Урок проводится в 11-м классе при подготовке к итоговой аттестации.
Цели урока
а) образовательные:
- закрепить решение простейших показательных уравнений;
- показать дополнительные методы решения показательных уравнений;
- обобщить и систематизировать методы решения показательных уравнений;
б) развивающие: продолжить работу по развитию умений работать с дополнительной литературой;
в) воспитательные:
- организация совместных действий, ведущих к активизации учебного процесса;
- стимулирование учеников к самооценке образовательной деятельности;
- учащиеся работают над решением проблемы, поставленной учителем;
Оборудование урока: проектор, компьютер, презентация к уроку.
Время: (2 урока).
Ход урока
I .Организационный момент. (3 мин)
Учитель формулирует тему и цели урока. Ученики всего класса записывают число и тему урока в тетрадях. Учитель проверяет состав групп, на которые класс был разбит на предыдущем уроке.
II.Устный счет. (5-7минут)
1.Среди заданных функций укажите те, которые являются показательными:
А) у=3; Б) у=х.; В) у=х ; Г) у=(); Ответ: А); Г).
2.Какие из заданных функций являются возрастающими, и какие, убывающими?
А) у=6; Б) у=(0,1); В) у=(); Г) у=. Ответ: А); В); Г).
3. Решите уравнения.
А) 3=27; Б) 4=64; В) 5=25; Г) 10=10000. Ответ: А) 3; Б) 3; В) 2; Г) 4.
4. Решите уравнения. А) 5*2=0,1; Б) 0,3*3=; В)()* 3=;
Г) 6*()=. Ответ: А)2; Б) ; В) -; Г)-2.
5. Решите неравенства:
А) 3>9; Б) 3; В); Г) 3<-27.
Ответ: А) (2; +; Б) (--1]; В)[-2; +); Г) нет решений.
III.Актуализация знаний (15 мин). Учитель обращает внимание учащихся на то, что показательные уравнения входят в задания ЕГЭ. Представители каждой группы с помощью презентации домашнего задания показывают теоретические и практические знания решения простейших показательных уравнений.
Задание 1 группы:
Определение показательного уравнения. Показательное уравнение-это уравнение, содержащее неизвестное в показателе степени.
Основные методы решения показательных уравнений.
1. Простейшие показательные уравнения вида а=b (a>0, a)При b0 уравнение а=b не имеет решений. При b>0 данное уравнение решается логарифмированием обеих частей по основанию a; log а= logb; х= logb. Ответ: х= logb.
Пример 1. Решите уравнение: 4= - 4
Данное уравнение решений не имеет, т.к. -4<0, а показательная функция принимает только положительные значения.
Пример 2. 8; log8= log3; х log8= log3; х= log3; Ответ: х= log3.
Задание 2 группы: 1.Решение показательных уравнений методом уравнивания показателей, т.е. преобразование данного уравнения к виду а, а затем к виду f(x)=g(x). Пример 1. Решите уравнение Решение. Приведем все степени к одному основанию 0,2. Получим уравнение (0,2); (0,2); х=2х-3; х=3; Ответ: х=3.
2.Решение показательных уравнений методом вынесения общего множителя за скобки. Пример 1. Решите уравнение 7; Решение.7; 7; 77=539; 7=539:77; 7=7; х=1; Ответ: х=1
Задание 3группы. Решение показательных уравнений способом подстановки. С помощью удачной замены переменных некоторые показательные уравнения удается свести к алгебраическому виду, чаще всего к квадратному уравнению.
Пример 1. Решите уравнение 9; Решение. (3; Пусть 3, t>0; Тогда t; t; t; 3; х=log; или 3; х=0; Ответ: х=log ; х=0
IV. Изучение нового материала.(20-25 минут)
Учитель демонстрирует учащимся другие методы решения показательных уравнений.
1.Метод почленного деления. Данный метод заключается в том, чтобы разделить каждый член уравнения, содержащий степени с одинаковыми показателями, но разными основаниями, на одну из степеней. Этот метод применяется для решения однородных показательных уравнений.
Пример 1.Решите уравнение 3
Решение:3 (:)
3; Пусть (, где y >0; Тогда 3y
D=49-24=25; y; y=2; y=;
Далее имеем: ; х=log; ; x=log=log.
Ответ: х=log; х= -log
2.Способ группировки. Способ группировки заключается в том, чтобы собрать степени с разными основаниями в разных частях уравнения, а затем разделить обе части уравнения на одну из степеней.
Пример 1. Решить уравнение. 3
Решение. Сгруппируем слагаемые следующим образом:
4,5
31,5 (:9; 31,5=21; ; (; 2х=-1; х=-0,5; Ответ: х=-0,5
3. Использование графического метода решения уравнений.
Решить уравнение. 3; Построим таблицы значений.
Y=
х. | y |
0 | 1 |
1 | 9 |
-1 | 1/3 |
Y=10-x
х. | y |
0 | 10 |
10 | 0 |
Построим графики и найдем абсциссу точки пересечения. Она и будет корнем уравнения. Строить графики можно с помощью программы “Живая математика”. Ответ: х=1
4.Решение показательных уравнений методом подбора.
При решении показательных уравнений этим методом вначале находят путем подбора корень исходного уравнения, а затем доказывают, что этот корень единственный, с использованием свойства монотонности показательной функции.
Решить уравнение: 6
Решение: подбором находим, что х=2-корень исходного уравнения. Покажем, что других корней нет. Разделив исходное уравнение на 10, получаем равносильное уравнение:
; ;
А) Покажем, что среди чисел х.<2 корней нет. Если х<2, то (>
> при х.<2 корней нет.
Б) Покажем, что среди чисел х.>2 корней исходного уравнения также нет. Если х >2, то
(<<при х.>2 исходное уравнение корней не имеет.
Ответ: х=2.
V. Закрепление изученного материала. (25 минут). Каждой группе учащихся в конвертах даются задания. Консультант раздает каждому ученику по одной задаче и через 10 минут решения собираются и сдаются учителю. Затем продолжается обсуждение и решение в группе остальных уравнений.
Задания группам:
Решить уравнения.
- Решить графическим способом (решают самостоятельно).
Решение: 2 Строим в координатной плоскости графики функций. Находим абсциссу точки пересечения. Строить графики можно с помощью программы “Живая математика”. Ответ: х=1
2.Решить уравнение: (решают в группах).
9
Решение: поскольку 12=3*4, 16=4, 9=3, то исходное уравнение можно записать в виде
9Делим обе части исходного уравнения на 4
Получаем:9; 9-7; Пусть >0;
Тогда 9-7y-16y=0; 16y+7y-9=0; y=; y<0 – посторонний корень.
Отсюда y=; ; (; х=2; Ответ: х=2.
3.Решить уравнение(3
Решение: Произведение двух выражений равно
нулю, если хотя бы один из множителей равен нулю,
а второй при этом не теряет смысл.
1)3; 3; х.; х=2 и х=-2.
При х=2 подкоренное выражение отрицательно, значит, число 2 не является корнем уравнения.
2) при х=1. Это число является корнем данного уравнения, так как выражение
3 имеет смысл при любом х. Ответ: х=-2 и х=1
4. Решить уравнение: (х+3) =(х+3)
Решение: выражение в левой части уравнения представляет собой функцию, содержащую переменную, как в основании, так и в показателе степени. Для решения показательно-степенного уравнения нужно рассмотреть три случая:
Когда основание степени равно 1, 0 и когда оно отлично от указанных значений.
1).Если х+3=1, т.е. х=-2, то получаем 1 -верное равенство; значит, х=-2 –корень уравнения.
2). Если х+3=0, т.е. х=-3, то в левой части уравнения получаем 0, а в правой части 0 - выражение, не имеющее смысла. Поэтому х=-3 не является корнем уравнения.
3). Наконец, приравняв показатели, имеем х.
Откуда х=-1, х=3. При этих значениях х. получим соответственно -верные равенства, т.е. х=-1 и х=3 –корни уравнения.
Ответ: -2; -1; 3.
VI. Проверка и обсуждение заданий: (10-12 минут). Готовые решения одного из трех оставшихся заданий записываются на доске каждой группой. Выдвинутый группой ученик объясняет решение, основываясь на теории, выдвигает алгоритм действий. Объяснения длятся около 4 минут. Другие группы могут задать вопросы по решению уравнения.
V II. Итог урока: (3 минуты)
1)Учитель задает вопросы классу: Какими методами можно решать показательные уравнения?
2)Оценка знаний учащихся: Учитель оценивает деятельность каждой группы. Для выставления отметок за урок раздаются оценочные листы. Предпоследняя колонка заполняется учеником (см. условные обозначения). Консультант заполняет вторую и третью колонки. Учитель ставит итоговые отметки, оценив деятельность всей группы.
Ф.И. | Устный счет (ставит консультант) | Актуализация знаний (ставит консультант) | Работа в группе (ставит учитель) | Оценка за урок ( ставит ученик) | Оценка за урок (ставит учитель) |
Условные знаки для оценивания учеником самого себя: “+”– отлично изучил тему; “+; -” – есть проблемы, но я их решил самостоятельно; “^” – были проблемы, но я их решил с помощью группы; “-”– проблемы не решены.
V III. Домашнее задание: стр299, №163(б); №164(а); №165(а); №166(а; г); Алгебра и начала анализа. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Под редакцией А.Н. Колмогорова. 13-е издание. Москва “Просвещение”, 2003.
Список литературы
1.В.С.Крамор “ Повторяем и систематизируем школьный курс алгебры и начал анализа”. Москва. ОНИКС. Мир и образование.2008г.416стр.
2.Новейший полный справочник школьника 5-11 классы. Математика. Авторы – составители А.М.Титаренко; А.М. Роганин. Под редакцией Т.И. Максимовой. ООО “ Издательство “Эксмо”,2008.
3.Большая энциклопедия школьника. Математика. Якушева Г.М. и другие. М,: СЛОВО, Эксмо,2006. -640с.
4.Математика. Репетитор. ЕГЭ-2009. Авторы: В.В.Кочагин; М.Н.Кочагина. М.: Эксмо,2009. 272с.
5.Балаян Э.Н. Устные упражнения по математике для 5-11 классов: учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс,2008
6. Алгебра и начала анализа. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Под редакцией А.Н. Колмогорова. 13-е издание. Москва “Просвещение”,2003.
7.Т.Н. Маслова; А.М. Суходский. Справочник школьника по математике 5-11классы. Москва. ОНИКС. Мир и образование.2008.