Урок природоведения в 5-м классе коррекционной школы VIII вида по теме «Лес»

Разделы: Начальная школа


Задачи урока:

  1. Способствовать расширению знаний детей о значении леса в жизни человека.
  2. Развивать мышление, обогащать словарный запас детей, формировать грамматический строй речи.
  3. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к лесным богатствам.

Необходимое оборудование и материалы: Учебник “Природоведение”. О.А. Хлебосолова, Е.И. Хлебосолов. 2004 г.; компьютер для учителя; проектор; экран; авторский медиапродукт (Приложение 1); рассказ А.И. Еремеева “Живые памятники”; письмо от лесничего; музыкальные файлы для организации начала урока, физминутки, релаксации.

Ход урока

I. Орг. момент.

Слайд № 1. На презентационном экране заставка урока, звучат голоса птиц, шум лесного ручья.

- Сядьте удобно. Начинаем урок природоведения.

II. Сообщение темы урока.

- Ребята! Есть у нас с вами хороший друг, отгадайте загадку и поймёте, кого я имею в виду. Это и будет тема сегодняшнего урока.

Есть у ребят зелёный друг,
Весёлый друг, хороший,
Он им протянет сотни рук
И тысячи ладошек.
(Лес)

- Правильно. Тема сегодняшнего урока “Лес”.

Слайд № 2. На экране появляется тема урока.

- Ребята, всем вам приходилось бывать в лесу.

- Чем запомнилось Вам посещение леса?

Педагог предлагает детям рассказать о лесе, при затруднении может задать следующие вопросы:

- Какой воздух в лесу? (чистый, свежий).

- Чем пахнет в лесу? (хвоёй, грибами, травами, сырой землёй).

- Какие звуки вы слышали? (птичье пение, треск сучьев, шорох листвы и т.п.)

- На сегодняшнем уроке вы узнаете о лесе много нового и интересного.

III. Работа по теме урока.

1. Определение понятия “лес”.

- Где мы можем узнать толкование слова “Лес”?

После ответов детей педагог предлагает обратиться к толковому словарю и узнать, что означает слово “лес”.

Слайд № 3. На экране словарь, крупными буквами толкование слова “Лес – это множество деревьев растущих на большом пространстве с сомкнутыми кронами”.

- Как вы понимаете выражение “сомкнутые кроны”? (Ветви одного дерева плотно примыкают к ветвям другого дерева).

- Деревья являются основой леса. Какие ещё группы растений растут в лесу?

- Для кого лес является местом обитания?

2. Территория леса.

Слайд № 4. На презентационном экране карта природных зон России.

- Карта какого государства представлена на экране? (России).

- Это карта природных зон России. По щелчку появляется название карты.

- Посмотрите на условные обозначения и скажите, какими цветами обозначена на ней территория леса? (Голубым и зелёным).

- Скажите, какую часть земли в нашей стране занимают леса? Большую или меньшую?

- Верно, леса занимают большую часть территории России.

3. Значение леса.

Слайд № 5. На экране надпись “Лес – наше богатство”.

- Лес – наше богатство. Как вы думаете, почему мы так говорим? (Педагог предлагает учащимся высказать свое мнение и подводит их к выводу, что лес – прежде всего ценное сырьё для промышленности).

- На вопрос: “Что можно сделать из древесины?” люди разных специальностей ответили бы, наверное, по-разному.

- Подумайте и скажите, как ответит на этот вопрос СТОЛЯР или ПЛОТНИК? (Табурет, шкаф, бочка, корзина, дверь, дом).

- Что ответит на этот вопрос РАБОЧИЙ БУМАЖНОЙ ФАБРИКИ? (Из древесных опилок изготавливают бумагу, из которой делают тетради, книги, альбомы, газеты, журналы).

- Что ответит ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИК? (Деревянные (товарные) вагоны, деревянные шпалы для рельсов).

- Что ответит ХИМИК? (Из смолы деревьев производят лаки, скипидар, искусственные нитки, лекарства).

- Что ответит МУЗЫКАНТ? (Музыкальные инструменты: рояль, скрипку, балалайку).

- Вот видите, как много предметов можно сделать из древесины. Давайте подумаем, ребята, для чего ещё нам нужен лес?

- Что ответит на этот вопрос ПОВАР? (Лес даёт нам дичь, грибы, орехи, ягоды).

- Что ответит ОХОТНИК? (Лес – место обитания различных животных, ценный мех которых используется для пошива шуб, шапок и других меховых изделий).

- Что ответит КОМБАЙНЁР? (Лес – защитник полей. Зелёной стеной он стоит на пути у ветров-суховеев и оберегает урожай).

- Что ответит ВРАЧ?

- Почему детские оздоровительные лагеря строят в лесу?

Педагог дополняет ответы детей: “Потому, что лесной воздух полезен для здоровья, особенно если в лесу растут сосны и ели. Лес, как огромный пылесос очищает воздух. Значит, лес нужен нам для здоровья”.

- А вот, если обратиться к ХУДОЖНИКУ с вопросом “Зачем нам нужен лес?”, он непременно ответит: “Лес – это бесценная красота”. И эту красоту художники показывают нам на своих картинах.

Педагог предлагает детям назвать появляющиеся на экране картины и их авторов.

Слайд № 6. На экране появляется картина Исаака Ильича Левитана “Золотая осень”.

Слайд № 7. На экране появляется картина Исаака Ильича Левитана “Берёзовая роща”.

Слайд № 8. На экране появляется картина Ивана Ивановича Шишкина “Корабельная роща”.

- Итак, ребята, какой вывод из всего сказанного вы можете сделать?

Педагог подводит детей к мысли, что лес имеет огромное значение во всех сферах жизнедеятельности человека и поэтому люди называют его своим богатством.

IV. Физминутка.

Слайд № 9. На экране появляются два Лесовика, звучит ритмичная музыка. Один из учеников проводит физминутку.

V. Продолжение работы по теме урока.

4. Вред лесу, причиняемый человеком.

- Ребята, подумайте и скажите, какой вред причиняет лесу человек?

Педагог помогает детям вспомнить, что пожары, свалки мусора и незаконные вырубки очень вредят лесу, и предлагает им ответить на следующие вопросы:

- К чему может привести неправильно разложенный или оставленный без присмотра костёр?

- Какие меры предосторожности мы должны соблюдать при разведении костра?

- Кто и что может погибнуть во время пожара в лесу? (Во время пожара в лесу погибает очень много деревьев и лесных животных).

Слайд № 10. На экране видеофрагмент “Лесные пожары”.

Слайд № 11. На экране изображён участок леса после пожара.

- Представьте себе, что на этом месте, после пожара 7-10 лет не вырастут травы и не появятся всходы деревьев.

- Какой вывод вы для себя сделаете, ребята?

Слайд № 12. На экране изображена свалка бытовых отходов в лесу.

- К сожалению, бытовой мусор из населённых пунктов очень часто вывозится в лес и не подлежит никакой переработке. А знаете ли вы, что бумага не сгнивает 2 года, а консервная банка, полиэтиленовый пакет или пластиковая бутылка сохраняются до 50-100 лет.

- Очень часто на огромных плантациях леса производятся незаконные вырубки.

Слайд № 13. На экране видеофрагмент “Незаконная вырубка”.

Во время демонстрации видеофрагмента учитель комментирует:

- Сплошная вырубка леса на данном участке законом, разрешена только вырубка старых, сгнивших деревьев. Но здесь работники охраны и защиты лесного фонда областного управления лесами обнаружили незаконную вырубку сосны.

- Подумайте, к чему приведут лесные пожары, свалки бытовых отходов и незаконные вырубки леса.

После просмотра видеофрагмента учитель предлагает детям прослушать стихотворение сибирского поэта Станислава Федотова в исполнении учеников:

Первый ученик:

 

 

Второй ученик:

 

Первый ученик:

Две ученицы:

Второй ученик:

 

 

 

 

 

Первый ученик:

Свалили кедр.

Тяжёлый, будто медный,

С набатным гулом

Замертво упал…

“Жаль…

Но зато – какие кубометры

Такой красавец леспромхозу дал!”

Берёзы – в плач. Осины голосили:

“Отца тайги убили … Лучше б нас!”

“Вот глупые

ценнее древесины

Чем кедр,

на свете мало -

Высший класс!

А если даже пустят и на шпалы –

Гниль не возьмёт их в живице-смоле…”

Не потому ль нам кислорода мало,

Что меньше стало кедром на Земле?

- На местах лесозаготовок очень часто остаются отходы, ветки, щепки, которые затрудняют возобновление лесов.

Слайд № 14. На экране изображены остатки древесины на месте заброшенной лесопилки.

- Как вы думаете, что нужно делать, чтобы на месте вырубок снова появлялся лес?

Педагог обобщает ответы детей:

- Места вырубок нужно расчищать и засаживать молодыми деревьями.

Слайд № 15. На экране изображен человек, высаживающий молодые деревья.

5. Защитники леса.

- Кто регулирует вырубку деревьев в прилегающем к нашему селу лесу? (Моряковское лесничество).

Слайд № 16. На экране фото лесников Моряковского лесничества.

- Что входит в обязанность лесников?

При затруднении детей учитель дополняет:

- Работники лесничества, следят, чтобы в лесу правильно и в нужном месте вырубали деревья, а на местах вырубок лесники высаживают саженцы. А помогают им в этой работе, учащиеся средней школы – члены школьного лесничества.

- Я предлагаю вам послушать обращение главного лесничего с. Моряковский Затон.

Слайд № 17. На экране фото лесничего.

Учитель зачитывает письмо, обращенное к детям:

“Дорогие ребята!

Лес – наше богатство. Чтобы лес оставался всегда радовал нас своей красотой, чтобы мы могли пользоваться его богатствами, надо беречь и охранять его. Чтобы лесных богатств хватило не только вам, но и вашим правнукам, на месте каждого срубленного дерева надо обязательно посадить одно, лучше два новых деревца. Берегите лес, и он отблагодарит вас за вашу любовь. С уважением к вам, главный лесничий с. Моряковский Затон”.

- Ребята, как вы будете, в наших силах воплотить предложение нашего лесничего? Что конкретно, мы можем сделать, чтобы оградить наш лес от вредного воздействия и равнодушия человека?

6. Чтение рассказа А.И. Еремеева “Живые памятники”.

Слайд № 18. На экране изображены дети, высаживающие молодые деревца.

“В разгаре посадка деревьев. В этом радостном и полезном деле ребята не уступают взрослым. Осторожно, чтобы не повредить корни, выкапывают и переносят уснувшие деревца в новые места. Весной проснётся деревце и как ни в чём не бывало, примется расти людям на радость и пользу. И каждый из ребят, кто посадил и вырастил хоть одно деревце, поставил себе при жизни чудесный зелёный памятник – живой памятник”.

- Почему в рассказе посаженные деревья называют памятниками?

- Ребята, давайте мы с вами тоже подарим нашему селу или школьному дворику свои деревца, оставим о себе хорошую, добрую память.

VI. Дифференцированное дом. задание.

1. Читать текст в учебнике на стр. 90-92.

2. Подготовить ответы на вопросы:

- Как люди используют лесные богатства?

- Как нужно вести себя в лесу, чтобы не причинить ему вреда?

3. Подготовить к следующему уроку сообщение о лиственнице.

4. Нарисовать рисунок на тему “Лесные богатства”, оформить выставку в классе.

VII. Итог урока.

- Наш урок подходит к концу. Что нового, интересного и полезного вы сегодня узнали?

- На следующих уроках мы продолжим изучение этой темы, познакомимся с растениями леса, животными, птицами, насекомыми и другими лесными обитателями.

Учитель отмечает активность ребят на уроке. Выставляет оценки.

VIII. Релаксация.

Звучит спокойная расслабляющая музыка.

- Сядьте удобно на стуле, закройте глаза и прикройте их сверху ладонями. Послушайте пение птиц и представьте, что вы в лесу. Вы гуляете по мягкой траве. Солнышко играет между веток. У вас прекрасное настроение……

- Откройте глаза. Потянитесь. Урок окончен.

Литература

  1. Детская энциклопедия “Мир леса”. Москва. “Махаон” 2007.
  2. Атлас “Природа России”. Москва “Махаон”. 2007.
  3. С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка. Москва. 2000.