Программа элективного курса по истории в 11-м классе в рамках профильной подготовки "Аграрный вопрос в России XX века"

Разделы: История и обществознание


Пояснительная записка

Актуальность: На протяжении многих столетий аграрный вопрос был одним из главных и трудных вопросов русской действительности. Этот вопрос стал причиной споров исторических и общественных деятелей, которые предлагали порой диаметрально противоположные его решения. В истории нашей страны было много политических течений, представители которых считали основной целью своей деятельности - решение наболевшего вопроса о земле. Вопрос о земле неоднократно возникал в течение всей истории России, но к началу XX века он так и не был разрешён. В XX веке в России произошёл переход от аграрного к современному индустриальному обществу, который сопровождался как свершениями, так и трагическими событиями. Известный политик Ю. Лужков в предисловии к своей книге “Сельский капитализм в России: столкновение с будущим” по этому поводу пишет: “На “крестьянской телеге Россия въехала в ГУЛАГ, и полетела в космос”. Тем не менее, в школьном курсе истории России этому важному вопросу уделяется недостаточно внимания. Изучение предлагаемого элективного курса позволит учащимся гуманитарного профильного класса исторически осмыслить эволюцию аграрного вопроса в России; углубить свои знания по таким трудным темам как “Столыпинская аграрная реформа”, “Коллективизация в СССР” и др.; обратить внимание на некоторые малоизвестные факты.

Цель курса: углубленное изучение истории аграрного вопроса в России XX века

Задачи:

  • получить представление об эволюции аграрного вопроса в России;
  • систематизировать знания по истории аграрного вопроса в России;
  • научиться анализировать и осмысливать события, процессы и явления прошлого, связанные с историей аграрного вопроса;
  • проводить комплексный поиск исторической информации по изучаемому предмету в источниках разного типа.

Предлагаемый курс состоит из одного вводного, одного заключительного занятия и пяти логически взаимосвязанных тем:

  1. Аграрный вопрос в первой русской революции.
  2. Столыпинская аграрная реформа.
  3. Коллективизация в СССР.
  4. Аграрные эксперименты Н.С. Хрущёва.
  5. “Неперспективная” деревня

В построении учебного процесса используется схема: лекция – семинар – лабораторная работа, что позволяет рассматривать изучаемый материал с различных сторон, а так же развивать навыки самостоятельной и исследовательской работы учащихся.

Предполагаемые результаты: полное представление об эволюции аграрного вопроса в России XX века; систематические знания по изученной темпе; развитые аналитические и исследовательские навыки.

Учебно-тематический план элективного курса
“Аграрный вопрос в России XX века”

Тема занятия Всего часов Вид занятий
1 Введение: “История аграрного вопроса в России” 1 лекция
Тема I Аграрный вопрос в первой русской революции 3  
2 Аграрный вопрос – коренной вопрос первой русской революции 1 лекция
3 Крестьянское движение в ходе первой русской революции 1 семинар
4 Проблема аграрного развития страны в деятельности четырёх Государственных Дум 1 лабораторная работа
Тема II Столыпинская аграрная реформа 4  
5 Социальный, культурный и профессионально-аграрный фон столыпинских преобразований 2 лекция
6 Положительные и отрицательные факторы аграрной реформы 1 семинар
7 Столыпинские начинания в материалах губерний Центрального Нечерноземья 1 лабораторная работа
Тема III Коллективизация в СССР 5  
8 Мифические и подлинные цели коллективизации 1 лекция
9 Сталинская коллективизация (1930-1931 годы) 1 семинар
10 Практика колхозного хозяйствования 1 лабораторная работа
11 Сопротивление коллективизации в 1930–1933 годах 1 лекция
12 Цена сталинской коллективизации 1 семинар
Тема IV Аграрные эксперименты Н.С. Хрущёва 2  
13 Три “суперпрограммы”: целина, кукуруза, животноводство 1 лекция
14 Замыслы и реальность преобразований в сельском хозяйстве 1 семинар
Тема V “Неперспективная” деревня 2  
15 Основные тенденции и проблемы развития сельского хозяйства в 60-80 гг. XX века 1 лекция
16 Программа, которая осталась на бумаге 1 лабораторная работа
17 Заключение: Возродится ли российская деревня? 1 семинар

Содержание элективного курса
“Аграрный вопрос в России XX века”

1. Введение. История аграрного вопроса в России” (Лекция)

Аграрный вопрос – один из главных в русской истории. Исторические и общественные деятели о решении аграрного вопроса. Неразрешенность аграрного вопроса – существенный фактор экономического отставания страны. Попытки решить аграрный вопрос в XIX веке: указ о "Вольных хлебопашцах" и реформа графа Киселёва. Реформа 1861 г. “Американский” и “прусский” пути развития сельского хозяйства (1)

Тема I. Аграрный вопрос в первой русской революции (3)

1. Аграрный вопрос – коренной вопрос первой русской революции 1905–1907 гг. (Лекция)

Главные проблемы российской деревни накануне революции 1905–1907 годов. Программы ведущих политических партий России по аграрному вопросу. Манифест 3 ноября 1905 года о выкупных платежах (1).

2. Крестьянское движение в ходе первой русской революции (Семинар)

Влияние крестьянского движения на ход революции

Предлагаются для обсуждения вопросы для обсуждения (1).

3. Проблема аграрного развития страны в деятельности четырёх Государственных Дум (Лабораторная работа)

Проблема аграрного развития страны - главная для всех четырех Дум.

Законопроект кадетов в I Думе. Аграрные законопроекты второй Думы: их содержание и судьба.

Работа с документами (1).

Тема II. Столыпинская аграрная реформа (4)

1. Социальный, культурный и профессионально-аграрный фон столыпинских преобразований (Лекция).

Мнения профессионалов. Крестьяне читают брошюры. Крестьянское “авось” и деревенское хулиганство (1).

2. Положительные и отрицательные факторы аграрной реформы (Семинар)

“Пожарная эпидемия”. Крестьяне-практиканты в Чехии. Культурно-хозяйственные гнёзда и разбавленное молоко. Коллективное добро и индивидуальное зло. Были ли положительные результаты у столыпинской реформы?

Предлагаются вопросы для обсуждения (1).

3. Столыпинские начинания в материалах губерний Центрального Нечерноземья (Лабораторная работа)

Работа с документами (1).

Тема III. Коллективизация в СССР (5).

1. Мифические и подлинные цели коллективизации (Лекция).

Причинно-следственные связи между социальными потрясениями 1917–1922 гг. и 1929–1933 гг. Хлебозаготавительные кризисы 1927–1928 гг. Нарастание конфликта между крестьянством и номенклатурой. Продовольственное положение в городах. Информационные сводки ОГПУ о положении в стране. XVI партийная конференция и первый пятилетний план. Главный источник средств на индустриализацию промышленности – деревня. Цели и методы высшей номенклатуры (1).

2. Сталинская коллективизация (1930-1931 годы) (Семинар)

Создание колхозов. Раскулачивание. Предлагаются вопросы для обсуждения (1).

3. Практика колхозного хозяйствования (Лабораторная работа)

Работа с документами (1).

4. Сопротивление коллективизации в 1930–1933 годах (Лекция).

Рост крестьянского сопротивления. Массовый забой скота – удар по животноводству. Открытые вооружённые выступления крестьян (1).

5. Цена сталинской коллективизации (Семинар)

Трагедия спецпереселенцев и голодомор 1932–1933 гг.

Предлагаются вопросы для обсуждения (1).

Тема IV . Аграрные эксперименты Н.С. Хрущёва (2)

1. Три “суперпрограммы”: целина, кукуруза, животноводство (Лекция)

Сельское хозяйство – один из приоритетов внешней политики. Освоение целинных и залежных земель. Кукуруза – “царица полей”? программа развития животноводства (1).

2. Замыслы и реальность преобразований в сельском хозяйстве (Семинар)

Плюсы и минусы аграрной политики Н.С. Хрущёва.

Предлагаются вопросы для обсуждения (1).

Тема V. “Неперспективная” деревня (2)

1. Основные тенденции и проблемы развития сельского хозяйства в 60-80 гг. XX века (Лекция)

Новые попытки решить продовольственную проблему и их последствия (1).

2. Программа, которая осталась на бумаге (Лабораторная работа)

Продовольственная программа 80-х гг. (1).

3. Заключение: Возродится ли российская деревня? (Семинар)

Современное сельское хозяйство России. Проблемы и решения Предлагаются вопросы для обсуждения (1).

Методические рекомендации к элективному курсу
“Аграрный вопрос в России XX века”.

Учебные занятия элективного курса “Аграрный вопрос в России XX века” выстроены по схеме: лекция – семинар – лабораторная работа, что позволяет рассматривать изучаемый материал с различных сторон, а так же развивать навыки самостоятельной и исследовательской работы учащихся. Во время лекции учащиеся подробно знакомятся с фактическим материалом. Преподаватель анализирует причинно-следственные связи между изучаемыми явлениями, знакомит учащихся с главными проблемами темы, обращает внимание на малоизвестные факты, приводит статистические данные. Желательно во время лекций использовать компьютерные презентации с иллюстративным и статистическим материалом.

Для проведения семинарских занятий учащимся заранее предлагается круг обсуждаемых вопросов и список дополнительной литературы. Вопросы должны быть составлены так, чтобы учащиеся использовали не только материал лекции, но и другие источники: учебники, дополнительную литературу, Интернет. Семинары можно проводить в классической форме, как “круглые столы” или использовать технологию “дебаты”. На семинарах учащиеся развивают навыки монологической и диалогической речи, учатся аргументировать свою точку зрения, формируют коммуникативные навыки.

Проанализировать исторические источники по теме учащиеся смогут во время лабораторных работ. На лабораторных работах им предлагаются документы и различные задания к ним. Среди документов воспоминания и письма современников, различные точки зрения на изучаемые вопросы историков и обществоведов. Выполняя лабораторные работы, ученики развивают исследовательские и аналитические навыки, учатся обобщать изученный материал и делать выводы.

Список литературы для учителя

Александров К. Второе крепостное право. “История”. №19, 20, 21 .М., 2005.

Андреев Е.М. и др. Население Советского Союза 1922–1991. М., 1993.

Трагедия советской деревни. Коллективизация и раскулачивание. Документы и материалы. В 5 т. 1927–1939 / Под ред. В. Данилова, Р. Маннинга, Л. Виолы и др.

Зырянов П.Н. Крестьянская община европейской России в 1907–1914 гг. М., 1992.

Иваницкий В.А. Коллективизация и раскулачивание. М., 1996 г.

Козлов С. Проснувшаяся деревня. “История”. №11, 12 .М., 2007.

Тюкавкин В.Г. Великорусское крестьянство и столыпинская аграрная реформа. М., 2001

Список литературы для учащихся

Бунин И.А. Деревня. Повести и рассказы. Любое издание.

Шолохов М.С. Поднятая целина. Любое издание.

Приложение