Задачи урока:
- Способствовать расширению знаний детей о значении леса в жизни человека.
- Развивать мышление, обогащать словарный запас детей, формировать грамматический строй речи.
- Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к лесным богатствам.
Необходимое оборудование и материалы: Учебник “Природоведение”. О.А. Хлебосолова, Е.И. Хлебосолов. 2004 г.; компьютер для учителя; проектор; экран; авторский медиапродукт (Приложение 1); рассказ А.И. Еремеева “Живые памятники”; письмо от лесничего; музыкальные файлы для организации начала урока, физминутки, релаксации.
Ход урока
I. Орг. момент.
Слайд № 1. На презентационном экране заставка урока, звучат голоса птиц, шум лесного ручья.
- Сядьте удобно. Начинаем урок природоведения.
II. Сообщение темы урока.
- Ребята! Есть у нас с вами хороший друг, отгадайте загадку и поймёте, кого я имею в виду. Это и будет тема сегодняшнего урока.
Есть у ребят зелёный друг,
Весёлый друг, хороший,
Он им протянет сотни рук
И тысячи ладошек.
(Лес)
- Правильно. Тема сегодняшнего урока “Лес”.
Слайд № 2. На экране появляется тема урока.
- Ребята, всем вам приходилось бывать в лесу.
- Чем запомнилось Вам посещение леса?
Педагог предлагает детям рассказать о лесе, при затруднении может задать следующие вопросы:
- Какой воздух в лесу? (чистый, свежий).
- Чем пахнет в лесу? (хвоёй, грибами, травами, сырой землёй).
- Какие звуки вы слышали? (птичье пение, треск сучьев, шорох листвы и т.п.)
- На сегодняшнем уроке вы узнаете о лесе много нового и интересного.
III. Работа по теме урока.
1. Определение понятия “лес”.
- Где мы можем узнать толкование слова “Лес”?
После ответов детей педагог предлагает обратиться к толковому словарю и узнать, что означает слово “лес”.
Слайд № 3. На экране словарь, крупными буквами толкование слова “Лес – это множество деревьев растущих на большом пространстве с сомкнутыми кронами”.
- Как вы понимаете выражение “сомкнутые кроны”? (Ветви одного дерева плотно примыкают к ветвям другого дерева).
- Деревья являются основой леса. Какие ещё группы растений растут в лесу?
- Для кого лес является местом обитания?
2. Территория леса.
Слайд № 4. На презентационном экране карта природных зон России.
- Карта какого государства представлена на экране? (России).
- Это карта природных зон России. По щелчку появляется название карты.
- Посмотрите на условные обозначения и скажите, какими цветами обозначена на ней территория леса? (Голубым и зелёным).
- Скажите, какую часть земли в нашей стране занимают леса? Большую или меньшую?
- Верно, леса занимают большую часть территории России.
3. Значение леса.
Слайд № 5. На экране надпись “Лес – наше богатство”.
- Лес – наше богатство. Как вы думаете, почему мы так говорим? (Педагог предлагает учащимся высказать свое мнение и подводит их к выводу, что лес – прежде всего ценное сырьё для промышленности).
- На вопрос: “Что можно сделать из древесины?” люди разных специальностей ответили бы, наверное, по-разному.
- Подумайте и скажите, как ответит на этот вопрос СТОЛЯР или ПЛОТНИК? (Табурет, шкаф, бочка, корзина, дверь, дом).
- Что ответит на этот вопрос РАБОЧИЙ БУМАЖНОЙ ФАБРИКИ? (Из древесных опилок изготавливают бумагу, из которой делают тетради, книги, альбомы, газеты, журналы).
- Что ответит ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИК? (Деревянные (товарные) вагоны, деревянные шпалы для рельсов).
- Что ответит ХИМИК? (Из смолы деревьев производят лаки, скипидар, искусственные нитки, лекарства).
- Что ответит МУЗЫКАНТ? (Музыкальные инструменты: рояль, скрипку, балалайку).
- Вот видите, как много предметов можно сделать из древесины. Давайте подумаем, ребята, для чего ещё нам нужен лес?
- Что ответит на этот вопрос ПОВАР? (Лес даёт нам дичь, грибы, орехи, ягоды).
- Что ответит ОХОТНИК? (Лес – место обитания различных животных, ценный мех которых используется для пошива шуб, шапок и других меховых изделий).
- Что ответит КОМБАЙНЁР? (Лес – защитник полей. Зелёной стеной он стоит на пути у ветров-суховеев и оберегает урожай).
- Что ответит ВРАЧ?
- Почему детские оздоровительные лагеря строят в лесу?
Педагог дополняет ответы детей: “Потому, что лесной воздух полезен для здоровья, особенно если в лесу растут сосны и ели. Лес, как огромный пылесос очищает воздух. Значит, лес нужен нам для здоровья”.
- А вот, если обратиться к ХУДОЖНИКУ с вопросом “Зачем нам нужен лес?”, он непременно ответит: “Лес – это бесценная красота”. И эту красоту художники показывают нам на своих картинах.
Педагог предлагает детям назвать появляющиеся на экране картины и их авторов.
Слайд № 6. На экране появляется картина Исаака Ильича Левитана “Золотая осень”.
Слайд № 7. На экране появляется картина Исаака Ильича Левитана “Берёзовая роща”.
Слайд № 8. На экране появляется картина Ивана Ивановича Шишкина “Корабельная роща”.
- Итак, ребята, какой вывод из всего сказанного вы можете сделать?
Педагог подводит детей к мысли, что лес имеет огромное значение во всех сферах жизнедеятельности человека и поэтому люди называют его своим богатством.
IV. Физминутка.
Слайд № 9. На экране появляются два Лесовика, звучит ритмичная музыка. Один из учеников проводит физминутку.
V. Продолжение работы по теме урока.
4. Вред лесу, причиняемый человеком.
- Ребята, подумайте и скажите, какой вред причиняет лесу человек?
Педагог помогает детям вспомнить, что пожары, свалки мусора и незаконные вырубки очень вредят лесу, и предлагает им ответить на следующие вопросы:
- К чему может привести неправильно разложенный или оставленный без присмотра костёр?
- Какие меры предосторожности мы должны соблюдать при разведении костра?
- Кто и что может погибнуть во время пожара в лесу? (Во время пожара в лесу погибает очень много деревьев и лесных животных).
Слайд № 10. На экране видеофрагмент “Лесные пожары”.
Слайд № 11. На экране изображён участок леса после пожара.
- Представьте себе, что на этом месте, после пожара 7-10 лет не вырастут травы и не появятся всходы деревьев.
- Какой вывод вы для себя сделаете, ребята?
Слайд № 12. На экране изображена свалка бытовых отходов в лесу.
- К сожалению, бытовой мусор из населённых пунктов очень часто вывозится в лес и не подлежит никакой переработке. А знаете ли вы, что бумага не сгнивает 2 года, а консервная банка, полиэтиленовый пакет или пластиковая бутылка сохраняются до 50-100 лет.
- Очень часто на огромных плантациях леса производятся незаконные вырубки.
Слайд № 13. На экране видеофрагмент “Незаконная вырубка”.
Во время демонстрации видеофрагмента учитель комментирует:
- Сплошная вырубка леса на данном участке законом, разрешена только вырубка старых, сгнивших деревьев. Но здесь работники охраны и защиты лесного фонда областного управления лесами обнаружили незаконную вырубку сосны.
- Подумайте, к чему приведут лесные пожары, свалки бытовых отходов и незаконные вырубки леса.
После просмотра видеофрагмента учитель предлагает детям прослушать стихотворение сибирского поэта Станислава Федотова в исполнении учеников:
Первый ученик:
Второй ученик:
Первый ученик: Две ученицы: Второй ученик:
Первый ученик: |
Свалили кедр. Тяжёлый, будто медный, С набатным гулом Замертво упал… “Жаль… Но зато – какие кубометры Такой красавец леспромхозу дал!” Берёзы – в плач. Осины голосили: “Отца тайги убили … Лучше б нас!” “Вот глупые ценнее древесины Чем кедр, на свете мало - Высший класс! А если даже пустят и на шпалы – Гниль не возьмёт их в живице-смоле…” Не потому ль нам кислорода мало, Что меньше стало кедром на Земле? |
- На местах лесозаготовок очень часто остаются отходы, ветки, щепки, которые затрудняют возобновление лесов.
Слайд № 14. На экране изображены остатки древесины на месте заброшенной лесопилки.
- Как вы думаете, что нужно делать, чтобы на месте вырубок снова появлялся лес?
Педагог обобщает ответы детей:
- Места вырубок нужно расчищать и засаживать молодыми деревьями.
Слайд № 15. На экране изображен человек, высаживающий молодые деревья.
5. Защитники леса.
- Кто регулирует вырубку деревьев в прилегающем к нашему селу лесу? (Моряковское лесничество).
Слайд № 16. На экране фото лесников Моряковского лесничества.
- Что входит в обязанность лесников?
При затруднении детей учитель дополняет:
- Работники лесничества, следят, чтобы в лесу правильно и в нужном месте вырубали деревья, а на местах вырубок лесники высаживают саженцы. А помогают им в этой работе, учащиеся средней школы – члены школьного лесничества.
- Я предлагаю вам послушать обращение главного лесничего с. Моряковский Затон.
Слайд № 17. На экране фото лесничего.
Учитель зачитывает письмо, обращенное к детям:
“Дорогие ребята!
Лес – наше богатство. Чтобы лес оставался всегда радовал нас своей красотой, чтобы мы могли пользоваться его богатствами, надо беречь и охранять его. Чтобы лесных богатств хватило не только вам, но и вашим правнукам, на месте каждого срубленного дерева надо обязательно посадить одно, лучше два новых деревца. Берегите лес, и он отблагодарит вас за вашу любовь. С уважением к вам, главный лесничий с. Моряковский Затон”.
- Ребята, как вы будете, в наших силах воплотить предложение нашего лесничего? Что конкретно, мы можем сделать, чтобы оградить наш лес от вредного воздействия и равнодушия человека?
6. Чтение рассказа А.И. Еремеева “Живые памятники”.
Слайд № 18. На экране изображены дети, высаживающие молодые деревца.
“В разгаре посадка деревьев. В этом радостном и полезном деле ребята не уступают взрослым. Осторожно, чтобы не повредить корни, выкапывают и переносят уснувшие деревца в новые места. Весной проснётся деревце и как ни в чём не бывало, примется расти людям на радость и пользу. И каждый из ребят, кто посадил и вырастил хоть одно деревце, поставил себе при жизни чудесный зелёный памятник – живой памятник”.
- Почему в рассказе посаженные деревья называют памятниками?
- Ребята, давайте мы с вами тоже подарим нашему селу или школьному дворику свои деревца, оставим о себе хорошую, добрую память.
VI. Дифференцированное дом. задание.
1. Читать текст в учебнике на стр. 90-92.
2. Подготовить ответы на вопросы:
- Как люди используют лесные богатства?
- Как нужно вести себя в лесу, чтобы не причинить ему вреда?
3. Подготовить к следующему уроку сообщение о лиственнице.
4. Нарисовать рисунок на тему “Лесные богатства”, оформить выставку в классе.
VII. Итог урока.
- Наш урок подходит к концу. Что нового, интересного и полезного вы сегодня узнали?
- На следующих уроках мы продолжим изучение этой темы, познакомимся с растениями леса, животными, птицами, насекомыми и другими лесными обитателями.
Учитель отмечает активность ребят на уроке. Выставляет оценки.
VIII. Релаксация.
Звучит спокойная расслабляющая музыка.
- Сядьте удобно на стуле, закройте глаза и прикройте их сверху ладонями. Послушайте пение птиц и представьте, что вы в лесу. Вы гуляете по мягкой траве. Солнышко играет между веток. У вас прекрасное настроение……
- Откройте глаза. Потянитесь. Урок окончен.
Литература
- Детская энциклопедия “Мир леса”. Москва. “Махаон” 2007.
- Атлас “Природа России”. Москва “Махаон”. 2007.
- С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка. Москва. 2000.