Жизнь – бесконечное пространство,
бери свой посох и иди.
1. Обоснование актуальности проекта.
Математика является важнейшим элементом всей мировой культуры, в связи с чем без овладения математикой образ мира у человека будет неполным и неточным. Вместе с естествознанием математика отнесена международными экспертами к стратегическим областям знания, уровень подготовки по которым определяет конкурентоспособность страны. Поэтому не случайно в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года при перечислении важнейших составляющих образования наступившего века математика и информатика поставлены на первое место.
Согласно концепции школьного математического образования, необходимо осознать реальное сосуществование двух генеральных функций школьного математического образования: образование с помощью математики и собственно математическое образование, которые должны определять единую цель.
Но реалии жизни сегодня таковы, что каждая из этих двух функций существует сама по себе, определяя различные целевые векторы, разумеется, не противоположно направленные, но и не совпадающие, неколлинеарные. То есть, в настоящее время, социальная значимость «собственно математического образования» обусловлена необходимостью поддержания и повышения традиционного высокого уровня изучения математики, формирования будущего кадрового научно-технического и технологического потенциала общества в современном социуме, поскольку наблюдается повышенный интерес к изучению математики как к предмету профессиональной подготовки и прежде всего к получению высшего образования, связанного с данным предметом. Удовлетворяя запросы социума, учителя занимаются математическим образованием, углубляясь в предмет, забывая о том, что их задача не только научить детей математике, но и развить социально адаптированную личность, личность готовую конкурировать на рынке труда.
Я работаю в лицее, профиль которого физико-математический, что уже предопределяет профессиональные направления будущих выпускников. Но для 30% - 35% моих учеников конкретные математические знания не являются «предметом первой необходимости» и не составляют целевую основу обучения математике как предмету общего образования, значит, математика должна для них выполнять какую-то иную цель, не совпадающую с данной.
Таким образом, вторая составляющая математического образования – «образование с помощью математики» отходит на второй план, да и не совпадает по целевому назначению с «собственно математическим образованием». Но ведь именно она нацеливает на повышение средствами математики уровня интеллектуального развития человека для его полноценного функционирования в обществе, развитие мышления подрастающего человека, необходимого для свободной и безболезненной адаптации его к условиям современной жизни. Обществу остро необходимы те, кто получил полноценное образование с помощью математики, в отношении которых учебный предмет «Математика» успешно выполнил свою именно общеобразовательную функцию.
Данная ситуация – это своеобразный парадокс современного образовательного процесса, поскольку предопределяет возникновение серьезных проблем при дальнейшей социальной адаптации выпускников.
Причины данного явления вижу в несоответствии традиционной методики преподавания и идеи формирования базовых компетентностей современного человека. Поскольку изменились цели образования – превращение знаний в средство, с помощью которого можно овладеть различными формами и способами научной и практической деятельности, через которые учить адаптироваться обучающихся к различным жизненным ситуациям - соответственно необходимы изменения в методах, способствующих достижению поставленной цели. Считаю, что современные социальные ситуации требуют пересмотра значимости этих функций. Поэтому создание модели социально адаптированной личности выпускника посредством интеграции учебной и внеклассной работы учителя математики является актуальной для развития современной системы образования.
Исходя из нового понимания целей образования, я сформулировала свою гипотезу, то есть, если:
- мотивировать обучающегося, вызвать личностный интерес для освоения математики,
- создать психологический комфорт обучающемуся, создать условия для возникновения реальной «ситуации успеха» обучающегося в образовательном пространстве,
- создать среду для развития мыслительных способностей обучающегося,
- в образовательном пространстве урока применять проблемные, эвристические, рефлексивные методы,
- учебно-воспитательный процесс строить на субъективном характере отношений,
- обеспечивать организацию поисковой продуктивной деятельности обучающегося на занятиях математики, деятельность обучающегося проектировать с опорой на зону ближайшего его развития и осуществлять перевод в зону ближайшего развития,
то, мы получим всесторонне развитую личность, легко адаптирующуюся к любым социальным ситуациям.
На основе данного вывода, я предлагаю создание модели социально адаптированной личности выпускника посредством интеграции учебной и внеклассной работы учителя математики. Начнем с определения:
Адаптированность – это принятие и эффективный ответ на те социальные ожидания, с которыми каждый встречается в соответствии со своим возрастом и полом, а также способность придавать событиям желательное для себя направление.
2. Условия, необходимые для реализации данного проекта.
Для реализации данного проекта необходимо выполнение следующих условий:
Потребность социума в успешной адаптации к социальным и экономическим условиям в быстро меняющемся современном мире.
Результаты мониторинга социальной адаптации, проведенного психологом лицея, показали, что 42% обучающихся 8-х классов не осознают свою роль и предназначение в окружающем мире, не готовы брать на себя ответственность в решении различного вида вопросов, не готовы к самооценке своей деятельности, плохо анализируют и планируют свою деятельность.
Наличие профильных классов, что обеспечивает необходимое количество часов по математике, позволяющих обучающимся освоить содержание учебного курса на повышенном уровне.
Класс |
Федер. обяз. |
Выбор ОУ |
|
школа |
ученик |
||
5- 9 |
5 |
1 |
1 |
10-11 профиль |
6 |
1 |
1 |
Использование современных образовательных программ, УМК, мультимедийных приложений к уроку.
Профиль нашего лицея – естественно-математический (именно со старших классов такого профиля началось преобразование школы в лицей более 10 лет назад). Поэтому мне пришлось одной из первых, в нашем лицее, проводить обучение по новому для меня, и для лицея, УМК.
1. Начиная с 7-го класса, обучение математике проходит по следующим учебникам:
- «Алгебра - 7. Учебник для классов с углубленным изучением математики» (Мордкович А.Г.);
- «Алгебра - 8. Учебник для классов с углубленным изучением математики» (Мордкович А.Г.);
- «Алгебра - 9. Учебник для классов с углубленным изучением математики» (Мордкович А.Г.);
- «Алгебра и начала математического анализа 10, профильный уровень» (Ю.М. Колягин);
- «Алгебра и математический анализ» в 11-м классе (Виленкин Н.Я.); «Геометрия» (Атанасян Л.С.);
2. Мультимедийные приложения к урокам
- Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: «Уроки алгебры и геометрии», интерактивные тренажеры, тесты и проверочные задания, энциклопедические статьи и справочники, программный комплекс «Генератор тестов и уроков», серия «Школьный наставник».
Квалификационный уровень учителя.
Наличие мультимедийной системы (компьютер, проектор), интерактивной доски в кабинете математики, что способствует применению современных технологий образования.
3. Цель проекта:
- создание образовательной среды, модели математического образования, способствующей развитию творческого потенциала обучающегося,
- максимальному развитию ключевых компетенций, необходимых для успешной адаптации обучающегося в современном обществе через интеграцию учебной и познавательной деятельности.
Задачи проекта:
- Реализация деятельностного подхода в образовании;
- Обновление содержания образования и образовательной технологии;
- Включение обучающихся в решение реальных проблем их коллективной и личной жизни, обучение технологиям построения собственной жизни в экономических и социокультурных условиях;
- Обновление критериев оценивания обучающихся.
Осуществляя данный подход, я считаю, что можно подготовить человека умелого, мобильного, владеющего не набором фактов, а способами и технологиями их получения, легко адаптирующегося к различным жизненным ситуациям.
4. Сущность проектного предложения.
Реализация задач данного проекта в действительности требует применения новых форм, методов, технологий в организации учебного процесса. Чтобы достичь желаемого результата необходимо, чтобы каждый обучающийся стал активным участником учебного процесса, то есть стал субъектом учения, имел потребность и желание познавать учебный материал и применять его к практическим задачам, а это невозможно без соответствующей мотивации обучения.
Формирование ключевых компетенций, в том числе и социальных, возможно лишь на основе реализации деятельностного подхода в образовании.
Организация деятельностного подхода осуществляется как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
Урочная деятельность
Во время урока включение учащихся в деятельность идет через использование современных технологий личностно-ориентированной направленности, а именно использование следующих технологий:
- уровневой дифференциации
- проблемного обучения
- проектного обучения
- обучение в сотрудничестве
- имитационно-моделирующего обучения
- информационного обучения
- рефлексивного
Исследовательская деятельность
В рамках филиала ДАНЮИ в нашей школе уже несколько лет работает кафедра математики. Именно здесь идеально реализуется технология проектного обучения. С каждым годом учащиеся все больше выбирают нестандартные темы, проявляя умение анализировать имеющиеся факты, делать выводы, проводить самостоятельные научные исследования. Все это способствует успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Работа с одаренными детьми.
Внеклассная работа.
Курсы по выбору обучающихся и элективные курсы.
Наверное, введение курсов по выбору, предпрофильных курсов и профильных курсов, я могу считать отправной точкой применения в своем процессе обучения инновационных образовательных технологий. Курсы способствуют выбору обучающимися разнообразных тем для проектной деятельности. Например, создание курса «Математика – сфера возможностей» было направлено на удовлетворение социальной направленности каждого обучающегося. Данный курс состоял из следующих модулей: «Математическая экономика», «Математические аспекты генетики», «Математическая статистика». Поэтому и темы проектов, выбранные обучающимися крайне разнообразны: «Математическая модель экономического кризиса», «Ипотечное кредитование», «Банковский кредит», «Математический прогноз в социологии и психологии», «Модификационная изменчивость. Построение вариационных рядов». Завершаются курсы защитой проектов с использованием презентаций, созданных с помощью программы Power Point, где обучающиеся демонстрируют свои творческие способности, способности дизайнерского оформления, приобретают опыт публичных выступлений, а самое главное – радость от результатов своего труда и чувство самодостаточности, что является для старшеклассника первостепенным мотивом.
Совместно с учителями физики и информатики был разработан и прошёл апробацию интегрированный курс МИФ (Математика-Информатика-Физика) для учащихся 10-11 классов физико-математического профиля, который удовлетворяет запросы обучающихся, ориентированных на естественные науки и математику, с одной стороны, и на активное использование компьютеров, с другой.
Новые критерии оценивания обучающихся.:
- Портфолио
- Бальная система.
5. Трансляция опыта.
6. Сроки реализации проекта
- по месту – школьный
- по времени – долгосрочный
- по содержанию – интегративный
Этапы реализации проекта:
2007 г
- Разработка модели;
- Диагностика и мониторинг социальной адаптации обучающихся;
- Разработка образовательных программ по предмету, курсам по выбору и элективным курсам, обновление УМК.
2008-2010 гг.
- Апробация модели;
- Модернизация методики преподавания на основе инновационных средств обучения и ее результативность.
2011 г
- Дальнейшая модернизация методики преподавания на основе высокотехнологичных средств обучения;
- Разработка и внедрение новых критериев оценивания обучающихся;
- Мониторинг результатов;
- Трансляция опыта.
7. Планируемые результаты.
a) Создание благоприятной образовательной среды, способствующей развитию творческого потенциала обучающегося, максимальному развитию ключевых компетенций, необходимых для успешной адаптации обучающегося в современном обществе;
b) Разработка индивидуальных образовательных траекторий обучающихся, их реализация на основе деятельностного подхода;
с) Создание образовательного пространства, единого по целям, но с широкими возможностями для учащихся, в интересах соблюдения их права на получение качественного образования;
d) Разработка более гибких критериев оценивания достижений обучающихся.