Методическая разработка урока на тему «Удаленное создание таблиц базы данных»

Разделы: Информатика


(практическое занятие)

Настоящая работа представляет собой методическую разработку урока по дисциплинам “Базы данных”; “Компьютерные сети”. Методическая цель урока: совершенствование методических приемов реализации поставленных целей урока.

К данному уроку студентами изучены понятия структуры базы данных, нормальных форм, первичного и внешнего ключевых полей, типов данных, протокола передачи данных. Сформированы навыки описания типов полей таблиц базы данных в MS Access, передачи данных по локальной сети отдельного кабинета. Предстоит сформировать навыки создания таблиц базы данных при коллективной разработке программного продукта и обмена результатами по сети.

Урок начинается с мотивации студентов к выполнению работы. Преподаватель ставит к уроку цели: образовательные, развивающие и воспитательные, и заранее предусматривает, как в течение урока он будет реализовывать эти цели.

№ п/п

Цели урока

Реализация целей урока

1.

Диагностика знаний.

  • При повторении теоретического материала,
  • при выполнении практического задания.
2.

Коррекция знаний и умений.

  • В процессе повторения теоретического материала,
  • при создании таблиц базы данных,
  • при передаче данных,
  • при анализе выполненной работы
3.

Формирование навыков создания таблиц базы данных при коллективной разработке программного продукта

  • При создании таблиц базы данных,
  • при импорте таблиц из базы данных соразработчика
4.

Формирование навыков работы в сети

  • При обмене информацией между разработчиками;
  • при передаче базы данных по локальной сети
5. Закрепление навыков создания таблиц базы данных и работы в сети
  • В процессе выполнения практической работы,
  • в процессе проверки работы своего соразработчика
6. Развитие речи, формирование умений высказывать свое мнение и обосновывать поставленную оценку.
  • Постановка целей урока студентами,
  • анализ работы товарищей,
  • анализ итогов работы
7.

Применение рациональных приемов работы.

  • Акцентируется внимание к этому вопросу:
  • в процессе описания размеров полей таблиц,
  • при передаче данных по сети,
  • при определении ключевых полей,
  • при оценивании работы соразработчика
8. Развитие навыков самоконтроля и взаимоконтроля.
  • Проверка своего выполненного задания,
  • проверка выполненного задания соразработчика,
  • анализ разработанной базы данных

9

Воспитание силы воли в достижении цели, трудолюбия, ответственного отношения к учебному труду.
  • При разработке своей части базы данных,
  • при импорте базы данных товарища

О главных, с точки зрения преподавателя, целях урока он сообщает студентам.

Работа преподавателя и студентов над реализацией целей урока позволяет активизировать учебный процесс.

Формами активизации учебного процесса на уроке являются:

  • составление вопросов студентами по изученному материалу и ответы на эти вопросы;
  • выполнения самостоятельной работы;
  • выполнение элементов исследовательской работы при выяснении вопроса о совместимости разработанных частей базы данных;
  • использование помощи экспертных комиссий для диагностики знаний по теме у студентов группы, при выставлении оценки за урок каждому студенту (с анализом их работы в течение урока, обоснованием сделанных замечаний по ошибкам, допущенным в практической работе и аргументацией оценки выставленной за урок);
  • использование учебно-наглядных средств обучения:

- персональные компьютеры, оснащенные пакетом прикладных программ MS Office;

- проектор и экран;

- микрофон и колонки;

- локальная сеть колледжа;

- программа Net Op Scholl, позволяющая связать компьютеры в двух кабинетах и вывести через проектор на экран информацию из одного кабинета в другой;

- веб-камеры;

  • раздаточный материал:
    • со структурой таблиц базы данных “Склад”;
    • с планом анализа работы для студентов;
    • с критериями оценивания работы;
    • с планом работы студента;
    • с таблицей, содержащей информацию об IP-адресах компьютеров двух кабинетов;
    • с планом работы студента с указанием интервала времени, отведенного на выполнение каждой части задания.

Данный урок направлен на внедрение модульно-компетентностного подхода к профессиональному становлению специалиста. Он объединяет в себе формирование различных навыков:

  • создание таблиц базы данных по дисциплине “Базы данных”;
  • работы в сети по дисциплине “Компьютерные сети”.

Эти навыки необходимы для получения компетенции Разработка и эксплуатация АИС. На уроке у студентов вырабатывается чувство коллективной ответственности за конечный результат при работе по группам.

Ход занятия

1. Вступительное слово преподавателя о целях и задачах урока: “Ваша специальность называется “Автоматизированные системы обработки информации и управления (по отраслям)”, т.е. после окончании учебы вы будете работать системным администратором. Разрабатывать АИС, управлять их работой, а также координировать деятельность коллектива программистов. Одним из необходимых требованием к вашей работе является умение работать в коллективе с другими разработчиками. Сегодня мы будем формировать навыки коллективной работы. В конце вашего обучения вы будете уметь разрабатывать полноценную автоматизированную информационную систему, готовую к внедрению и эксплуатации на предприятии. И вы будете компетентны в области разработки и эксплуатации АИС. Сегодня мы делаем первый шаг на пути решения этой проблемы”.

Студенты высказывают свои мнения по целям и задачам урока, и затем преподаватель обобщает их: “На этом занятии нам предстоит сформировать навыки создания таблиц базы данных и передачи проделанной работы по сети”. Преподаватель: “На прошлом занятии мы спроектировали структуру базы данных “Склад товаров”, т.е. определили все объекты будущей базы данных. На экране показ информации о складе товаров и сформированных таблицах. Преподаватель: “Сегодня на уроке мы будем формировать навыки создания таблиц базы данных в программе MS Access с использованием сетевых технологий при коллективной разработке программного продукта”.

2. Выдача технического задания на практическую работу.

На уроке используются элементы дистанционного обучения. Студенты работают в двух кабинетах и создают 2 разные части одной базы данных. Кабинеты связаны между собой локальной сетью и учебным программным комплексом NetOpSchool. Этот комплекс позволяет организовать передачу звуковых и видеосигналов из одного кабинета в другой с помощью микрофонов и web-камер. Студенты могут видеть и слышать преподавателя, даже если он не находится в кабинете. Таким же способом организовывается обмен мнениями между студентами, выполняющими работу в разных учебных аудиториях.

План работы студенты могут увидеть около каждого рабочего места. Преподаватель:

“1-я подгруппа будет работать в кабинете №20 и создавать таблицы той части базы данных, которая относится к поставке товара. Это таблицы: Поставка Товара, Менеджер Поставки, Поставщик, Товар.

2-я подгруппа будет работать в кабинете №23 и создавать таблицы, относящиеся к области продажи товара. Это таблицы: Продажа Товара, Менеджер Продажи, Клиент, Товар.

Задание на практическую работу состоит из 2 частей. Первая часть работы будет заключаться в следующем. Каждый из студентов должен для всех своих таблиц описать типы данных, указать размер полей и определить ключи. Созданную часть базы данных необходимо сохранить на рабочем столе под именем компьютера в сети, на котором вы работаете. На рисунке 1 показан интерфейс прикладной программы MS Access 2007.

Рисунок 1

Вторая часть задания заключается в следующем. После того, как каждый студент создаст свою часть базы данных “Склад”, он должен по сети импортировать из другого кабинета 2 часть базы данных. Преподаватель: “Наши компьютеры объединены в единую локальную сеть колледжа. Каждый компьютер в сети имеет свой IP-адрес. Для того чтобы обмениваться информацией со своим соразработчиком, мы будем использовать 2 различных варианта передачи данных. Первый вам знаком, это программа Net Metting. Давайте проверим ее работу”. Преподаватель связывается по сети путем набора IP-адреса с компьютером преподавателя из другого кабинета. Посылается сообщение: “Вы готовы к уроку?”. Этот вопрос виден на экранах обоих кабинетов. Посылается ответ: “Мы готовы к выполнению задания!”. С помощью этой программы студенты могут задавать вопросы и преподавателям, и друг другу. Также есть возможность задать вопрос при помощи микрофона. Затем преподаватель объясняет второй метод передачи данных с помощь возможностей локального сервера колледжа. Работа этого метода тоже демонстрируется на два кабинета. Студентам необходимо будет передать свою часть базы данных соразработчику из другого кабинета при помощи выбранной сетевой технологии.

  1. Самостоятельная работа студентов.

Преподаватель: “Теперь давайте приступим к выполнению работы. Не забудьте о правилах безопасности работы за ПК. Особое внимание обратите на корректную передачу данных без потери времени и информации”. Студенты работают за компьютерами под негромкую классическую музыку. В процессе работы учащиеся задают вопросы друг другу и преподавателям по сети. Обращается внимание студентов на распечатку с информацией об интервалах времени, отведенных на выполнение каждого задания.

План работы студента

№п/п

Название работы

Время

1

Создание таблиц базы данных

До 15 мин

2

Обмен данными по сети

До 10 мин

3

Импорт данных

До 5 мин

4

Анализ работы соразработчика и оценка его части базы данных

До 7 мин

5

Пересылка целостной базы данных на рабочий стол преподавателя

До 2 мин

6

Проверка результатов работы

10 мин

7

Обмен мнениями.

До 10 мин

4. Проверка работы.

Перед проверкой работы каждому студенту необходимо отправить свою базу данных на компьютер преподавателя, который находится в этом кабинете. Преподаватель:

“Т.к. работу выполняли студенты по парам, отвечать за нее вы будете вместе. Таким образом, мы развиваем в вас чувство коллективной ответственности за результат. Перед каждым студентом находится план анализа работы. Исходя из этого, вы можете оценить и свою работу, и работу вашего соразработчика”. Проверка выполняется и из кабинета №20, и из кабинета №23 самими студентами.

  1. Проверка базы данных из кабинета №20. Через программу демонстрация работы одной пары студентов. Студент комментирует сам свою работу и работу своего партнера.
  2. Проверка базы данных из кабинета №23 проводится аналогично.

Каждый студент оценивает работу своего товарища, аргументируя поставленную оценку.

Рисунок 2

План анализа работы.

  1. Проверка количества таблиц и их названий.
  2. Проверка количества полей и их названий для каждой таблицы.
  3. Проверка правильности описания типов данных полей.
  4. Проверка размеров полей.
  5. Проверка правильности указания ключевых полей.

Критерии оценки.

1 часть задания.

“5” - база данных создана согласно задания; все типы данных и ключевые поля указаны правильно.

“4” - база данных содержит заданное количество таблиц, но при определении типов данных и ключевых полей были допущены ошибки.

“3” - база данных не содержит заданное количество таблиц, но при определении типов данных и ключевых полей не были допущены ошибки.

“2” - база данных не содержит заданное количество таблиц, и при определении типов данных и ключевых полей были допущены ошибки.

2 часть задания.

“5”- данные переданы без задержки времени и потери информации

“4”- данные переданы с задержкой времени

“3”-данные переданы с потерей информации

“2”- данные не переданы.

  1. Подведение итогов. Обмен мнениями.

В результате, в конце урока у каждого студента на своем компьютере создана целостная, нормализованная база данных “Склад”, которая готова для дальнейшей работы с ней. Впоследствии будут установлены связи между таблицами, сформированы запросы к базе данных и отчеты. Каждый студент высказывается о том, чему он научился на уроке, какие проблемы он ему помог разрешить, и достигнуты ли цели занятия.

Заключение

Четкая регламентация урока способствовала его динамичности и хорошей организации.

Удачно выбранная форма проведения урока позволила успешно реализовать все поставленные на урок цели.

Полученные результаты контроля знаний и умений четко характеризовали знания и умения каждого студента.

Поставленные цели и задачи были полностью реализованы.