Раздел: Имя существительное.
Цели урока:
- определять род имён существительных путём тренировочных упражнений;
- развивать умение распознавать род имён существительных в форме единственного и множественного числа;
- развивать орфографическую зоркость, мышление; внимание; память; речь;
Оборудование:
- Схемы-опоры “Части речи”, “Род имён существительных”;
- Таблица с группой словарных слов;
- Карточки со словами для работы с деформированным текстом;
- Карточки для индивидуальной работы;
- Перфокарты;
- Словарь.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний учащихся.
Ребята, послушайте стихотворение и узнаете тему нашего урока.
Женский род запомню я
И скажу: “Она – моя”.
И запомню род мужской
И опять скажу: “Он - мой”.
Средний род: “Оно – моё”.
Это правило – твоё!
3. Минутка чистописания
- Определите, какую букву будем писать на минутке чистописания.
- Прочитайте слова: детский, город, громкий, поезд, сосед, отвечаю, поход.
- Она есть в каждом имени существительном этого ряда слов.
Какая этот буква? (Это буква д).
В каких словах она присутствует?
(Город, поезд, сосед, поход).
- Что объединяет эти существительные между собой?
(Отвечают на вопрос что? Имеют общую орфограмму-парную согласную д.)
- Определите порядок букв в данном ряду Дде
- Напишите эту строчку букв до конца строки.
4. Словарная работа.
- Запишем группу словарных слов.
Какой месяц год кончает, а зиму начинает? (Декабрь)
- В народе говорят, что декабрь – студень. День становится короче, ночь – растёт.
О каком месяце говорят? Году начало, зиме серёдка. (Январь)
- Январь, говорит народ, к весне поворот.
Какой месяц называют пегим? (Ноябрь).
О каком месяце говорится в стихотворении?
Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко.
Змейкой мчится по земле,
Лёгкая позёмка. (Февраль).
Февраль – последний, самый страшный месяц зимы для леса и его обитателей.
- Каким одним словом можно объединить эти слова? (Месяцы).
Запишите это слово в единственном числе.
Какое слово записали? (Месяц).
В каком значении можно употреблять это слово?
(Двенадцатая часть года, неполная часть луны, название месяца, период времени в 30 дней).
- Какое это слово? (Многозначное).
(Проверка слова по таблице)
- ноябрь
- декабрь
- январь
- февраль
- месяц
- Какой частью речи являются эти слова? (Имена существительные).
Что общего в этих словах? (Два слога, все слова мужского рода).
Какого рода ещё бывают имена существительные?
Как определить род имени существительного?
Схема-опора
Род имени существительного | ||
мужской | женский | средний |
он, мой | она, моя | оно, моё |
5. Работа с деформированным предложением.
- Прочитайте слова.
снег, землю, в декабре, ковром, пушистым, покрыл
Составьте из слов предложение.
В декабре снег покрыл землю пушистым ковром.
Задания:
- Найдите основу предложения
- Найдите в предложении имена существительные, определите род.
Схема-опора
- Проверка. Назовите имена существительные мужского рода, женского рода, среднего рода.
6. Физминутка.
Закройте уставшие глаза,
Прикройте их ладонями
Вообразите, что перед вами
Пространство чёрного цвета.
7. Повторение изученного.
Упражнение в определении рода имён существительных.
- Какого рода бывает имя существительное?
- Как определить род имени существительного?
Схема-опора
Род имени существительного | ||
мужской | женский | средний |
он, мой | она, моя | оно, моё |
Прочитайте слова.
Сова, орёл, гнездо, осина, конь, облако, солома, доктор, колесо, книга, медведь, окно.
Как можно разделить слова на 3 группы? (По родам)
Запишите каждую группу слов в отдельный столбик.
Проверка:
Ж.р. М.р. Ср.р сова орёл гнездо осина конь облако солома доктор колесо книга медведь окно
Упражнение в образовании однокоренных слов от имён существительных с помощью суффиксов - инк – ж.р., - ик – м.р., - ышк – ср.р.
Вспомните, какие слова называются однокоренными?
Как образуются однокоренные слова?
Образуйте от данных существительных с помощью суффиксов однокоренные слова единственного числа. (Работа по группам)
- 1 группа - образуйте и напишите имена существительные женского рода с помощью суффикса – инк –
- 2 группа – имена существительные мужского рода с помощью cуффикса – ик –
- 3 группа – имена существительные среднего рода с помощью суффикса - ышк –
Прочитайте слова: солома, куст, трава, солнце, роса, мост, крыло, мяч, гнездо.
Напишите слова парами, выделите суффикс.
Проверка:
- 1 группа (солома – соломинка, трава – травинка, роса – росинка)
- 2 группа (куст – кустик, мост – мостик, мяч – мячик)
- 2 группа (солнце – солнышко, крыло – крылышко, гнездо – гнёздышко)
8. Самостоятельная работа.
Упражнение в изменении имён существительных по числам и определении рода.
Как изменяются имена существительные? (По числам)
Чем отличается существительное во множественном числе от существительного в единственном числе?
Как определить род существительного, если оно стоит во множественном числе? (Надо поставить существительное в единственное число).
- Спишите слова, определите род имён существительных.
Прочитаем слова: письма, огурцы, ракеты, мячи, крылья, ручьи, осины, медведи.
Проверка с помощью таблицы.
(Соотнесите свою таблицу с таблицей на доске)
9. Подведение итогов урока.
Чему учились на уроке?
10.Домашнее задание.
Задание по учебнику. Выполнить упражнение 428, стр.161.