Цели урока:
- вырабатывать навыки действий с рациональными числами;
- раскрыть значение атмосферы для жизни на планете;
- формировать понятие “атмосфера”, раскрыть ее состав и строение;
- реализовать принцип связи изучаемого на уроке с жизнью;
- учить замечать и понимать окружающие детей природные явления;
- показать связь окружающего мира с математикой и географией.
Оборудование: таблица “Строение атмосферы”, таблички с числами и буквами, слайды, учебники, презентация.
Ход урока
I. Учитель математики говорит о форме урока, целях урока, теме урока по математике.
Устная работа с учащимися:
1) повторение правил действий с рациональными числами;
2) Заполните таблицу слайд 1
х | 3 | -2 | 12 | -1,6 | -1,5 | 17 | -3,6 | 7,3 | -0,6 |
у | -5 | -1,2 | -11,2 | -2 | 5 | -10 | 8,3 | -7,3 | 3,2 |
x+у | |||||||||
м | т | с | а | е | а | р | о | ф |
3) Расположив числа в порядке возрастания, можно прочитать тему урока по географии. Она зашифрована в таблице (атмосфера). Слайд 2
II. Учитель географии. Атмосфера - это воздушная оболочка Земли, состоящая из смеси газов, а также паров воды и пыли.
Без этой защитной оболочки люди не смогли бы выжить на Земле. Она защищает нас от испепеляющих лучей солнца днем и ледяного холода ночью.
Слово атмосфера происходит от греческого слова атмос – пар. Земная атмосфера результат развития и изменений воздушной оболочки, длившейся 3-4 млрд. лет. Первоначально атмосфера Земли была даже ядовитой, совершенно непригодной для жизни. Но в процессе эволюции образовалась воздушная смесь пригодная для жизни живых организмов.
Атмосфера начинается от Земли и плавно переходит в космическое пространство. Образована она несколькими сменяющими друг друга слоями, название слоев вы узнаете, выполнив математические действия.
III. Учитель математики. К доске приглашаются 10 человек, им даны карточки-таблички, на которых с одной стороны написаны числа, а с другой - буквы.
1)задание. Расположите числа в порядке возрастания: -0,2; -11,3; 1,61; -1,7; 3,5; 1,6; -25,1; -0,25; 0; 0,2.
Повернув карточки другой стороной, дети читают слово: тропосфера. Слайд 3
-25,1 |
-11,3 |
-1,7 |
-0,25 |
-0,2 |
0 |
0,2 |
1,6 |
1,61 |
3,5 |
т |
р |
о |
п |
о |
с |
ф |
е |
р |
а |
2) задание. Расположите числа в порядке убывания:
-17; -5,5; -18,1; -4,1; 12,5; -3; 13,1; -10; 1,2; -11,6; -18.
Повернув карточки другой стороной, дети читают слово: стратосфера. Слайд 4
13,1 |
12,5 |
1,2 |
-3 |
-4,1 |
-5,5 |
-10 |
-11,6 |
-17 |
-18 |
-18,1 |
с |
т |
р |
а |
т |
о |
с |
ф |
е |
р |
а |
Слайд 5
IV Учитель географии
Льется с неба синий свет,
и конца у неба нет…
Отчего оно такое кто мне сможет дать ответ?
Вы откуда облака?
Из какого далека?
Может, вы из белой ваты
Или вроде молока?
Торопливый дождь косой
Скачет по полю босой,
Солнце небо разделило
Разноцветной полосой
Два села как – берега,
А над ними – мост-дуга,
Почему ступить не может
На дугу ничья нога?
Где ложиться ветер спать?
Можно ль молнию поймать
До чего же интересно
Все на свете узнавать!
Анализ таблицы “строение атмосферы”. Слайд 6
В атмосфере выделены 3 слоя – тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы. Основными свойствами воздуха является температура, влажность и запыленность. Тепло атмосфера получает от Солнца, она только пропускает через себя солнечные лучи, которые нагревают земную поверхность. Земная поверхность накапливает в себе тепло, а потом медленно отдает это тепло атмосфере. Чем дальше от поверхности Земли, тем становится холоднее. (Пример с раскаленной электрической плиткой) Температура в атмосфере понижается каждый километр на 6 градусов Цельсия. Это происходит в тропосфере, там есть небольшой узкий слой, где t повышается до +, а затем снова резко падает. Больше всего водяных паров находится в нижнем слое атмосферы – тропосфере, который появляется в ней в результате испарения воды с поверхности Земли. Кроме водяного пара, в атмосфере могут подниматься пыль, копоть и другие частички – это запыленность. Все эти процессы наиболее активно происходят в нижнем слое – тропосфере. Это самый активный слой, он является кузницей погоды над планетой. В стратосфере воздух разрежен, т.е. меньше в ней содержится газов, меньше плотность, водяной пар почти отсутствует. Слои атмосферы в разных широтах имеют разную толщину. Вся наземная жизнь на планете сосредоточена в тропосфере. В этом слое образуются облака, выпадают осадки и дует ветер. Чем выше от Земли, тем меньше воздуха и водяного пара.
Слайд 7
. Самые распространенные газы современной атмосферы – азот и кислород. В нижних околоземных слоях атмосферы содержится 78% азота и 21 % кислорода. Кислород – один из самых значимых газов на Земле. Им мы дышим. На долю остальных газов приходится всего лишь 1% (углекислый газ (0,03%) и инертные газы).Значение атмосферы очень велико. Она прозрачная и поэтому легко пропускает солнечные лучи к земной поверхности. Сама атмосфера нагревается за счет тепла отдаваемого земной поверхностью. Атмосфера задерживает это тепло, защищая Землю от переохлаждения.
Еще атмосфера ограждает Землю от падающих метеоритов. В безвоздушном пространстве они летят без преград. Встретив же сопротивление воздуха в атмосфере, они сгорают. Атмосфера не пропускает губительное для всего живого космическое излучение. Сила тяжести притягивает атмосферные газы к Земле и не дает им улетучиваться в космос, так атмосфера удерживается вокруг Земли.
V. Учитель математики.
Самостоятельная работа.
I вариант
– 11,5+(-6,75) + 1,25=17 (км – экватор.)
-3,39: (-0,3) + 19,3 = 8 (км. Полюса)
-12,1-(-4,1)+2=10 (км. Ср. шир.)
-11,7-12,3+39=15(H=0м над уровнем моря)
12*(-4)+18=-40(H=10км над уровнем моря)
II вариант.
76,03+25,336:(-1,2) = 55(км. Над экват.)
-23,5*(-1,25)+21=50(км. Над полюсом)
-(-11,3)*2+20,4=53(км. Над средними широтами.)
-10,5: 5? + (-55,2) = - 56°
Кто закончит самостоятельную работу раньше, находит в учебнике географии (стр.151) значение своих ответов. После проверки работы.
VI Учитель географии: Посмотрим, что же обозначают числа, которые вы получили в результате вычислений (подписывает вместе с учащимися) Найдите значение этих чисел в тексте учебника (151 стр.)
Вывод: Толщина атмосферы уменьшается от экватора к полюсам, t понижается с поднятием вверх. Какое значение имеет атмосфера для жизни на планете?
- Удерживает тепло возле Земли
- Предохраняет Землю от метеоритов и ультрафиолетового излучения за счет наличия озонового слоя.
- Без атмосферы не было бы жизни на Земле.
Атмосфера сильно изменилась в связи с развивающейся хозяйственной деятельностью человека. Загрязнение атмосферы – очень острая экологическая проблема.
VII Сообщение учащихся об изучении атмосферы (метеорологические станции, спутники)
VIII Учитель математики. Решить задачу:
Температура воздуха у подножия гор Гималаев +15°С.
Какая температура будет на высоте 8000м. 1 км –
понижается на 6°
(15+(-6)*8=-33°)
IX Задание на дом: §35. Составить задачи по данным на стр. 151 (первый абзац)
Итог урока: Вы убедились, как тесна связь между математикой и географией. Без математики практически не обходится ни одна наука.