Урок русского языка в 4-м классе по теме "Повторение изученного. Местоимение"

Разделы: Начальная школа


Цели урока.

  1. Систематизировать и обобщить полученные знания по теме «Местоиме ние».
  2. Совершенствовать навык правильного употребления местоимений в речи.
  3. Воспитывать бережное, заботливое отношение к природе родного края.

Оборудование:

  • учебник «Русский язык» 4 класс, авт. Рамзаева Т.Г.;
  • кукла – перчатка Мальвина;
  • рисунки тюльпана, подснежника, верблюда, лотоса;
  • Красная книга Астраханской области;

Ключ к тесту для каждого ученика.

1 2 3 4 5 6
+ - - + + -

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

- Сегодня мы завершаем изучение темы «Местоимение». Вспомним все, что мы знаем о местоимении. Цель нашего урока – научиться правильно употреблять род, лицо, число, падеж местоимения и повторить его роль в предложении.

III. Теоретическая разминка.

- Начнем урок с теоретической разминки.

- Ой, кто это выглядывает в окошко нашего сказочного домика?

- А что это у Мальвины?

- Ребята, Мальвина хочет провести у вас теоретическую разминку и проверить, что вы знаете о местоимении. И так, начинаем!

1. Что такое местоимение?

2. Чем личные местоимения отличаются от имени существительного?

3. Назовите местоимения

  • 1-го лица;
  • 2-го лица;
  • 3-го лица множественного числа.

4. Как пишутся местоимения с предлогами?

5. Бывают ли у личных местоимений приставки?

6. Какую особенность местоимений 3-го лица единственного числа вы можете назвать?

IV. Каллиграфическая минутка.

вк ве вы ов вл ва цв вм вя

Я увидел в степи красивые цветы.

- Разберите это предложение по членам.

- Каким членом предложения является местоимение ?

- А каким еще членом предложения может быть местоимение?

V. Работа с текстом.

- Прочитайте текст, который лежит у вас на партах, исправив ошибки в употреблении местоимений.

ВЕРБЛЮЖОНОК ОТПРАВИЛСЯ БРОДИТЬ ПО СТЕПНЫМ ПРОСТОРАМ. ВДРУГ ОНО СТАНОВИЛСЯ. ПЕРЕД ИМ СИДЕЛА БОЛЬШАЯ ЛЯГУШКА. ОНА ТОЛЬКО ОЧНУЛАСЬ ОТ ЗИМНЕЙ СПЯЧКИ. ВЕРБЛЮЖОНОК НАКЛОНИЛСЯ ЕЙ. А ОН ПРЫГНУЛА В БОЛЬШУЮ ЛУЖУ. ВЕРБЛЮЖОНОК СУНУЛ ЛАПУ В ВОДУ И ПОТРЯС НЕЮ. ОН С УДИВЛЕНИЕМ ПОСМОТРЕЛ, КУДА СПРЯТАЛСЯ ЛЯГУШОНОК?

- О ком этот текст? Cпишите текст, правильно употребляя местоимения.

- Выполняем задания к этому тексту:

  1. Выписать из текста местоимение с глаголом;
  2. Определить падеж местоимений.
  3. Произвести фонетический разбор слова ОНА.

ОНА – 2 слога

О - [а] гласный, безударный,

Н – [н] согласный, твёрдый, звонкий,

А - [а] гласный, ударный.

3 буквы, 3 звука.

VI. Письмо по памяти.

- В степях водятся не только волки, лисы, но и их постоянный спутник - заяц.

- Откройте учебники на странице 52.

- Выразительно прочитайте стихотворение Белозерова «Заяц».

- Какое настроение хотел передать автор?

- Почему? Какими словами он передал грустное настроение?

- Вставляем пропущенные буквы и объясняем орфограммы.

- Есть ли в тексте стихотворения местоимения?

- Какого они рода?

- Вместо каких существительных они употреблены?

  • Повторное чтение стихотворения.
  • Запись стихотворения по памяти.
  • Взаимопроверка.

- Разберите по составу слово осиновой.

VII. Тест по теме «Местоимение».

- Я буду читать предложение, вы должны его внимательно выслушать. Если вы согласны с моим высказыванием, то ставьте знак +, если нет, то - .

  1. Согласны ли вы, что местоимение - это часть речи.
  2. Согласны ли вы, что местоимения называют предметы.
  3. Согласны ли вы, что он, она, оно, они – местоимения 2-го лица.
  4. Согласны ли вы, что все изученные нами местоимения изменяются по лицам, числам.
  5. Согласны ли вы, что местоимения с предлогами пишутся раздельно.
  6. Согласны ли вы, что у местоимений бывают приставки?

Самопроверка по ключу.

VIII. Творческое задание.

- Наш край, край удивительной природы. Она взрастила нас и щедро одарила полноводной Волгой и рыбными богатствами Каспия, ярким солнцем и богатым урожаем полей, разноцветьем трав и простором степей. И очень важно, чтобы каждый из нас научился ценить эту красоту. Для этого надо бережно и заботливо относиться к природе.

- Каик редкие растения нашего края вы знаете?

- К уроку вы должны были приготовить сочинение – миниатюру о растениях нашего края.

- Кто прочитает?

- Есть ли местоимения в ваших сочинениях?

- А теперь скажите, что придумали люди, чтобы редкие растения не исчезли в нашем крае?

- Для чего нужна Красная книга?

- Следующее задание, составьте предложения о подснежнике, тюльпане или лотосе. Не забывайте употреблять в своих предложениях местоимения.

IX. Итог урока.

- Итак, ребята, как называются все изученные нами местоимения?

- А в старших классах вы познакомитесь с другими разрядами местоимений.

- Давайте повторим.

- Я, ты – местоимения…

- Ты, вы – местоимения…

- Он, она, оно, они – местоимения…

- А на память о нашем уроке я вам дарю карточку с «хитрыми вопросами» (приложение 1) и изображением символа Астраханской области – лотоса (приложение 2).