Внеклассное мероприятие в 4-м классе по теме «Своя игра»

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цель: Закрепить полученные знания о жизни и деятельности М.В.Ломоносова в игровой форме, учить детей правильно использовать полученные знания.

1 раунд

Темы Баллы
Детство 10 20 Кот в мешке 30 40 50
Учёба в Москве 10 20 30 40 50
Учёба за границей 10 20 30 40 50

Аукцион

Детство.

10 – Как называется деревня, в которой родился М.В.Ломоносов? (Мишанинская).
20 – Как звали его отца? (Василий Дорофеевич).
30 – Чем занимался Владимир Дорофеевич? (Он занимался рыбным промыслом).
40 – С какого возраста отец стал брать с собой сына в море? (С 10 лет).
50 – Как называлось парусное судно, принадлежащее отцу Ломоносова? (Галиот “Чайка”).

Учёба в Москве.

10 – За кого выдал себя Ломоносов в Москве? (За сына дворянина).
20 – Сколько денег получал М.В.Ломоносов в день? (Три копейки).
30 – На каком языке велось обучение в славяно-греко-латинской академии? (На латинском).
40 – Что называл Ломоносов “вратами своей учености”? (“Арифметику” Магницкого и “Грамматику” Смотрицкого).
50 – Сколько времени продолжалась учеба в Москве? (5 лет).

Учёба за границей.

10 – В каком году Ломоносов отправляется на учебу в Германию? (В 1736г.)
20 – Как назывался город, в котором он начал учиться? (Марбург).
30 – Какие науки он там изучает? (Физику и химию).
40 – Где он продолжил обучение? (Во Фрейберге).
50 – Чем интересуется Ломоносов в этом городе? (Металлургией).

2 раунд

Темы Баллы
Физика и химия 20 40 60 80 100
Астрономия и география 20 40 60 80 Кот в мешке 100
История и литература 20

Аукцион

40 60 80 100

Физика и химия.

20 – Из чего состоит весь мир по мнению Ломоносова? (Из атомов и корпускул).
40 – Какой физический закон был открыт Ломоносовым? (Закон сохранения материи и движения).
60 – Какой прибор изобрел Михаил Васильевич? (“Ночезрительную трубу”).
80 – Какое явление изучали Ломоносов и Рихман? (Грозу).
100 – Что изобрел Ломоносов для мозаики? (Цветные непрозрачные стеклышки – смальту).

Астрономия и география.

20 – Как называется наука, которая изучает небесные тела? (Астрономия).
40 – Какое открытие сделал Ломоносов в области астрономии? (Открыл атмосферу на Венере – пупырь).
60 – Что сконструировал ученый для наблюдения за звездами и планетами? (Телескоп).
80 – Что доказал Ломоносов в области географии? (Доказал возможность Северного морского пути в Индию).
100- – Происхождение чего объяснил Ломоносов в своих географических трудах? (Происхождение полярных льдов).

История и литература.

20 – Главное достижение Ломоносова в области истории? (Опровержение норманнской теории происхождения Древнерусского государства).
40 – Что создал ученый в русском языке? (Теорию стилей).
60 – Что разработал в русском языке? (Правила грамматики).
80 – Какой факт был установлен Ломоносовым? (Принадлежность славянского языка к древнейшим индоевропейским языкам и его происхождения от славянского языка).
100 – Как называется хвалебная ода, сочиненная Ломоносовым в честь победы русских войск над турецкой армией? (“На взятие Хотина”).

3 раунд

Темы Баллы
Московский университет 30 60 90 120 150

Аукцион

Северные загадки 30 60 90 120 150

Кот в мешке

Памяти Ломоносова 30 60 90

Аукцион

120 150

Московский университет.

30 – Что считал Ломоносов одной из самых главных жизненных задач? (Распространение просвещения в русском народе).
60 – Кто помог ему в открытии университета? (Любимец императрицы граф Иван Шувалов).
90 – Когда был подписан “Указ об учреждении в Москве университета”? (12 января(25 декабря по новому стилю) 1755 года).
120 – Сколько было открыто факультетов? (Три: философский, медицинский и юридический).
150 – Кто имел право учиться в университете? (Не только дворяне, но и дети ремесленников, солдат, купцов, духовенства и даже крестьян).

Северные загадки.

30 – Как называют людей, живущих на побережье Белого моря? (Поморы).
60 – Какую северную ягоду называют кладовой солнца? (Морошку).
90 – Как раньше поморы называли Белое море? (Гандвик).
120 – Какая красная рыба водится в реках Архангельской области? (Семга).
150 – Как определяли поморы направление на север? (По Полярной звезде).

Памяти Ломоносова.

30 – Назовите высшие учебные заведения, которые носят имя Ломоносова. (Московский государственный университет, Московская государственная академия тонкой химической технологии, Поморский государственный университет в Архангельске, Национальный горный институт в Днепропетровске).
60 – Назовите географические объекты, названные в честь Ломоносова. (Хребет Ломоносова на дне Северного Ледовитого океана, кратер Ломоносова на Луне).
90 – Назовите театры драмы, носящие имя великого ученого. (Архангельский драматический театр).
120 – Сколько музеев, посвященных Ломоносову создано в стране? (Два: на родине ученого, музей Академии наук в Санкт-Петербурге).
150 – Что учреждено в честь великого русского ученого? (Медаль).

Финал

Северные промыслы.

- Предмет, который заказывала сама императрица. Его делали (вырезали) на родине Ломоносова. (Изделие из кости).

Мозаика.

- Как называлась первая мозаичная картина М.В.Ломоносова? (“Мадонна”).

Северный говор.

- Что такое шанежка? (Ватрушка).

Города.

- Какой город является центром проведения Ломоносовских чтений? (Архангельск).

Подведение итогов, награждение