Цели урока.
- Систематизировать и обобщить полученные знания по теме «Местоиме ние».
- Совершенствовать навык правильного употребления местоимений в речи.
- Воспитывать бережное, заботливое отношение к природе родного края.
Оборудование:
- учебник «Русский язык» 4 класс, авт. Рамзаева Т.Г.;
- кукла – перчатка Мальвина;
- рисунки тюльпана, подснежника, верблюда, лотоса;
- Красная книга Астраханской области;
Ключ к тесту для каждого ученика.
1 2 3 4 5 6 |
---|
+ - - + + - |
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня мы завершаем изучение темы «Местоимение». Вспомним все, что мы знаем о местоимении. Цель нашего урока – научиться правильно употреблять род, лицо, число, падеж местоимения и повторить его роль в предложении.
III. Теоретическая разминка.
- Начнем урок с теоретической разминки.
- Ой, кто это выглядывает в окошко нашего сказочного домика?
- А что это у Мальвины?
- Ребята, Мальвина хочет провести у вас теоретическую разминку и проверить, что вы знаете о местоимении. И так, начинаем!
1. Что такое местоимение?
2. Чем личные местоимения отличаются от имени существительного?
3. Назовите местоимения
- 1-го лица;
- 2-го лица;
- 3-го лица множественного числа.
4. Как пишутся местоимения с предлогами?
5. Бывают ли у личных местоимений приставки?
6. Какую особенность местоимений 3-го лица единственного числа вы можете назвать?
IV. Каллиграфическая минутка.
вк ве вы ов вл ва цв вм вя
Я увидел в степи красивые цветы.
- Разберите это предложение по членам.
- Каким членом предложения является местоимение ?
- А каким еще членом предложения может быть местоимение?
V. Работа с текстом.
- Прочитайте текст, который лежит у вас на партах, исправив ошибки в употреблении местоимений.
ВЕРБЛЮЖОНОК ОТПРАВИЛСЯ БРОДИТЬ ПО СТЕПНЫМ ПРОСТОРАМ. ВДРУГ ОНО СТАНОВИЛСЯ. ПЕРЕД ИМ СИДЕЛА БОЛЬШАЯ ЛЯГУШКА. ОНА ТОЛЬКО ОЧНУЛАСЬ ОТ ЗИМНЕЙ СПЯЧКИ. ВЕРБЛЮЖОНОК НАКЛОНИЛСЯ ЕЙ. А ОН ПРЫГНУЛА В БОЛЬШУЮ ЛУЖУ. ВЕРБЛЮЖОНОК СУНУЛ ЛАПУ В ВОДУ И ПОТРЯС НЕЮ. ОН С УДИВЛЕНИЕМ ПОСМОТРЕЛ, КУДА СПРЯТАЛСЯ ЛЯГУШОНОК? |
- О ком этот текст? Cпишите текст, правильно употребляя местоимения.
- Выполняем задания к этому тексту:
- Выписать из текста местоимение с глаголом;
- Определить падеж местоимений.
- Произвести фонетический разбор слова ОНА.
ОНА – 2 слога
О - [а] гласный, безударный,
Н – [н] согласный, твёрдый, звонкий,
А - [а] гласный, ударный.
3 буквы, 3 звука.
VI. Письмо по памяти.
- В степях водятся не только волки, лисы, но и их постоянный спутник - заяц.
- Откройте учебники на странице 52.
- Выразительно прочитайте стихотворение Белозерова «Заяц».
- Какое настроение хотел передать автор?
- Почему? Какими словами он передал грустное настроение?
- Вставляем пропущенные буквы и объясняем орфограммы.
- Есть ли в тексте стихотворения местоимения?
- Какого они рода?
- Вместо каких существительных они употреблены?
- Повторное чтение стихотворения.
- Запись стихотворения по памяти.
- Взаимопроверка.
- Разберите по составу слово осиновой.
VII. Тест по теме «Местоимение».
- Я буду читать предложение, вы должны его внимательно выслушать. Если вы согласны с моим высказыванием, то ставьте знак +, если нет, то - .
- Согласны ли вы, что местоимение - это часть речи.
- Согласны ли вы, что местоимения называют предметы.
- Согласны ли вы, что он, она, оно, они – местоимения 2-го лица.
- Согласны ли вы, что все изученные нами местоимения изменяются по лицам, числам.
- Согласны ли вы, что местоимения с предлогами пишутся раздельно.
- Согласны ли вы, что у местоимений бывают приставки?
Самопроверка по ключу.
VIII. Творческое задание.
- Наш край, край удивительной природы. Она взрастила нас и щедро одарила полноводной Волгой и рыбными богатствами Каспия, ярким солнцем и богатым урожаем полей, разноцветьем трав и простором степей. И очень важно, чтобы каждый из нас научился ценить эту красоту. Для этого надо бережно и заботливо относиться к природе.
- Каик редкие растения нашего края вы знаете?
- К уроку вы должны были приготовить сочинение – миниатюру о растениях нашего края.
- Кто прочитает?
- Есть ли местоимения в ваших сочинениях?
- А теперь скажите, что придумали люди, чтобы редкие растения не исчезли в нашем крае?
- Для чего нужна Красная книга?
- Следующее задание, составьте предложения о подснежнике, тюльпане или лотосе. Не забывайте употреблять в своих предложениях местоимения.
IX. Итог урока.
- Итак, ребята, как называются все изученные нами местоимения?
- А в старших классах вы познакомитесь с другими разрядами местоимений.
- Давайте повторим.
- Я, ты – местоимения…
- Ты, вы – местоимения…
- Он, она, оно, они – местоимения…
- А на память о нашем уроке я вам дарю карточку с «хитрыми вопросами» (приложение 1) и изображением символа Астраханской области – лотоса (приложение 2).