Цель:
- Пропаганда здорового образа жизни
- Расширение знаний учащихся о вреде курения
- Воспитание уважения к себе, чувства собственного достоинства, уверенности, что здоровый образ жизни делает человека свободным и независимым, дает ему силы делать осознанный выбор во всем.
- Развитие творческой активности учеников посредством вовлечения их в творческую работу
1. Образовательные:
- познакомить учащихся с материалом по данной тематике.
2. Воспитывающие:
- способствовать формированию у учащихся отрицательного отношения к курению;
- способствовать осознанному стремлению вести здоровый образ жизни.
3. Развивающие:
- развивать творческие способности и самостоятельность суждений посредством участия в ролевых играх;
- научить излагать результаты своей работы перед аудиторией.
Оборудование:
- мультимедиа (слайды по теме, музыкальное сопровождение)
- магнитофон
- постер
- реквизиты для инсценирования
- таблички для инсценирования
- раздаточный материал для 3-х групп (карточки с заданиями №1, №2, текст сказки, текст песни)
- бумага, карандаши, ручки
- парты расставлены по усмотрению учителя
Ход проведения
1. Организационный момент. Приветствие. Деление на группы.
(Тема записана на доске).
2. Активизация деятельности учащихся. Вступительная часть.
Ребята, сегодня мы с вами проведем классный час на тему «Никотину скажем: «Нет!»
Вопрос: Как вы думаете, злободневная это тема или нет? Почему?
Возможные ответы: Злободневная. Сегодня многие курят. Дети и подростки курят. Школьникам продают сигареты. Люди умирают от страшных болезней и т.п.
Учитель: Конечно, вы правы. Эта тема актуальна для современного общества, особенно для молодежи и подростков. Может быть, кто-то скажет, что курение менее опасно, нежели алкоголь и наркотики, но на самом деле это «мина замедленного действия», наносящая большой вред человеческому организму, а здоровье – это богатство, которое необходимо беречь.
3. Основная часть.
Учитель: Как же люди познакомились с табаком? Обратимся к истории. (Презентация. Слайд №1)
При подготовке к классному часу можно задействовать учащихся класса, предварительно распределив материал.
3.1. Экскурс в историю.
1) При раскопках в Гондурасе были найдены первые изображения курильщиков табака в древних храмах Центральной Америки, датируемых 1000 годом до н. э. Табак выращивали для местных лекарей. Он использовался как болеутоляющее средство и в религиозных ритуалах. Тогда же появились трубки и сигары.
В Европе, а позже и во всем мире, табакокурение стало распространяться после возвращения экспедиции Колумба из Америки (презентация, слайд №2).
В 1492 году Христофор Колумб со своей эскадрой высадился на Кубе, где его отряд был очень дружелюбно встречен индейцами племени тайно. «Туземцы ходили туда-сюда с тлеющими головешками в руках и вдыхали дым». Эти «головешки» были скрученными листьями табака, «предками» современных сигар. Индейцы предложили отведать их испанцам, и последние не смогли отказаться. По возвращении Колумба в Испанию вся Европа (больше всего Испания) познакомилась с табаком.
В Старом Свете курение сразу же запретили, а в Турции за курение человека могли запросто посадить на кол. Персидский шах Аббас приказал сжечь торговца, который завез табак в военный лагерь. Римский папа Урбан VIII отлучил от церкви тех, кто курил или нюхал табак, а однажды монахов за курение он замуровал в стену.
В Россию табак попал в 1585 году контрабандным путем, через Архангельск. Табакокурение тогда было запрещено. За курение полагалось серьезное наказание - от палочных ударов и порки кнутом, до отрезания носа, ушей и ссылки в Сибирь. Торговцев табаком ждала смертная казнь.
В 1634 году царь Михаил Федорович (презентация, слайд №3) издал указ, в котором говорилось, что курильщиков табака будут наказывать 60 палочными ударами по подошвам ног, за вторичное преступление могли казнить. Но несмотря на такие строгие меры, привычка курить уже прочно укоренилась. К концу XVIII века в мире не было страны, куда бы ни проник табак.
Торговля табаком приносила большие прибыли. Процветала контрабанда. При императоре Петре I, который приучился к табаку в Голландии и сам был заядлым курильщиком, в 1698 году сняли запрет на курение табака, обложив его пошлиной и большим налогом (презентация, слайд №4).
С тех пор курение стало быстро распространяться среди широких слоев населения.
В 1716 году на продажу табака в России была установлена монополия, приносившая доход казне. В Крыму появились плантации табака. Первая табачная фабрика была построена в 1816 году на Украине, в Ахтырке, а в 1852 году – в Петербурге. С 1870 года в Москве начала работать табачная фабрика “Ява”. Развивалась новая доходная отрасль промышленности – табачная.
2) С историей табака тесно связано имя Жана Нико (презентация, слайд № 5), который прославился во Франции благодаря умелому использованию табачных листьев в медицине. Уже будучи известным в литературе и науке человеком, Жан Нико стал выращивать табак. Он успешно излечил от болезней носа молодого человека, применяя компрессы из свежих листьев. Затем он успешно вылечил женщину с дефектами кожи лица, а господина благородных кровей избавил от абсцесса на щеке прикладыванием свежих табачных листьев. Королеву Екатерину Медичи Жан Нико избавил от мигрени. По его предписанию она должна была брать порошок табака пальцами и закладывать его в нос, а «происходившие от сего насморк и чихание» должны были освободить голову королевы от «плохого». Королеве подобное лечение помогло, табак ей «пришелся по вкусу», и вот уже весь королевский двор принялся усердно нюхать табак вне зависимости от каких-либо недомоганий.
Екатерина Медичи оказала Нико огромную поддержку в его начинаниях, и вскоре табак стали выращивать во всех королевских садах. Когда табак уже распространился во Франции, он постепенно стал завоевывать и Европу.
Имя Нико вошло в историю, по его имени был назван никотин.
3) Табак – растение семейства пасленовых (презентация, слайд №6), насчитывается 40 разновидностей табака. Корень достигает длины 2-х метров. Стебель прямой, округлый, разветвленный. Листья крупные, черешковые или сидячие, цельные, заостренные. Соцветие — метельчатое. Плод коробочка, которая при созревании растрескивается. Семена овальные, темно-коричневые.
В табаке содержится алкалоид – никотин, вещество, которое действует на нервную систему человека. Именно никотин заставляет человека курить, при этом в мозгу происходят такие же процессы, как при употреблении наркотиков. Он сужает кровеносные сосуды, раздражает слизистые оболочки.
Для человека смертельная доза никотина составляет от 50 до 100 мг, или 2-3 капли. Именно эта доза поступает в организм человека при выкуривании 20-25 сигарет (одна сигарета содержит примерно 6-8 мг никотина, из которых 3-4 мг попадает в кровь). То есть, если в течение тридцати лет такой курильщик выкуривает примерно 20.000 сигарет, то он поглощает 800 граммов никотина! Курильщик не погибает лишь потому, что никотин поступает в организм не сразу, а постепенно, небольшими дозами в течение дня и подвергает его хроническому отравлению. Он включается в процессы обмена веществ и приводит к психической и физической зависимости от него; человек приобретает пагубное пристрастие к курению. Чем ниже сорт табака, тем больше он содержит никотина.
Что происходит с нашим организмом при курении? При курении табака часть его сгорает, а дым, втягиваемый курильщиком, содержит окись кислорода, свинец, аммиак, ацетон, синильную кислоту и другие вредные вещества. В табаке их более 1.200, а они образуют около 4.000 химических соединений. Среди них есть особенно токсичные и радиоактивные вещества типа Полоний-210, так как установлено, что растение табак обладает способностью аккумулировать радиоактивные вещества из воды, почвы, воздуха. После таких исследований ученые пачке сигарет дали меткое название «карманный Чернобыль» (презентация, слайд №7).
4) Пятая часть населения нашей страны начинает курить в 14 лет. За год выкуривается примерно 100 миллиардов сигарет. Есть люди, которые выкуривают 1—2 сигареты в день, и в то же время есть определенное количество людей, которое курит до 20 сигарет в день и более. При выкуривании 1 сигареты человек теряет 25 мг витамина С, что содержится в одном апельсине.
Более 40% населения Земли курит. В год от курения умирает 4.000.000 человек, то есть каждые 13 секунд; к 2030 году от табакокурения будут умирать 10 000 000 человек, так как число курящих в развивающихся странах стремительно растет. Активное курение сокращает жизнь на 8-10 лет, каждая сигарета - на 8-15 минут; за год курильщики выбрасывают в атмосферу 1.642.720 тонн ядовитых веществ.
В XX веке от табака погибли 100 000 000 человек.
В XXI веке никотиновая зависимость выйдет на первое место и уложит в могилу миллиард землян.
Курение относится к саморазрушительному поведению, т.к. с ним связано возникновение многих заболеваний, являющихся основными причинами смертности: в первую очередь, болезни сердечно-сосудистой системы, почек, печени (презентация, слайд №8).
Курильщики чаще болеют и легочными заболеваниями: пневмонией, хроническим бронхитом, астмой и туберкулезом, т.к. при курении легкие засоряются и быстро разрушаются; курящий человек быстрее стареет.
Курение особенно пагубно для детского организма, в два раза больше, чем для взрослого. Курение замедляет их физическое и интеллектуальное здоровье. Курящие подростки страдают от болезней желудка, одышки; при физических нагрузках они быстро устают. У них слабая память, что часто является причиной плохой успеваемости в школе. Они нервные, неуравновешенные, подвержены депрессии и асоциальным поступкам.
У подростков бытует мнение, что сигареты с фильтром безвредны для здоровья, но следует знать, что фильтры задерживают не более 20% вредных веществ, большая часть поступает в легкие, а 5-8 сигарет, выкуренные за один раз - смертельная доза для детского организма. Поэтому, прежде чем закурить, стоит подумать! Не курить - значит быть здоровым и долго жить!(презентация, слайд №9, №10,№11 приложения)
3.2. Аналитическая беседа.
Вопрос учащимся: Какие проблемы со здоровьем у курящего человека можно определить невооруженным глазом?
Возможные ответы:
- Курящие мужчины и женщины кашляют много и часто, дышат тяжело.
- Во время хирургического вмешательства эти люди страдают больше и могут погибнуть из-за осложнений с дыханием.
- Курящие люди имеют проблемы с лечением и сохранением зубов.
- Внешний вид: желто-серый цвет лица, темные круги под глазами, нарушение кровоснабжения.
Вопрос учащимся: Как вы думаете, какие причины заставляют подростков курить?
3.3. Мыслительно-поисковая ситуация.
Учитель: Наше государство пытается бороться с пагубной привычкой современного общества. В 2008 году Государственная Дума приняла документ «О присоединении РФ к рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табакокурения». Всего этот документ подписали 332 страны. Меры, направленные на решение проблемы: запрет рекламы, повышение цен, больше информации о вреде курения, повышение стандартов смол и никотина, создание возможностей для лечения пристрастия к табакокурению, выделение специальных зон для курящих и др.
Известно, что дети в мире нуждаются в социально-правовой защите. Правительства большинства стран решили, что у детей должны быть свои права, четко зафиксированные. В 1959 году была принята Декларация прав ребенка, а в 1989 – Конвенция о правах ребенка. Наше государство ратифицировало данные документы.
Согласно им каждый ребенок России имеет право на жизнь, имя, гражданство, достойное воспитание в семье, образование. Хочется сказать и о праве детей на благополучную окружающую среду, на здоровый образ жизни.
Сегодня вы, подрастающее поколение, должны иметь активную жизненную позицию. Защитите свое будущее, откажитесь от курения, берегите свое здоровье.
Учитель: Подумайте, как защитить ваше право на чистый воздух в курящем обществе взрослых? Запишите ваши предложения.
(Работа идет по группам. Листы с заданием на столах. На подготовку 2 минуты. В это время - музыкальная пауза. После подготовки учащиеся зачитывают свои варианты ответа, которые закрепляются на доске.)
3.4. Ролевая игра.
Учитель: Хорошие предложения! А сейчас нам предстоит другой вид работы. Вспомните, какие произведения хорошо запоминают дети?... Конечно, сказки. Наша сказка о Царе Табаке. Попробуйте импровизировать. Я читаю, а вы представляете и показываете. Понятно? – учитель распределяет роли, раздает реквизиты. – Готовы?
Жил был царь Табак Никотинович. Жил он долго и счастливо. Свою трубочку покуривал. Правил страной Дыманией. Жены у него не было. А подрастала только дочь любимая, Сигарета Табаковна.
Решил царь ее замуж отдать. Свое царство расширить.
Позвал он своих глашатаев, чтобы поскакали они по миру вольному, свободному, рассказали всем, что нужен муж его дочери любимой.
Много ли, мало ли времени прошло, стали приезжать женихи званые.
Первым прилетел Змей Горыныч. Понравилась ему царевна Сигарета. Решил он за ней ухаживать: комплименты отпускать, ручки целовать, на балу с ней танцевать. Дня три прожил он в Дымном царстве, больше не смог, экология не позволила. Стал бедный Горыныч кашлять, глаза у него покраснели и начали слезиться, крылья перестали слушаться. Собрался он быстренько и был таков.
Долго ли, коротко ли. Прошло время какое-то. Приехал второй жених, Водокрут Тринадцатый. Приглянулась ему царевна Сигарета. Да вот беда: сам он ей не понравился. Чахнет она от его ухаживаний, мокнет, вся холодная стала, влажная. Забеспокоился тут царь Табак Никотинович, попросил восвояси жениха Водокрута. Пришлось уехать тому ни с чем.
Недолго ждали. Удача улыбнулась царю Табаку. Приехали сразу семь богатырей, семь румяных усачей. «Хоть кто-нибудь из них да жениться, - думает царь,- уж больно хочется внучат понянчить, делу своему родовому научить, трубку волшебную передать».
Но не все так просто. Богатыри–то все спортсменами оказались: бегают, прыгают, плавают, здоровую пищу едят, даже дыма в царстве меньше стало.
Теперь некогда жителям страны Дымании никотиновые трубочки потягивать. Дел очень много: то соревнования, то десант, то спектакль, то конкурс. И Сигарета от них не отстает. Надоело ей рядом с папашей сидеть, дымом дышать, спортом она заниматься стала. Табак из нее от этого весь высыпался, только один фильтр остался. Богатыри ее Фильтрушей называть стали. А Егор Подопригора замуж позвал!
Царь, конечно, сначала очень расстроился, что не по его все получилось, только делать нечего. Дочь-то у него одна, а молодым всегда, везде дорога. «Не уж–то одному куковать? Придется меняться. Стар я, конечно, да дети помогут. С чего ж начать?»
А богатыри ему в ответ:
(поют песню «Не кури…» на мотив «Позвони мне..» из кинофильма «Карнавал»)
Не кури ты, не кури!
Если надо, мы поможем.
На спортсменов посмотри
И на президента тоже!
Будешь крепок и здоров,
С нами можешь веселиться…
Как в такого не влюбиться?
Как в такого не влюбиться?
Не кури ты, не кури!Не кури ты, не кури,
Лучше спортом занимайся!
В тренажёрный зал ходи
И по полной отрывайся!
Никотину скажем: «Нет!!!»
Пусть здоровье укрепится!
Как в такого не влюбиться?
Как в такого не влюбиться?
Никотину скажем: « Нет!!!»
Не кури ты, не кури...
Прислушался царь Табак Никотинович к словам молодцев и превратился в Душистый Табак. Так и живет он, ничего плохого никому не делает, по ночам благоухает, радует глаз красивыми цветами и о прежней своей жизни больше не вспоминает, своих потомков ароматом баюкает.
Учитель:Спасибо!
3.5. Творческое задание.
Учитель: Сейчас мы с вами обратимся к самому демократичному виду творчества. Это частушки. Вы работаете в группах. Сочиняете частушки против курения. Потом мы все вместе их поем. Задание рассчитано на 2 минуты. Музыкальная пауза. (На столах у ребят тексты с частушками. Ребята должны доделать предложенный вариант куплета (в задании прописаны первые две строчки) или придумать свой вариант.
1. Ах! Какая красота!
Скоро будет лето!
Но улыбка уж не та –
Портит сигарета!!!
Ой! Ой! Не кури, а пой!!! (2 раза)2. Был ты весел и здоров,
Что с тобой случилось?
Видно, вредная привычка
Вдруг в тебя влюбилась…3.Безобразие какое!
Сигареты продают!
Только деньги их волнуют,
А ведь дети пропадут!!!4. Если хочешь взрослым стать,
Лучше книжки почитать!
Выбрось сигарету!
Не берись за это!!!5. Бегай, плавай, приседай,
Витамины поедай!
Будешь весел и здоров,
Проживешь без докторов!!!
4. Подведение итогов.
Учитель: Подходит к завершению наша работа. Подведем итоги. Что нового вы сегодня узнали?
5. Заключение.
Учитель: Надеюсь, что после нашей работы вы сможете сказать никотину: «Нет!» Пусть это будет вашей победой. А победителей награждают! Спасибо. (Вручаются шоколадные медали).