Открытый урок по русскому языку в 3-м классе по теме "Изменение имен существительных по числам. Определение рода"

Разделы: Начальная школа


Раздел: Имя существительное.

Цели урока:

  • определять род имён существительных путём тренировочных упражнений;
  • развивать умение распознавать род имён существительных в форме единственного и множественного числа;
  • развивать орфографическую зоркость, мышление; внимание; память; речь;

Оборудование:

  • Схемы-опоры “Части речи”, “Род имён существительных”;
  • Таблица с группой словарных слов;
  • Карточки со словами для работы с деформированным текстом;
  • Карточки для индивидуальной работы;
  • Перфокарты;
  • Словарь.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний учащихся.

Ребята, послушайте стихотворение и узнаете тему нашего урока.

Женский род запомню я
И скажу: “Она – моя”.
И запомню род мужской
И опять скажу: “Он - мой”.
Средний род: “Оно – моё”.
Это правило – твоё!

3. Минутка чистописания

- Определите, какую букву будем писать на минутке чистописания.

- Прочитайте слова: детский, город, громкий, поезд, сосед, отвечаю, поход.

- Она есть в каждом имени существительном этого ряда слов.

Какая этот буква? (Это буква д).

В каких словах она присутствует?

(Город, поезд, сосед, поход).

- Что объединяет эти существительные между собой?

(Отвечают на вопрос что? Имеют общую орфограмму-парную согласную д.)

- Определите порядок букв в данном ряду Дде

- Напишите эту строчку букв до конца строки.

4. Словарная работа.

- Запишем группу словарных слов.

Какой месяц год кончает, а зиму начинает? (Декабрь)

  • В народе говорят, что декабрь – студень. День становится короче, ночь – растёт.

О каком месяце говорят? Году начало, зиме серёдка. (Январь)

  • Январь, говорит народ, к весне поворот.

Какой месяц называют пегим? (Ноябрь).

О каком месяце говорится в стихотворении?

Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко.
Змейкой мчится по земле,
Лёгкая позёмка. (Февраль).

Февраль – последний, самый страшный месяц зимы для леса и его обитателей.

- Каким одним словом можно объединить эти слова? (Месяцы).

Запишите это слово в единственном числе.

Какое слово записали? (Месяц).

В каком значении можно употреблять это слово?

(Двенадцатая часть года, неполная часть луны, название месяца, период времени в 30 дней).

- Какое это слово? (Многозначное).

(Проверка слова по таблице)

  • ноябрь
  • декабрь
  • январь
  • февраль
  • месяц

- Какой частью речи являются эти слова? (Имена существительные).

Что общего в этих словах? (Два слога, все слова мужского рода).

Какого рода ещё бывают имена существительные?

Как определить род имени существительного?

Схема-опора

Род имени существительного
мужской женский средний
он, мой она, моя оно, моё

5. Работа с деформированным предложением.

- Прочитайте слова.

снег, землю, в декабре, ковром, пушистым, покрыл

Составьте из слов предложение.

В декабре снег покрыл землю пушистым ковром.

Задания:

- Найдите основу предложения

- Найдите в предложении имена существительные, определите род.

Схема-опора

- Проверка. Назовите имена существительные мужского рода, женского рода, среднего рода.

6. Физминутка.

Закройте уставшие глаза,
Прикройте их ладонями
Вообразите, что перед вами
Пространство чёрного цвета.

7. Повторение изученного.

Упражнение в определении рода имён существительных.

  • Какого рода бывает имя существительное?
  • Как определить род имени существительного?

Схема-опора

Род имени существительного
мужской женский средний
он, мой она, моя оно, моё

Прочитайте слова.

Сова, орёл, гнездо, осина, конь, облако, солома, доктор, колесо, книга, медведь, окно.

Как можно разделить слова на 3 группы? (По родам)

Запишите каждую группу слов в отдельный столбик.

Проверка:

Ж.р. М.р. Ср.р
сова орёл гнездо
осина конь облако
солома доктор колесо
книга медведь окно

Упражнение в образовании однокоренных слов от имён существительных с помощью суффиксов - инк – ж.р., - ик – м.р., - ышк – ср.р.

Вспомните, какие слова называются однокоренными?

Как образуются однокоренные слова?

Образуйте от данных существительных с помощью суффиксов однокоренные слова единственного числа. (Работа по группам)

  • 1 группа - образуйте и напишите имена существительные женского рода с помощью суффикса – инк –
  • 2 группа – имена существительные мужского рода с помощью cуффикса – ик –
  • 3 группа – имена существительные среднего рода с помощью суффикса - ышк –

Прочитайте слова: солома, куст, трава, солнце, роса, мост, крыло, мяч, гнездо.

Напишите слова парами, выделите суффикс.

Проверка:

  • 1 группа (солома – соломинка, трава – травинка, роса – росинка)
  • 2 группа (куст – кустик, мост – мостик, мяч – мячик)
  • 2 группа (солнце – солнышко, крыло – крылышко, гнездо – гнёздышко)

8. Самостоятельная работа.

Упражнение в изменении имён существительных по числам и определении рода.

Как изменяются имена существительные? (По числам)

Чем отличается существительное во множественном числе от существительного в единственном числе?

Как определить род существительного, если оно стоит во множественном числе? (Надо поставить существительное в единственное число).

- Спишите слова, определите род имён существительных.

Прочитаем слова: письма, огурцы, ракеты, мячи, крылья, ручьи, осины, медведи.

 Проверка с помощью таблицы.

(Соотнесите свою таблицу с таблицей на доске)

9. Подведение итогов урока.

Чему учились на уроке?

10.Домашнее задание.

Задание по учебнику. Выполнить упражнение 428, стр.161.