Сценарий логопедического утренника на тему "Путешествие в Страну звуков, букв и слов"

Разделы: Логопедия


Действующие лица:

  1. Ведущий
  2. Фея
  3. Веселый язычок
  4. Буквы: О, И, Е, Ь, Т, А, Р, Ш, Э, М

Оборудование:

  1. Магнитофон
  2. Магнитофонные записи: «Голоса птиц», «Шум моря».
  3. Костюмы для Язычка, Феи.
  4. Подушечка.
  5. «Волшебная палочка».
  6. Шапочки-буквы: О, И, Е, Ь, Т, Р, Ш,Э,М,А.
  7. Красочный конверт с текстом загадки.
  8. Горох, фасоль.
  9. Блюдца и чайные ложечки (по 2 шт.)
  10. Шарфики-повязки на глаза (2 шт.)
  11. Маленькие мягкие игрушки.
  12. Предметные картинки.
  13. Карточки со словом АГУ.
  14. «Волшебная лента букв»
    ЗРОСАНИГШАРЫБАСТОЛУКЕО
  15. «Карточка-шифровка»
    ВАКРОО
    5 6 1 3 2 4

Ход утренниика

(Дети входят в зал под звуки веселой музыки).

Ведущий: Дорогие ребята и уважаемые взрослые! Сегодня мы с вами отправимся в Страну звуков, букв и слов. Вы узнаете о них много нового и интересного.

Ветерок весенний дует, вертит,
В форточку влетел конвертик.
Ну-ка, Оля, посмотри, что
За вести там внутри.
О, да здесь письмо!
Что же в нем написано?

(Ребёнок из зала читает текст письма и загадки.)

Загадка: Один говорит, двое слушают.(Язык, уши.)

Ведущий:

А сейчас мы поиграем,
Как ты слушаешь, узнаем.

Закройте глаза.

(Прослушивание записанных на магнитофонную ленту звуков: плеск морских волн, крик морской чайки, голоса птиц – природные звуки; звук пианино.)

Назовите услышанные звуки. Чем мы слушали?

(Дети из зала - ушами.)

Ведущий: Наши уши слышат тысячи разных звуков.

Ребёнок:

Жизнь была бы страшно скучной,
Если б жизнь была беззвучной….
Как прекрасно слышать звук:
Шум дождя и сердца стук.

Ведущий: Вы уже знаете и слышали, как звучат разные предметы. Все живые существа тоже издают звуки (собаки рычат, коровы мычат, свиньи хрюкают, змеи шипят, птицы щебечут и т.д.) Мы с вами говорим, произносим речевые звуки.

Ребёнок:

Много звуков есть на свете:
Шелест листьев, плеск волны,
А бывают звуки речи
Мы их точно знать должны!

Ведущий: Как вы думаете, что помогает нам произносить звуки?

(Дети из зала: - Рот!)

Ведущий: правильно! Мы произносим звуки ртом. Наш рот – домик для звуков. Работы хватает всем. Трудятся рот, губы, горло, лёгкие, нос, язык. Особенно достаётся языку.

Ребёнок:

У нас во рту живёт язык,
К словам знакомым он привык.
Легко сказать ему: «Вода, утёнок, небо, нет и да».
Если б не было его,
Не сказал бы ничего!

Язычок:

Чок-чок-чок-чок. Я Весёлый Язычок!
Добрый день и добрый час!
Я приветствую всех вас!

Ведущий: Здравствуй, Весёлый Язычок! Посоветуй нашим детям, что им нужно делать, чтобы чётко и красиво говорить.

Язычок:

Чтобы красиво говорить научиться,
Надо, ребята, вам много трудиться.
Дам я вам совет сейчас,
Выполняйте мой наказ.
Ежедневно и без лени выполняйте речевые упражнения.

(Показывает 2-3 упражнения «Часики», «Качели» и т.д.)

Упражняйте ваши пальцы
Каждый день и каждый час,
Будет лучше речь у вас!

Ведущий: А наши дети, Язычок, уже давно знают, что пальцы – это очень хорошие и верные друзья. Они умеют играть, убирать игрушки, умываться, держать ложку, могут покормить кошку. А еще они умеют громко хлопать, рисовать, вязать, лепить, вырезать, писать. Давайте покажем Язычку, что могут делать наши пальцы.

Игра с залом «Что могут наши пальчики?»

  • Набрать номер телефона.
  • Подозвать к себе.
  • Пригрозить.
  • Постучать.
  • Сказать «Здорово!»
  • Попрощаться.
  • Приласкать.
  • Пролистать страницы.
  • Сказать «Стоп!»
  • Вдеть нитку в иголку.
  • Сказать «Победа!»

В праздник нам нельзя скучать,
Выходите поиграть.

Игра «Золушка» (Разобрать фасоль и горох на кучки).

Выбрать на ощупь из 10 мягких игрушек, допустим, только зайчика.

Язычок: Ребята, какие умные у вас пальчики, а попробуйте отгадать мою загадку:

Он бывает тихим, громким,
А еще глухим и звонким.
Рот ему, как дом родной,
Из него летит волной. (Звук)

(Дети из зала: - Звук!)

Ведущий: Верно! Это звук. А какие бывают звуки? (Тихие и громкие – тиканье часов, стук молотка; высокие и низкие, долгие и короткие.) А можно ли узнать человека по голосу?

(Дети из зала: - Можно!)

Ребёнок:

Выхожу я в коридор,
А за дверью разговор.
Слышу: мама говорит.
Слышу: папа говорит.
Без труда могу я сам
Их узнать по голосам.
Мамин – звонкий, серебристый,
Папин – низкий и басистый.

Ведущий: Давайте поиграем в игру «Узнай по голосу». Надо выбрать водящего, и пусть он узнает голоса тех, кто его позовёт.

Проведение игры «Узнай по голосу». Водящий стоит спиной к играющим. Все по очереди называют его имя.

Язычок: У меня есть еще две загадки для ребят. Слушайте!

Воздух свободно идёт через рот,
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос зовёт,
Звук получается…. (гласный).

Воздух рвёт преграды,
Шум получается,
Голоса нет совсем,
Но звук прорывается.
Как называется звук такой?
Это…(согласный глухой).
Молодцы!

Ведущий: А какими еще бывают согласные звуки?

(Дети из зала: - Согласные звонкие, твёрдые и мягкие.)

Ведущий: Как вы думаете, каким звукам живётся легче (гласным или согласным)?

(Дети из зала: - Гласным!)

Ведущий: Верно! Они легко и свободно вырываются наружу, не встречая на своём пути никаких преград, которые устраивают губы, зубы, а иногда и нос.

Ребёнок:

Гласные песенку звонкую тянут,
Могут заплакать и застонать,
Могут качать в колыбели Алёнку,
Могут, как эхо, в лесу закричать.
Легко летят они в высоту-а-и-о-у!

Ребёнок:

А согласные …. согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.

Ведущий: Язычок придумал для вас очень интересную игру. Игра называется «Словесная перестрелка».

(Кто больше назовет слов на заданный звук – [а], [ш], [у] и т.д.)

Ведущий: Звуки речи сами по себе ничего не обозначают, но они могут складываться в определенном порядке и тогда становятся словами.

Язычок:

Звуки могут в слова превращаться,
Если с ними уметь обращаться.

Ведущий: Язычок придумал слово. Вы должны угадать это слово по первым звукам названий картинок.

Игра с залом «Угадай слово»

Какие смышленые у нас ребята! Язычок, мне что-то стало очень грустно.

Язычок: Почему?

Ведущий: Звуки-то невидимы, их можно только услышать.

(За кулисами дети перекликаются.)

  • А-а-а.
  • М-м-м.
  • Р-р-р.
  • О-о-о.
  • Ш-ш-ш.
  • Э-э-э.
  • И-и-и.
  • С-с-с.
  • З-з-з.

Как жалко, что мы не можем увидеть их, слышим только голоса звуков. Неужели они так и останутся невидимыми?

Язычок: Я, кажется, знаю, что нужно делать. Давайте позовём добрую волшебницу - Фею. Она обязательно нам поможет. Ребята, помогайте!

(Дети из зала кричат: «Фея, Фея!»)

Фея: Здравствуйте! Я слышала ваш разговор. Чем же мне помочь этим милым звукам - невидимкам. Придумала! Подарю-ка я им волшебные платья!

(Фея взмахнула волшебной палочкой. Дети выбегают с плакатиками -буквами.)

Ведущий: Каждый звук получил своё платье, не похожее на другие. Они сразу стали видимыми и превратились в буквы. От радости буквы запели весёлые частушки.

(Буквы поют на мелодию частушек.)

Буква О:

Посмотри на колесо -
И увидишь букву О.
В старом дереве дупло
Ну совсем как буква О.

Буква И:

На калитку посмотри:
Чем она не буква И?
Между двух прямых досок
Одна легла наискосок.

Буква Е:

На дворе - такая жалость!
Наша лесенка сломалась.
Наша лесенка сломалась,
Буква Е зато осталась.

Буква Ь:

Белка хвостик изогнула,
У пенечка отдохнула.
Распушила хвост, да так
- Стал похож на мягкий знак!

Буква Т:

Отвечайте, кто знаток:
Это что за молоток?
Молоток стучит: «Тук-тук!
Букве Т я старый друг».

Ведущий: Буквы были так довольны своим превращением, что решили избрать Фею своей королевой.

(Буквы и Язычок шушукаются, затем преподносят Фее на подушечке корону и надевают её на голову Фее. Все становятся в полукруг.)

Фея: Благодарю вас, дорогие мои! Теперь вы должны жить дружно, одной семьёй. Назовём её мы АЛ-ФА-ВИТ. А первой будет ...

Буква А: Можно Я?

Фея: Хорошо. Первой будет буква А.

Буква Р: Почему это А самая первая буква алфавита? Долой самозванку!

Буква О: Что же это делается? Букву, с которой начинаются слова «ангина», «акула», ставить во главе алфавита?

Буква Ш: А почему бы не быть первой букве М? Посмотрите, какая она красивая.

(Буква М приосанивается.)

Буква Р: Ну, а почему бы мне не быть первой? У меня такая большая голова! Я такая умная!

Буква Э: Э-э-э, поставили меня чуть ли не в самый конец алфавита. Эх, мне бы на первое место! Эй, буквы, пропустите-ка меня вперед!

Буква М: Стой, где стоишь. И не болтай понапрасну своим длинным языком. И всё же я не понимаю, почему буква А первая?

Буква А: Потому, что самое первое слово каждого малыша начинается на А!

Буква М: Это какое такое слово?

Буква А: «Агу». А ещё я похожа на адмирала, стоящего на капитанском мостике. А всем известно, что адмирал должен быть всегда впереди! (Выходит вперед.)

Язычок:

Не ссорьтесь, друзья!
Нет великих букв, нет малых,
Важных нет иль захудалых.
Все они от А до Я -
Алфавитная семья!
И не всё ли равно,
На каком месте стоять?
Важно быть полезной!

Фея: Правильно, Язычок! Самое главное - быть полезной! И чтобы больше никогда не ссорились, я поставлю вас в определённом порядке. И будет так всегда!

Ведущий: Встали буквы в чёткий строй, Строй как строй, да не простой. Был он прозван алфавит И повсюду знаменит.

Фея:

Это очень хорошо, что буквы есть на свете,
Их должны на память знать взрослые и дети!

А вы, ребята, хорошо знаете буквы алфавита? (Игра со зрителями.) Назовите 5-ю букву алфавита.

  • 5-Д
  • 8-Ж
  • 12-К
  • 32-Ю
  • 2-Б

Ведущий: А что можно сложить из букв? (Дети из зала: «Слоги и слова».)

Фея: Много с буквами хлопот, Уж такой они народ. Но когда с умом, толково Их поставишь в чёткий ряд, Превратятся буквы в слово И с тобой заговорят!

Язычок: Раз-два-три-четыре-пять! Начинаем мы играть

1. Игра «Волшебная лента букв». Какие слова спрятались среди букв? ЗРОСАНИГШАРЫБАСТОЛУКЕО оса сани шары бас сто роса шар рыба стол лук

2. Расшифровать слово.

ВАКРОО
5613 24

КОРОВА
12345 6

Ведущий: Видишь, Фея, как хорошо знают ребята буквы, умеют из них составлять слова.

Фея: Да! Да! Я думаю, что моя помощь вам больше не нужна. Мне пора удалиться. До свидания!

Язычок: И мне пора. До свидания, ребята! Помните, что терпение и труд к победе приведут, и вам покорятся самые трудные звуки!

Ведущий:

Молодцы, ребята! Весело играли, верно отвечали.
Всем спасибо за внимание, за задор и звонкий смех,
Вот настал момент прощания,
Будет краткой наша речь;
Говорим мы: «До свидания, до счастливых новых встреч!»

А сказки вы любите? Хотите посмотреть сказку? Смотрите и слушайте! (Занавес закрывается. Ведущий загадывает детям загадки.)

Ведущий: Отгадайте мои загадки и узнаете героев сказки.

ЗАГАДКИ

1. Раньше всех встаёт, «Ку-ка-ре-ку!» поёт. (Петушок.)

2. Зелёная, как трава, её песенка - ква-ква! (Лягушка.)

3. Кто зимой холодной бродит злой, голодный? (Волк.)

4. Хвост пушистый, мех золотистый, В лесу живёт, в деревне кур крадёт. (Лиса.)

5. Под полом скребусь, а кошки боюсь. (Мышка.)

6. Летом бродит без дороги между сосен и берёз, А зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос. (Медведь.)

7. Зимой беленький, летом серенький, Никого не обижает, а всех боится. (Заяц.)