(практическое занятие)
Настоящая работа представляет собой методическую разработку урока по дисциплинам “Базы данных”; “Компьютерные сети”. Методическая цель урока: совершенствование методических приемов реализации поставленных целей урока.
К данному уроку студентами изучены понятия структуры базы данных, нормальных форм, первичного и внешнего ключевых полей, типов данных, протокола передачи данных. Сформированы навыки описания типов полей таблиц базы данных в MS Access, передачи данных по локальной сети отдельного кабинета. Предстоит сформировать навыки создания таблиц базы данных при коллективной разработке программного продукта и обмена результатами по сети.
Урок начинается с мотивации студентов к выполнению работы. Преподаватель ставит к уроку цели: образовательные, развивающие и воспитательные, и заранее предусматривает, как в течение урока он будет реализовывать эти цели.
№ п/п |
Цели урока |
Реализация целей урока |
1. | Диагностика знаний. |
|
2. | Коррекция знаний и умений. |
|
3. | Формирование навыков создания таблиц базы данных при коллективной разработке программного продукта |
|
4. | Формирование навыков работы в сети |
|
5. | Закрепление навыков создания таблиц базы данных и работы в сети |
|
6. | Развитие речи, формирование умений высказывать свое мнение и обосновывать поставленную оценку. |
|
7. | Применение рациональных приемов работы. |
|
8. | Развитие навыков самоконтроля и взаимоконтроля. |
|
9 |
Воспитание силы воли в достижении цели, трудолюбия, ответственного отношения к учебному труду. |
|
О главных, с точки зрения преподавателя, целях урока он сообщает студентам.
Работа преподавателя и студентов над реализацией целей урока позволяет активизировать учебный процесс.
Формами активизации учебного процесса на уроке являются:
- составление вопросов студентами по изученному материалу и ответы на эти вопросы;
- выполнения самостоятельной работы;
- выполнение элементов исследовательской работы при выяснении вопроса о совместимости разработанных частей базы данных;
- использование помощи экспертных комиссий для диагностики знаний по теме у студентов группы, при выставлении оценки за урок каждому студенту (с анализом их работы в течение урока, обоснованием сделанных замечаний по ошибкам, допущенным в практической работе и аргументацией оценки выставленной за урок);
- использование учебно-наглядных средств обучения:
- персональные компьютеры, оснащенные пакетом прикладных программ MS Office;
- проектор и экран;
- микрофон и колонки;
- локальная сеть колледжа;
- программа Net Op Scholl, позволяющая связать компьютеры в двух кабинетах и вывести через проектор на экран информацию из одного кабинета в другой;
- веб-камеры;
- раздаточный материал:
- со структурой таблиц базы данных “Склад”;
- с планом анализа работы для студентов;
- с критериями оценивания работы;
- с планом работы студента;
- с таблицей, содержащей информацию об IP-адресах компьютеров двух кабинетов;
- с планом работы студента с указанием интервала времени, отведенного на выполнение каждой части задания.
Данный урок направлен на внедрение модульно-компетентностного подхода к профессиональному становлению специалиста. Он объединяет в себе формирование различных навыков:
- создание таблиц базы данных по дисциплине “Базы данных”;
- работы в сети по дисциплине “Компьютерные сети”.
Эти навыки необходимы для получения компетенции Разработка и эксплуатация АИС. На уроке у студентов вырабатывается чувство коллективной ответственности за конечный результат при работе по группам.
Ход занятия
1. Вступительное слово преподавателя о целях и задачах урока: “Ваша специальность называется “Автоматизированные системы обработки информации и управления (по отраслям)”, т.е. после окончании учебы вы будете работать системным администратором. Разрабатывать АИС, управлять их работой, а также координировать деятельность коллектива программистов. Одним из необходимых требованием к вашей работе является умение работать в коллективе с другими разработчиками. Сегодня мы будем формировать навыки коллективной работы. В конце вашего обучения вы будете уметь разрабатывать полноценную автоматизированную информационную систему, готовую к внедрению и эксплуатации на предприятии. И вы будете компетентны в области разработки и эксплуатации АИС. Сегодня мы делаем первый шаг на пути решения этой проблемы”.
Студенты высказывают свои мнения по целям и задачам урока, и затем преподаватель обобщает их: “На этом занятии нам предстоит сформировать навыки создания таблиц базы данных и передачи проделанной работы по сети”. Преподаватель: “На прошлом занятии мы спроектировали структуру базы данных “Склад товаров”, т.е. определили все объекты будущей базы данных. На экране показ информации о складе товаров и сформированных таблицах. Преподаватель: “Сегодня на уроке мы будем формировать навыки создания таблиц базы данных в программе MS Access с использованием сетевых технологий при коллективной разработке программного продукта”.
2. Выдача технического задания на практическую работу.
На уроке используются элементы дистанционного обучения. Студенты работают в двух кабинетах и создают 2 разные части одной базы данных. Кабинеты связаны между собой локальной сетью и учебным программным комплексом NetOpSchool. Этот комплекс позволяет организовать передачу звуковых и видеосигналов из одного кабинета в другой с помощью микрофонов и web-камер. Студенты могут видеть и слышать преподавателя, даже если он не находится в кабинете. Таким же способом организовывается обмен мнениями между студентами, выполняющими работу в разных учебных аудиториях.
План работы студенты могут увидеть около каждого рабочего места. Преподаватель:
“1-я подгруппа будет работать в кабинете №20 и создавать таблицы той части базы данных, которая относится к поставке товара. Это таблицы: Поставка Товара, Менеджер Поставки, Поставщик, Товар.
2-я подгруппа будет работать в кабинете №23 и создавать таблицы, относящиеся к области продажи товара. Это таблицы: Продажа Товара, Менеджер Продажи, Клиент, Товар.
Задание на практическую работу состоит из 2 частей. Первая часть работы будет заключаться в следующем. Каждый из студентов должен для всех своих таблиц описать типы данных, указать размер полей и определить ключи. Созданную часть базы данных необходимо сохранить на рабочем столе под именем компьютера в сети, на котором вы работаете. На рисунке 1 показан интерфейс прикладной программы MS Access 2007.
Рисунок 1
Вторая часть задания заключается в следующем. После того, как каждый студент создаст свою часть базы данных “Склад”, он должен по сети импортировать из другого кабинета 2 часть базы данных. Преподаватель: “Наши компьютеры объединены в единую локальную сеть колледжа. Каждый компьютер в сети имеет свой IP-адрес. Для того чтобы обмениваться информацией со своим соразработчиком, мы будем использовать 2 различных варианта передачи данных. Первый вам знаком, это программа Net Metting. Давайте проверим ее работу”. Преподаватель связывается по сети путем набора IP-адреса с компьютером преподавателя из другого кабинета. Посылается сообщение: “Вы готовы к уроку?”. Этот вопрос виден на экранах обоих кабинетов. Посылается ответ: “Мы готовы к выполнению задания!”. С помощью этой программы студенты могут задавать вопросы и преподавателям, и друг другу. Также есть возможность задать вопрос при помощи микрофона. Затем преподаватель объясняет второй метод передачи данных с помощь возможностей локального сервера колледжа. Работа этого метода тоже демонстрируется на два кабинета. Студентам необходимо будет передать свою часть базы данных соразработчику из другого кабинета при помощи выбранной сетевой технологии.
- Самостоятельная работа студентов.
Преподаватель: “Теперь давайте приступим к выполнению работы. Не забудьте о правилах безопасности работы за ПК. Особое внимание обратите на корректную передачу данных без потери времени и информации”. Студенты работают за компьютерами под негромкую классическую музыку. В процессе работы учащиеся задают вопросы друг другу и преподавателям по сети. Обращается внимание студентов на распечатку с информацией об интервалах времени, отведенных на выполнение каждого задания.
План работы студента
№п/п |
Название работы |
Время |
1 |
Создание таблиц базы данных |
До 15 мин |
2 |
Обмен данными по сети |
До 10 мин |
3 |
Импорт данных |
До 5 мин |
4 |
Анализ работы соразработчика и оценка его части базы данных |
До 7 мин |
5 |
Пересылка целостной базы данных на рабочий стол преподавателя |
До 2 мин |
6 |
Проверка результатов работы |
10 мин |
7 |
Обмен мнениями. |
До 10 мин |
4. Проверка работы.
Перед проверкой работы каждому студенту необходимо отправить свою базу данных на компьютер преподавателя, который находится в этом кабинете. Преподаватель:
“Т.к. работу выполняли студенты по парам, отвечать за нее вы будете вместе. Таким образом, мы развиваем в вас чувство коллективной ответственности за результат. Перед каждым студентом находится план анализа работы. Исходя из этого, вы можете оценить и свою работу, и работу вашего соразработчика”. Проверка выполняется и из кабинета №20, и из кабинета №23 самими студентами.
- Проверка базы данных из кабинета №20. Через программу демонстрация работы одной пары студентов. Студент комментирует сам свою работу и работу своего партнера.
- Проверка базы данных из кабинета №23 проводится аналогично.
Каждый студент оценивает работу своего товарища, аргументируя поставленную оценку.
Рисунок 2
План анализа работы.
- Проверка количества таблиц и их названий.
- Проверка количества полей и их названий для каждой таблицы.
- Проверка правильности описания типов данных полей.
- Проверка размеров полей.
- Проверка правильности указания ключевых полей.
Критерии оценки.
1 часть задания.
“5” - база данных создана согласно задания; все типы данных и ключевые поля указаны правильно.
“4” - база данных содержит заданное количество таблиц, но при определении типов данных и ключевых полей были допущены ошибки.
“3” - база данных не содержит заданное количество таблиц, но при определении типов данных и ключевых полей не были допущены ошибки.
“2” - база данных не содержит заданное количество таблиц, и при определении типов данных и ключевых полей были допущены ошибки.
2 часть задания.
“5”- данные переданы без задержки времени и потери информации
“4”- данные переданы с задержкой времени
“3”-данные переданы с потерей информации
“2”- данные не переданы.
- Подведение итогов. Обмен мнениями.
В результате, в конце урока у каждого студента на своем компьютере создана целостная, нормализованная база данных “Склад”, которая готова для дальнейшей работы с ней. Впоследствии будут установлены связи между таблицами, сформированы запросы к базе данных и отчеты. Каждый студент высказывается о том, чему он научился на уроке, какие проблемы он ему помог разрешить, и достигнуты ли цели занятия.
Заключение
Четкая регламентация урока способствовала его динамичности и хорошей организации.
Удачно выбранная форма проведения урока позволила успешно реализовать все поставленные на урок цели.
Полученные результаты контроля знаний и умений четко характеризовали знания и умения каждого студента.
Поставленные цели и задачи были полностью реализованы.