Интегрированный урок (русский язык + окружающий мир) в 4-м классе по теме «Великое имя России. М.В. Ломоносов»

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цели:

  • Представить жизнь и деятельность М.В. Ломоносова как образец для подражания;
  • Обобщить знания по изучению биографии великого помора;
  • Развивать умение различать виды и стили текстов, работать с ними, выделять главное;
  • Воспитывать нравственные качества, прививать любовь к своему родному краю, отчизне.

Оборудование: Фотогазета “Наши на родине великого помора”, лист ватмана с заголовком “Великое имя России” и иллюстрациями, презентация “Заочная экскурсия на родину М.В.Ломоносова”, результаты проведённого анкетирования, карточки с текстами, толковый словарь С.И.Ожегова. Дети разделены на четыре группы, два ученика работают в паре.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Введение в тему, целеполагание.

Инсценировка (участвуют 2 ученика: первый – в роли Василия Дорофеевича Ломоносова, второй – в роли маленького Михайлушки).

В северной избе отец и маленький Михайлушко.

- Татка, у солнца свет самородной?
- На небе риза царска и корона. То и светит…
- А звезды? Маменька сказывала: лампады ангельские…
- Ну да? Звезда бы на Холмогоры пала, весь город покрыла!
- А молния?
- Это Бог тянет лук крепко, да стрелят метко. Где увидишь дерево али камень, грозой обожженные, там в песках стрелку ищи.
- А край земли близко ли? А почто немцы говорят несходно с нами?
- Ужо в грамоту тебя отдам учиться. Там толкуют, что откуль. Порато ты у меня любопытен.

У. - Вы, наверно, догадались, о каком мальчике идет речь? (О Ломоносове)
У. - Сформулируйте тему нашего урока. (Великое имя России. М.В.Ломоносов).
У. - Сегодня мы проведем необычный урок русского языка и окружающего мира; окажемся в классной редакции, выпустим патриотическую газету, выступив в роли корреспондентов.

3. Работа с текстами.

У. - Кто такой патриот? Предлагаю обратиться за помощью к словарю (Человек, преданный своему отечеству, любящий его и готовый к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей родины).

Слово отечество сходно с латинским patria (патриа) родина. Сравни: патриа - патриот, тот, кто любит свое отечество, предан своей родине, своему народу, отчему дому.

У. - Кто такие корреспонденты? (Авторы заметок или статей в газете или журнале).

- Предлагаю вспомнить, что такое текст. (Текст – это набор предложений, связанных по смыслу. По заглавию можно определить, о чем говориться в тексте).

У. - Какие виды текстов вы знаете? (Рассуждение, повествование, описание).

У. - Какие признаки есть у каждого текста?

- В повествовательном тексте рассказывается о каком-либо событие, перечисляются действия героев. К такому тексту можно поставить вопрос что произошло? Части повествования: вступление (завязка), основная часть (кульминация), заключение (развязка).

- В описательном тексте изображается какой-либо предмет. К такому тексту можно поставить вопрос какой? Части текста-описания: общее впечатление о предмете, указание его отдельных признаков, его оценка.

- В тексте-рассуждении говорится о причинах событий и явлений, к нему можно поставить вопрос почему? Имеет три части: постановка проблемы, доказательство, вывод.

У. - Что вы можете сказать о стилях текстов? (Разговорный, научный, научно-популярный, художественный…)

У. - Тексты бывают устные и письменные, длинные и короткие, очень старые и только что созданные, умные и не очень. Но главное - они должны быть понятны тем, к кому они обращены. А это- целое искусство. Продолжим учиться этому на уроках русского языка.

У. - В истории нашего государства было много замечательных людей, об этом говорит такое большое количество имен, выдвинутых телепроектом “Имя России”. В их числе наш великий земляк – Михаил Васильевич Ломоносов. И это не случайно. Сегодня мы вновь вернемся к жизни и деятельности М.В.Ломоносова, поговорим о его роли в становлении государства Российского.

У. - Вы уже разделились на творческие группы, каждая из которых будет работать над одним направлением жизни Михаила Васильевича. Перед вами тексты, прочитайте, определите, к какому виду они относятся, выделите самое основное. Каждая группа выбирает дежурного по тексту, который с вашей помощью напишет заметку для нашей газеты и представит ее присутствующим (презентация). Затем мы объединим результаты и выпустим газету. Оле и Лене предлагаю поработать в паре, провести работу с иллюстрациями расположив их в хронологическом порядке.

1 группа.

Путь в науку.

Свой путь в большую науку Ломоносов начал с изучения грамоты. Обладая пытливым умом и прекрасной памятью, мальчик быстро освоил грамоту и вскоре мог уже переписывать церковные книги, а в приходской церкви читать “Жития святых”, молитвы, считаясь лучшим чтецом в деревне. В 14 лет ломоносов грамотно и четко писал. У своего соседа Дудина он впервые познакомился с “Грамматикой” Смотрицкого и “Арифметикой” Магницкого. Он не расставался с ними в течение нескольких лет, выучил их наизусть и называл “вратами своей учености”.

Отец хотел, чтобы сын, как и он сам, стал рыбаком. У Михайлы же была другая мечта: он задумал отправиться в Москву учиться.

В декабре 1730 года Ломоносов вместе с рыбным обозом отправился в Москву, было ему 19 лет. Непросто было поступить в первое в России высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинскую академию. Ему пришлось назваться сыном дворянина, соврать, что потерял паспорт. Ломоносов был так талантлив и так прилежно учился, что за один год прошел три класса академии. Он научился читать и писать по латыни, изучил славянскую грамматику, начала истории, географии и арифметику. За короткий срок Ломоносов добился больших успехов и стал первым по всем предметам. Здесь он проучился пять лет

В числе 12 лучших учеников прибыл Ломоносов в Петербургскую Академию наук для продолжения образования и зачислен студентом.

А позже его вместе с другими молодыми одаренными людьми послали учиться в Германию, где в то время работали известные ученые (города:Марбург и Фрейберг).

За границей Ломоносов изучает горное дело, иностранные языки, знакомится с новейшими достижениями мировой науки.

Вернулся в Россию Ломоносов высокообразованным человеком.

2 группа.

Научные открытия.

Трудно перечислить все открытия, сделанные М.В.Ломоносовым. Сколько книг пришлось ему перечесть, сколько опытов провести!

Эти открытия были сделаны ученым в различных областях знаний: химии, физики, астрономии, географии, металлургии, геологии, горном и мореходном деле, истории и словесности.

Физика.

Учение о том, что весь мир состоит из атомов и молекул; закон сохранения материи и движения; изобретение “ночезрительной трубы”, телескопа.

Астрономия.

Открытие атмосферы на Венере (пупырь); теория самосвечения комет и полярных сияний.

Химия.

Принципы “физической химии”.

Геология и минералогия.

Теория возникновения металлов и минералов вследствие геологических изменений земной поверхности; теория о постоянных геологических изменениях земной поверхности под действием “подземного огня”.

География.

Принципы новой науки “экономической географии”; показал возможность освоения Северного морского пути.

Литература и языкознание.

Теория стилей в русском языке; разработка правил русского языка; разработка новых стихотворных размеров; открытие того, что славянский язык принадлежит к древнейшим индоевропейским языкам, что древнерусский язык произошел из славянского языка.

Изобразительное искусство.

Создание русского мозаичного искусства (40 мозаик).

3 группа.

Ломоносов – историк, поэт и художник.

Пришлось Ломоносову взяться и за изучение русской истории. Дело в том, что в Академии наук русской историей занимались в основном иностранцы – немцы. Воспитанные в Германии, к России они относились как к “варварской” дикой стране, не способной ничего делать самостоятельно. Ведь именно эти ученые впервые начали говорить о том, что древние славяне не могли создать своего государства, потому и приглашали к себе чужеземных князей. А значит, Россия никогда не могла и не сможет жить без чужеземного разума.

Как возмутился таким утверждением Ломоносов! Написал он сначала “Краткий Российский летописец с родословием”, а потом и “Древнюю Российскую историю”.

Даже наши современники с удивлением спрашивали:

- Неужели правда, что Ломоносов-ученый и Ломоносов-поэт – это один и тот же человек? Многие знали его как поэта автора громких од и замечательных стихотворений. Сочинение хвалебных од в честь царствующих особ являлось в те годы делом обыкновенным. Как-то Елизавета Петровна за оду пожаловала Ломоносову награду в 2000 рублей. Поскольку в России тогда обходились медными деньгами, их привезли (около 100 пудов) на двух больших возах.

Михаил Васильевич сочинил оду “На взятие Хотина”, где воспевал победу русских войск над турецкой армией. Однако, настоящую славу поэта М.В. принесли не пышные оды, а стихи, написанные по велению сердца, немалую роль в этом сыграли народные песни, которые он не раз слышал в родной деревне.

Увидев однажды у графа Воронцова картину в красивой золоченой картине, выполненную не красками, а выложенную из мелких кусочков разноцветного стекла, Ломоносов очень восхитился и заинтересовался. Он сам неплохо рисовал. Заговорил в нем и химик, и художник. Захотелось разгадать секрет изготовления смальты, разноцветных стеклянных брусочков. Три года продолжалась работа, проведено более 4000 опытов. Наконец, удалось получить стекло самых разных цветов и оттенков. Первая мозаичная картина “Мадонна” состояла из 4000 стеклянных кусочков. В 60 км от Петербурга Ломоносов строит стеклянную фабрику. Много мозаичных картин вышло из этих мастерских (40). Особенно прекрасна была огромная картина “Полтавская баталия” в тяжелой раме из бронзы. Академия художеств избрала М.В. Ломоносова почетным членом.

4 группа.

Памяти М.В.Ломоносова.

М.В.Ломоносов прожил яркую, полную творческих открытий жизнь. Русский народ любит и помнит его как гениального ученого, патриота и последовательного борца за развитие науки, культуры и просвещения в России. Имя Ломоносова живет в памяти народов нашей страны и за рубежом.

Имя Ломоносова присвоено: подводному горному хребту в бассейне Северного Ледовитого океана; кратеру на обратной стороне Луны; малой планете; минералу. Его имя носят города и села, улицы и площади, учебные заведения, станции метро, его имя присвоено Московскому государственному университету, перед главным корпусом которого воздвигнут памятник великому ученому. В нашей стране имеется 2 музея М.В.Ломоносова: музей Академии наук в Санкт-Петербурге и мемориальный музей на родине ученого, где мы побывали с экскурсией. В Архангельске имя Ломоносова присвоено одному из главных проспектов города, педагогическому университету, театру, библиотеке, крупному промышленному району, воздвигнут памятник возле АГТУ. В нашем родном городе самая длинная улица и площадь с памятником Михаилу Васильевичу носят имя Ломоносова. Ежегодно в Архангельске проводятся Ломоносовские чтения. За выдающиеся открытия учреждена медаль имени Ломоносова.

4. Групповая и парная работа над текстами (дети обсуждают содержание текстов, помогают дежурным по тексту выделить главное и записать).

5. Физпауза.

6. Рефлексия (презентации).

Дежурные по тексту выходят по очереди к доске, указывают вид и стиль текста, пересказывают получившуюся заметку и прикрепляют ее на лист ватмана, в результате чего получается большая классная газета под названием “Великое имя России”.

У. - Можно ли назвать М.В.Ломоносова патриотом своего отечества? Почему?

7. Самооценка (дети оценивают работу каждого члена группы по степени его участия в работе).

У. - Какие черты характера помогли Ломоносову добиться таких успехов? (Наблюдательность, упорство, трудолюбие, выносливость, любознательность). Кроме того – блестящие способности и огромная тяга к учению, знаниям. А какие качества вы хотели развить у себя? Что для этого нужно?

У. - Изучая жизнь и деятельность М.В.Ломоносова, мы побывали на родине великого помора, выпустили фотогазету, написали сочинения, доклады, изготовили мозаики, прочитали и выучили стихи о Ломоносове. В рамках Всероссийского телепроекта “Имя России” провели анкетирование среди родных и знакомых и сделали вывод - не только дети, но и многие взрослые недостаточно полно знакомы с биографией этого великого человека, с его творчеством. Надеемся, что будущее поколение по достоинству оценит роль Ломоносова истории нашей страны.

8. Работа над мини-сочинением.

У. - Возвращаемся в редакцию газеты. Как корреспонденты вы добывали новую информацию, анализировали ее, и сейчас на ее основе я предлагаю вам написать мини-сочинение на тему “Почему я хочу быть патриотом своего отечества?” в виде текста – рассуждения.

Самостоятельная работа в тетрадях.

Проверка (2-3 ученика зачитывают работы).

1 ученица.

- Я думаю, что патриотом может быть не только взрослый человеку, но и ребенок.

Нужно бережно относиться к тем, кто живёт рядом, учится с тобой вместе, любить животных, заботиться о них, потому что из тех, кто любит братьев наших меньших, не сможет вырасти жестокий человек.

2 ученик.

- Патриотом быть не просто. Нужно быть терпеливым ко всем, кто живет в нашей стране, понимать, что мы должны жить дружно, не воевать, и не все в жизни измеряется деньгами. Есть гораздо большее и важное для человека – это дружба, верность, честность.

9. Итог урока.

У. - Понравилось ли вам быть корреспондентами? Почему? С какими текстами работали?

- Чему научились на уроке? Достойно ли имя М.В.Ломоносова стоять в ряду имён самых великих людей, прославивших Россию? У кого из вас появилось желание хоть в чём –то быть похожим на великого земляка?