Цель:
- закрепление знаний по изображению схем электрических цепей; самостоятельно находить информацию на рисунке; собирать электрические цепи по схеме и по описанию элементов
- воспитание духа сотрудничества в процессе совместного выполнения заданий
- формировать умения и навыки по чтению, изображению и сборке эл. цепей, умение соблюдать технику безопасности при работе с электричеством.
Оборудование: карточки двух видов, тесты из сборника дидактических материалов А.В.Постникова для 7–8-х классов, листы контроля, задачники, компьютеры, электронное пособие “Открытая физика 1,1”, наборы электрических элементов для составления эл. цепей.
Тип урока: урок – практикум.
Учащиеся должны знать: обозначения эл. приборов и их названия, виды соединения проводников.
Учащиеся должны уметь: собирать эл. цепи по схемам и описанию, чертить схемы эл. цепей.
Методы работы: работа в парах.
Логика урока:
- Актуализация знаний, умений и навыков, необходимых для творческого применения знаний.
- Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.
- Усвоение образца комплексного применения знаний, умений и навыков.
- Применение обобщенных знаний, умений и навыков в новых условиях.
- Контроль и самоконтроль знаний, умений и навыков.
Ход урока
1. Этап актуализации знаний.
Проверка домашнего задания: выполнение тестов на тему “Элементы электрической цепи” на 4 варианта.
2. Этап отработки умений.
1. Работа с карточками.
Класс делится на две части: одна часть работает по составлению электрических цепей по перечисленному набору элементов; вторая – по определению элементов, составляющих уже готовую электрическую схему . Работают в парах. Свои результаты заносят в лист контроля.
По окончанию работы обе части класса обмениваются карточками для оценивания друг друга. (Карточки прилагаются)
2. Работа с приборами.
А) Первая часть класса собирает электрические цепи по своим схемам. После этого подзывает учителя для проверки. Ребята продолжают работать в парах.
Вторая часть класса работают на компьютерах. Они собирают виртуальные цепи (по своему усмотрению) и переносят их в свой лист контроля. Ребята также работают парами.
Б) Обе части класса меняются. Первая часть идет работать на компьютерах, а вторая часть (каждая пара) берет любой набор электрических элементов и составляет из них цепи. Затем в лист контроля заносит схему данной цепи.
В случае, если одна из групп быстрее выполнит работу, в то время как другая группа еще не готова, предлагается дополнительное задание: решение задач № 1008, 1009, 1013, 1017 из сборника В.И.Лукашика.
3. Закрепление
При подведении итога урока дети сдают свои листы контроля учителю для проверки. Дальше учитель предлагает ребятам высказаться, на каком этапе урока они испытали наибольшее затруднение. Это дает возможность и ребятам осмыслить то что они делали, и учителю построить свою дальнейшею работу так, чтобы ликвидировать эти пробелы.