Цели:
- Создать условия для понимания и осмысливания текста.
- Выработка четкого произношения слов, выражений, скороговорок.
- Создать условия для того, чтобы в душе ребенка возникло чувство переживания, сочувствия.
- Воспитывать любовь к животным на примере героя произведения.
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Речевая разминка.
* Работаем над силой голоса
Горные вершины ........................... очень тихо
Спят во тьме ночной; .................. тихо
Тихие долины .................................. чуть громче
Полны свежей мглой; ................... вполголоса
Не пылит дорога, ......................... обычным голосом
Не дрожат листы.........................чуть тише
Подожди немного, .......................тихо
Отдохнешь и ты. .........................очень тихо
* Работа над синонимами. Игра «Найдите друзей»
стеречь | кружился |
вертелся | сторожить |
огибать | позови |
оригинальная | обходить |
помани | интересная |
3. Подготовка к восприятию текста.
Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк (1852–1912) – известный русский писатель конца XIX века, автор многих книг о людях и природе Сибири и Урала. Детство его прошло на одном из уральских заводов, где он наблюдал картины тяжелого угнетения рабочих, сам учился в школе для детей рабочих. Писателем стал в 30-летнем возрасте. Для его произведений характерно большое уважение и любовь к людям труда, к мастерству рабочих. Давно уже стали классическими и вошли во многие книги для детского чтения такие произведения писателя, как «Аленушкины сказки», «Серая шейка», «Емеля-охотник», «Зимовье Студеной».
* Вспомните, какие произведения мы читали? («Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост», «Сказка про Комара Комаровича – Длинный Нос и про Мохнатого Мишу – Короткий Хвост».)
– Прочитайте название произведения, которое мы сегодня будем изучать.
– Кого так называют?
– По заголовку попробуйте предположить, о чем пойдет речь в тексте.
Словарная работа
- Протока – речка, соединяющая два водоема.
- Заводь – небольшой залив в озере с тихим течением.
- Бобыль – холостяк, одиночка.
4. Чтение первой части текста.
– От чьего имени ведется рассказ?
– Что доказывает, что рассказчик бывалый человек и раньше посещал жилище охотника?
После прочтения первой части, можно понять, о каком приемыше идет речь?
– Что вы знаете о лебедях?
5. Чтение второй части текста.
– Как лебедь оказался у старика?
– Какое опасение выразил рассказчик в отношении будущей жизни лебедя?
– Как можно объяснить выражение «смыслу в нем еще настоящего нет»?
– Какие взаимоотношения сложились у птицы, собаки и человека? (Докажите словами из текста.)
– Какое впечатление производит Тарас на человека, который видел его впервые?
– Какова основная мысль части?
6. Итог урока.
– Что осталось непонятным?
– Если бы вы оказались на месте Тараса, то как бы вы поступили:
- поступил с лебедем так, как это сделал Тарас;
- подрезал крылья птице и навсегда сделал ее ручной;
- силой удержать в сарае до зимних холодов и оставить зимовать в избушке, а весной подпустить к какой-нибудь стае лебедей.