Цель: Закрепить полученные знания о жизни и деятельности М.В.Ломоносова в игровой форме, учить детей правильно использовать полученные знания.
1 раунд
Темы | Баллы | ||||
Детство | 10 | 20 Кот в мешке | 30 | 40 | 50 |
Учёба в Москве | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
Учёба за границей | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 Аукцион |
Детство.
10 – Как называется деревня, в которой родился
М.В.Ломоносов? (Мишанинская).
20 – Как звали его отца? (Василий Дорофеевич).
30 – Чем занимался Владимир Дорофеевич? (Он
занимался рыбным промыслом).
40 – С какого возраста отец стал брать с собой
сына в море? (С 10 лет).
50 – Как называлось парусное судно, принадлежащее
отцу Ломоносова? (Галиот “Чайка”).
Учёба в Москве.
10 – За кого выдал себя Ломоносов в Москве? (За
сына дворянина).
20 – Сколько денег получал М.В.Ломоносов в день? (Три
копейки).
30 – На каком языке велось обучение в
славяно-греко-латинской академии? (На
латинском).
40 – Что называл Ломоносов “вратами своей
учености”? (“Арифметику” Магницкого и
“Грамматику” Смотрицкого).
50 – Сколько времени продолжалась учеба в Москве?
(5 лет).
Учёба за границей.
10 – В каком году Ломоносов отправляется на
учебу в Германию? (В 1736г.)
20 – Как назывался город, в котором он начал
учиться? (Марбург).
30 – Какие науки он там изучает? (Физику и химию).
40 – Где он продолжил обучение? (Во Фрейберге).
50 – Чем интересуется Ломоносов в этом городе?
(Металлургией).
2 раунд
Темы | Баллы | ||||
Физика и химия | 20 | 40 | 60 | 80 | 100 |
Астрономия и география | 20 | 40 | 60 | 80 Кот в мешке | 100 |
История и литература | 20 Аукцион |
40 | 60 | 80 | 100 |
Физика и химия.
20 – Из чего состоит весь мир по мнению
Ломоносова? (Из атомов и корпускул).
40 – Какой физический закон был открыт
Ломоносовым? (Закон сохранения материи и
движения).
60 – Какой прибор изобрел Михаил Васильевич? (“Ночезрительную
трубу”).
80 – Какое явление изучали Ломоносов и Рихман?
(Грозу).
100 – Что изобрел Ломоносов для мозаики? (Цветные
непрозрачные стеклышки – смальту).
Астрономия и география.
20 – Как называется наука, которая изучает
небесные тела? (Астрономия).
40 – Какое открытие сделал Ломоносов в области
астрономии? (Открыл атмосферу на Венере –
пупырь).
60 – Что сконструировал ученый для наблюдения за
звездами и планетами? (Телескоп).
80 – Что доказал Ломоносов в области географии?
(Доказал возможность Северного морского пути в
Индию).
100- – Происхождение чего объяснил Ломоносов в
своих географических трудах? (Происхождение
полярных льдов).
История и литература.
20 – Главное достижение Ломоносова в области
истории? (Опровержение норманнской теории
происхождения Древнерусского государства).
40 – Что создал ученый в русском языке? (Теорию
стилей).
60 – Что разработал в русском языке? (Правила
грамматики).
80 – Какой факт был установлен Ломоносовым? (Принадлежность
славянского языка к древнейшим индоевропейским
языкам и его происхождения от славянского языка).
100 – Как называется хвалебная ода, сочиненная
Ломоносовым в честь победы русских войск над
турецкой армией? (“На взятие Хотина”).
3 раунд
Темы | Баллы | ||||
Московский университет | 30 | 60 | 90 | 120 | 150 Аукцион |
Северные загадки | 30 | 60 | 90 | 120 | 150 Кот в мешке |
Памяти Ломоносова | 30 | 60 | 90 Аукцион |
120 | 150 |
Московский университет.
30 – Что считал Ломоносов одной из самых главных
жизненных задач? (Распространение просвещения
в русском народе).
60 – Кто помог ему в открытии университета? (Любимец
императрицы граф Иван Шувалов).
90 – Когда был подписан “Указ об учреждении в
Москве университета”? (12 января(25 декабря по
новому стилю) 1755 года).
120 – Сколько было открыто факультетов? (Три:
философский, медицинский и юридический).
150 – Кто имел право учиться в университете? (Не
только дворяне, но и дети ремесленников, солдат,
купцов, духовенства и даже крестьян).
Северные загадки.
30 – Как называют людей, живущих на побережье
Белого моря? (Поморы).
60 – Какую северную ягоду называют кладовой
солнца? (Морошку).
90 – Как раньше поморы называли Белое море? (Гандвик).
120 – Какая красная рыба водится в реках
Архангельской области? (Семга).
150 – Как определяли поморы направление на север? (По
Полярной звезде).
Памяти Ломоносова.
30 – Назовите высшие учебные заведения, которые
носят имя Ломоносова. (Московский
государственный университет, Московская
государственная академия тонкой химической
технологии, Поморский государственный
университет в Архангельске, Национальный горный
институт в Днепропетровске).
60 – Назовите географические объекты, названные в
честь Ломоносова. (Хребет Ломоносова на дне
Северного Ледовитого океана, кратер Ломоносова
на Луне).
90 – Назовите театры драмы, носящие имя великого
ученого. (Архангельский драматический театр).
120 – Сколько музеев, посвященных Ломоносову
создано в стране? (Два: на родине ученого, музей
Академии наук в Санкт-Петербурге).
150 – Что учреждено в честь великого русского
ученого? (Медаль).
Финал
Северные промыслы.
- Предмет, который заказывала сама императрица. Его делали (вырезали) на родине Ломоносова. (Изделие из кости).
Мозаика.
- Как называлась первая мозаичная картина М.В.Ломоносова? (“Мадонна”).
Северный говор.
- Что такое шанежка? (Ватрушка).
Города.
- Какой город является центром проведения Ломоносовских чтений? (Архангельск).
Подведение итогов, награждение