоящие патриоты своего Отечества мы, прежде всего, должны знать ее государственные символы.
Классный час будет проходить в форме игры “Крестики - нолики”, для этого вы уже разделились на две команды. Команда, выполнившая первая, и правильно задание имеет право поставить крестик или нолик.
Первое задание:
Каждая команда должна поработать со словарем, найти значение слова символ?
На доску записывается определение символа или выводится на экран мультемедийной установки.
Cимвол - (от греческого simbolon)-это предмет или графический знак, который служит условным обозначением для чего–либо.
Что означает словосочетание Государственные символы?
Cимволы государства - это предметы, которые служат для условного обозначения этого государства в мире.
Словосочетание государственный символ так же можно вывести на экран мультемедийной установки. <Слайд 2, 3> (см. презентацию)
Второе задание:
Назовите, какие предметы могут являться государственными символами страны? (флаг, герб, гимн)
Слово учителя:
Итак, мы выяснили, у каждой страны, в том числе и у России есть три основных символа - герб, флаг и гимн, они неразрывно связаны с государством, с их помощью легко можно отличить одно государство от другого. Теперь мы переходим к следующему заданию.
Третье задание <слайд 5>: (использование наглядного материала или на экран мультемедийной установки выводятся предложенные гербы различных стран)
Из предложенных вариантов выберите герб Российской Федерации. Ученики должны выбрать герб РФ и описать его.
Слово учителя: Этот герб был утвержден в декабре 2000 г. В федеральном законе “О государственном гербе РФ”. (Описание герба см. ниже.)
Обсуждаем попутно, подумайте, где помещают изображение герба? (На зданиях правительства, официальных документах, паспортах, пограничных столбах, штандарте президента и т. д.)
Четвертое задание <слайд 7>: вновь внимание учащихся обращается на экран.
Из предложенных вариантов выберите флаг РФ?
Слово учителя:
Вот как звучит описание флага в федеральном законе “О государственном флаге РФ” от 8 декабря 2000 года. Государственный флаг РФ представляет собой полотнище из трех равновеликих полос: верхней – белого, средней – синего, нижней – красного цвета.
Пятое задание <Слайд 8>:
Что означают цвета на флаге? (Задание на развитие творческого мышления, ассоциаций).
Учитель выбирает наиболее правильную ассоциацию одной из команд, комментируя ее.
Белый цвет – символ мира, частоты, правды, совершенства. Синий цвет – символ
верности, веры, постоянства. Красный цвет – символ энергии, крови, пролитой за веру царя и отечества. Все три цвета издавна использовались в народных Костюмах. Из белого и синего полотна шили рубахи, женщины носили сарафаны из белого и красного полотна.
Попутно задается вопрос, когда поднимается флаг РФ? (Под флагом солдаты идут в бой, чтобы защитить свою родину. Флаг поднимают во время спортивных соревнований, в случае победы наших спортсменов, его вывешивают на улицах и зданиях во время торжественных праздников).
Шестое задание:
Из предложенных гимнов стран мира выберите гимн РФ.
Звучит мелодии гимнов нескольких стран мира, среди них и гимн РФ.
Далее можно дать детям краткую историческую справку о возникновении Российских государственных символов. И в качестве рефлексии (т. к. она должна присутствовать на каждом Кл. часе) задать еще около трех вопросов. Игра может быть доиграна до конца.
Седьмое задание:
Как называли первые флаги? (Первые флаги на Руси называли стягами. Первые упоминания появились в Повести временных лет.)
Восьмое задание <Слайд 5>:
Почему на гербе РФ изображен двуглавый орел? (Изображение двуглавого орла появилось со времен Ивана III. Однозначного ответа, откуда появился двуглавый орел, нет. Священная Римская Империя, Византия, Балканы, Золотая Орда, даже Тверь – какие только версии не выдвигались! Довольно долго распространенной была версия о появлении орла из Византии, когда Иван III женился на племяннице последнего византийского императора - Софье Палеолог. У династии Палеологов изображение двуглавого орла было родовой эмблемой, женившись, Иван III заимствовал и императорский герб, но у ученых есть ряд сомнений в этой версии, т. к., кроме Византии орел был известен и в других странах. Возможно, на выбор Ивана III повлияли разные источники, но ясно одно – двуглавый орел воспринимался, в то время как символ империи, верховной власти государя, объединившего разрозненные княжества в единое целое. Московский правитель заявлял о своем новом положении, о том, что встал вровень с властителями крупнейших держав.
Девятое задание:
Какой символ Российского государства появился первым? (Считается, что первыми появились на Руси стяги (от древнерусского - флаги), как символ княжеской власти)
Подведение итогов:
Учитель подводит итоги игры, выставляет оценки, говорит заключительное слово.
Дополнительный материал для учителя
Флаг – один из важнейших символов государства, выражающий идею единства, независимости, суверенитета. Первые флаги называли стягами, они появились как символ княжеской власти с образованием славянских княжеств с XII века. Считается, что “стяг” - военный значок на древке – мог получить это наименование от “стягания” - соединения, сбора вокруг себя воинов. В 1380году стяг Дмитрия Донского называется знамя, а с 1699 года употребляется синонимом слова знамя- флаг как отличительный знак государства. В 1693 г. Трехцветный флаг был назван флагом царя московского, т.е. государственным флагом.
Закон о государственном флаге РФ был принят 8.12.00г., одобрен Советом Федерации 21.12.00г. и подписан Президентом В.В. Путиным 25.12.2000 года. Белый цвет символизирует мир, чистоту, правду непорочность, нетленное совершенство. Цвет неба, ближе к Богу. Синий - символизирует веру и верность, постоянство. Красный символизирует энергию силу, кровь, пролитую за “веру, царя и отечество”.
Герб-это отличительный знак города или государства. Герб России – золотой двуглавый орел на фоне красного щита. На груди орла- святой воин Георгий Победоносец копьем поражает змия, при этом учитель обращает внимание детей на экран мультемедийной установки. Кратко детям рассказывается о появлении двуглавого орла при Иване III.
Изображение двуглавого орла появилось со времен Ивана III. Однозначного ответа, откуда появился двуглавый орел, нет. Священная Римская Империя, Византия, Балканы, Золотая Орда, даже Тверь – какие только версии не выдвигались! Довольно долго распространенной была версия о появлении орла из Византии, когда Иван III женился на племяннице последнего византийского императора - Софье Палеолог. У династии Палеологов изображение двуглавого орла было родовой эмблемой, женившись, Иван III заимствовал и императорский герб, но у ученых есть ряд сомнений в этой версии, т. к., кроме Византии орел был известен и в других странах. Возможно, на выбор Ивана III повлияли разные источники, но ясно одно – двуглавый орел воспринимался, в то время как символ империи, верховной власти государя, объединившего разрозненные княжества в единое целое. Московский правитель заявлял о своем новом положении, о том, что встал вровень с властителями крупнейших держав.
Двуглавый орел призван был символизировать мощь и независимость нашей страны.
Наш новый герб является наследником того герба, который имела Россия, начиная с конца XV века до 1917 года. Было время, когда в двуглавом орле видели символ Российской Империи, “проклятого царизма”. С приходом к власти большевиков в 1917 г. этот символ стали повсеместно уничтожать. Однако с распадом Советского Союза в 1991г. Двуглавый орел вернулся, для нашего поколения это знак суверенности России, который неразрывно связан с политической историей нашей страны. Изображение герба – официальная эмблема РФ, демонстрирует ее суверенитет, одна голова - смотрит на запад, другая – на восток, символизируя величие страны. Герб был утвержден в декабре 2000 года Президентом РФ.
Еще один символ государства – гимн. Он как бы музыкально – поэтическое воплощение страны и ее народа. Гимн России – это торжественная песнь о красоте, величии нашей Родины. Мы должны знать слова и музыку гимна, помнить, что - это один из символов нашей страны. При исполнении гимна мы должны вставать, мужчины – снимать головные уборы.
Впервые в России гимн появился при Петре I, их называли канты – светские гимны, исполнявшиеся на церковный манер. Торжественные звуки гимна сплачивали нацию, вселяли в нее чувства гордости за свою родину, вдохновляли народ на новые свершения. Принятию современного гимна РФ сопутствовали различные споры, но, несмотря на это, Государственный гимн Российской Федерации был утвержден Государственной думой в декабре 2000г. Текст гимна утвержден указом президента России В.В.Путина 30 декабря 2000г.
Заключительное слово учителя: все мы должны знать и почитать государственные символы России, поскольку они зримо воплощают, прежде всего, современную Россию, в которой мы живем.
Используемая литература
1.Алексеев Ю. А., Зуев Е.М., Ковалев В.Е.
Государственные символы России. Моя Родина – Россия. – Москва.,2002.
2.Государственная символика России. История и современность: Наглядное пособие / И.В. Можейко, Н.А. Сивова, Н.А. Соболева. – М.: ЦНСО,2003
3.Герб. Флаг. Гимн России. Изучение Государственных символов Российской Федерации в школе: Методические рекомендации. – М., 2003.
4.Лебедев В. Большой государственный герб России. // Родина. – 1993. - №10
5.Пчелов Е.В. Государственные символы России – герб, флаг, гимн: Учебное пособие. – М.: ТИД “ Русское слово - РС”,2002.
6.Серов Б.Н. Государственная символика. – М.,2004
7. Школьный словарь иностранных слов: пособие для учащихся / Одинцов, Г.П. Смолицкая, Г.А. Голанова, И.А.Василевская, под ред. В.В.Иванова.- М,1983 г.