Цели:
- Формировать элементарные представления о некоторых производственных процессах, начиная от добычи сырья в природе и кончая получением готового продукта.
- Содействовать развитию умения наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать полученную информацию.
- Воспитывать бережное отношение к природным богатствам и вещам.
Оборудование:
- глиняная ваза, тетрадь, варежки, шерсть;
- кусочки древесины и глины;
- плакаты: “Добыча глины в карьере”, “Заготовка древесины в лесу”.
Ход урока
I. Организационный момент.
Ну-ка, детки, встаньте в ряд.
Готов работать мой класс? (Cадитесь)
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Хорошо запоминать.
II. Задание “Прогноз погоды”.
- Кто расскажет о погоде сегодняшнего дня?
III. Проверка домашнего задания.
Игра “Поймай, скажи”
(учитель бросает мяч и называет термин,
поймавший мяч, рассказывает определение)
1. Поиграем в игру “Поймай, скажи” для того, чтобы повторить термины, которые вы узнали на прошлых уроках.
- красная книга;
- дикие животные;
- домашние животные;
2. Я называю признаки, вы скажите, что это:
- большой населённый пункт, много магазинов, есть фабрики и заводы, театры и музеи, в некоторых есть метро - город;
3. Исключите лишнее:
- небольшой населенный пункт, мало магазинов, жители в основном занимаются выращиванием культурных растений и животных, по улицам ездят трамваи.
- село.
IV. Формирование темы урока.
Практическая работа.
Тему сегодняшнего занятия, то о чем мы будем говорить, вы скажете сами.
У вас на столах лежит конверт, достаньте из него рисунки, работать будете в парах. Разложите все предметы на группы так, чтобы в каждой группе все вещи были сделаны из одного материала.
Глина – чайник, кружка
Шерсть – шапка, варежки
Металл – ложка, вилка
Древесина – пенал, карандаши
Все эти предметы хорошо знакомы вам. Назовите их и объясните, для чего они служат.
Показ предметов. А это из чего сделано? А где берут материал для того, чтобы сделать его? (В природе)
- Что общего у всех этих предметов? Они сами появились? (Они сделаны руками человека)
- Так значит, о чем мы будем сегодня говорить на уроке?
- Сегодня на уроке мы будем говорить: Из чего что сделано? (Открываю тему урока)
Поговорим о том, как делают шерстяные вещи; как появилась ваза; как рождаются тетради.
Все это сделано руками человека из природных материалов – древесины, глины, шерсти. Но, чтобы природные материалы превратились в разнообразные вещи, нужны знания и большой труд людей. Вот об этом мы и будем говорить сегодня на уроке.
V. Изучение нового материала.
Проблемный вопрос.
Как вы думаете как появилась вот эта тетрадка? (Выслушиваю ответы детей) оказывается тетрадь росла в природе до того как прийти к нам.
Сережу заинтересовал этот вопрос, и он провёл исследовательскую работу. Как появилась тетрадь. Сейчас он нам расскажет.
(На доске)
Дерево —> древесина —> бумага —> тетрадь
- Вы внимательно выслушали рассказ. А сейчас скажите:
- Что необходимо сделать человеку, чтобы из дерева получилась тетрадь? (Обобщение по карточкам на доске)
VI. Физминутка.
Бабочка
Спал цветок (закрыть глаза, расслабиться,
помассировать веки, слегка надавливая на них по
часовой стрелке и против нее)
и вдруг проснулся, (поморгать глазами)
больше спать не захотел, (руки поднять вверх
(вдох). Посмотреть на руки)
встрепенулся, потянулся, (руки согнуты в
стороны (выдох))
взвился вверх и полетел. (потрясти кистями,
посмотреть вправо-влево)
На столе предметы: ваза, варежка, кусочки глины, древесины, шерсть;
На доске плакат: “Добыча глины в карьере”.
Вот ваза, как вы думаете из чего она сделана?
А как из такого кусочка глины появилась ваза? Посмотрите глина рассыпчатая, комочками, а ваза твёрдая, имеет форму? (Выслушивание ответов детей)
- Что вы делали, как получали красивые поделки (показ) на кружке “Лепки”? (Дети посещают кружок “Лепки” при Доме творчества)
А где берут глину, в магазине?
- Давайте проследим путь от глины, добытой в карьере, до нашей вазы (плакат).
Этой исследовательской работой занималась Лена она нам и расскажет.
Слушайте внимательно, потом расскажите, что же необходимо делать, чтобы из куска глины получилась ваза.
(На доске появляется схема)
Глина —> добывание в карьере —> обработка глины —> изготовление —> ваза
Физминутка.
Киска
Киска на ребят глядит
Вот так, вот так! (Повороты головы в стороны)
Хвостиком она играет
Вот так, вот так! (Локоть одной руки стоит на
ладони другой, в такт словам дети наклоняются в
стороны)
Спинку кошка выгибает
Вот так, вот так! (Руки на поясе, наклоны вперед)
А ребята приседают
Вот так, вот так! (Выполняются приседания)
VII. Работа с учебником с.107.
- Как делают вещи из шерсти эти знания добудем из учебника.
- Что нужно сделать, чтобы получить такую красивую варежку? (Показ варежки)
(Дети говорят, на доске получается запись)
Шерсть —> шерстяная нить —>
шерстяная ткань —> варежки —> прясть —>
пряжа —> спицы —> специальные вязальные
машины —> красильщик
- Можем ли мы с вами изготовить эти вещи? Ваши родители? Почему? (Нужны знания и большой труд многих людей)
VIII. Закрепление.
Проверим себя с. 20
Оценивание самих себя.
Начертите вертикальную линию, на которой будем ставить крестик:
- поставьте крестик вверху, если сделали так (показ образца),
- если неверно, поставьте внизу,
- а если, кто ничего не сделал правильно, ничего не ставьте.
Встаньте, кто сделал оба задания правильно. Молодцы ребята вы поработали на уроке очень плодотворно.
IX. Домашнее задание.
С.108-109 прочитать материал и выполнить задание после текста, придумать вопросы к тексту.
Кого заинтересовала исследовательская работа могут провести исследование, как из песка появилась лампочка, или дома, вас заинтересует, какая-то вещь из чего сделанная, где это можем взять? (Обращение к схемам на доске)
X. Итог.
- Человеку нужны самые разные изделия. Где же человек берет материал для их приготовления? (В природе)
- На что же должны обращать внимание люди, добывая в природе различные материалы? (Добывать их не больше, чем требуется, расходовать экономно, сажать новые деревья, восстанавливать земли на месте карьеров)
Добывая различные материалы, люди изменяют природу, нередко наносят ей вред. Карьер, оставшийся после добычи глины, рана на поверхности земли. Вырубленный лес – это уничтоженный “дом” многих растений и животных. Вот почему природные богатства нужно беречь – ведь они не безграничны. Еще надо помнить о том, что в каждую вещь вложены знания и труд многих людей, поэтому к вещам надо относиться бережно.
XI. Рефлексия.
Кто, что-то для себя взял с урока новое или ему было интересно на уроке, покажите. Возьмите яблочко и повесьте его на наше деревце.
Литература
- Казакова О.В., Сбоева Н.А., Гаврилкина Н.А. Поурочные разработки по курсу “Окружающий мир”. Универсальное планирование. 2 класс. Изд. 3-е переработанное и дополненное. М.: “ВАКО”, 2005, 368 с.