Полученные на уроках знания и умения школьники совершенствуют и реализуют во внеурочной работе по предмету через научное общество учащихся.
На занятиях НОУ учащиеся выбирают тематику своей будущей работы, учитывая собственные интересы, учатся выстраивать логику своей будущей исследовательской работы, подбирать и работать с научной литературой, защищать свой проект, готовят физические вечера, брейн-ринги, викторины. Работа в НОУ способствует развитию творческих способностей, росту уверенности школьников в своих силах, развивает самостоятельность, активность, целеустремленность.
Итогом такой творческой деятельности являются выступления учащихся на муниципальных, областных и российских научно – практических конференциях и чтениях.
Цель НОУ: Реализация творческих способностей учащихся.
Задачи НОУ:
- Формирование ОУУЗиН, таких как работа с учебной и дополнительной литературой, формирование навыков написания тезисов, рефератов, умений анализировать полученную информацию, планировать и проводить самостоятельно эксперимент, готовиться и публично защищать свою работу.
- Приобщение учащихся к интеллектуально-творческой деятельности по выдвижению и реализации в научных исследованиях творческих идей.
- Формирование навыков исследовательской работы для получения знаний.
- Расширение представлений о способах получения информации.
- Развитие коммуникативных способностей.
- Участие в олимпиадах, конкурсах и научно-практических конференциях.
- Профессиональное самоопределение и самореализация.
- Максимальное раскрытие творческого потенциала учащихся.
Направления работы НОУ:
- проектно – исследовательская деятельность учащихся;
- экологическое воспитание школьников, пропаганда здорового образа жизни;
- организация и проведение внеклассных мероприятий по предмету;
- участие в конкурсах, конференциях, фестивалях различного уровня;
- сотрудничество со СМИ, выпуск газеты “КОСМО”.
Структура НОУ “КОСМО”
Экологическая группа.
Цель работы группы: развитие умений и навыков, связанных с овладением простейшими приемами исследования окружающей среды, работы с литературой, материалами СМИ, пропаганды экологических знаний.
Основные задачи:
- формирование экологического самосознания учащихся;
- углубление и систематизация знаний учащихся, полученные на уроках физики и астрономии;
- развитие индивидуальных познавательных интересов по физике и астрономии;
- способствовать решению задач экологического воспитания учащихся, формированию бережного отношения к природе;
- продолжение изучения источников загрязнения окружающей среды;
- продолжение формирования навыков проектно-исследовательской деятельности.
Направления работы группы:
- здоровый образ жизни с точки зрения физики;
- автомобиль и его влияние на окружающую среду и здоровье человека;
- влияние электромагнитных излучений на рост и развитие растений и на здоровье человека;
- радиация и жизнь;
- запуск космических кораблей и состояние атмосферы Земли. Космический мусор. Пути борьбы с ним.
Члены школьного научного общества в течение всего учебного года занимаются пропагандой здорового образа жизни, а именно:
- выступали на общешкольном родительском собрании с результатами проектно-исследовательской деятельности по теме: “Влияние электромагнитного излучение на растения и здоровье человека” (2008 г.), “Здоровый образ жизни и физика” (2009г.);
- ежегодно в декабре в школе проводится школьная научная конференция “Горизонты познания”;
- результаты исследовательской работы учащихся постоянно публикуются в школьной газете “Школьная жизнь” (№ 3, 5 2008г., № 2 2009г.);
- НОУ выпускает буклеты, памятки, которые распространяются по классам;
- – НОУ “КОСМО” имеет свою газету “КОСМО”, где учащиеся публикуют результаты своей работы, свои выводы, комментарии, в том числе по экологическим проблемам.
Организация работы в группе.
В начале учебного года группа выбирает тему своей работы и в течение всего учебного года работает в этом направлении. В состав группы входят учащиеся 7–11-х классов. Занятия организуются в учебное и внеурочное время. Форма проведения занятий различная: лекции с элементами беседы, встречи с представителями разных профессий, выходы на пост ГИБДД, экскурсия в Звездный городок (знакомство с методами подготовки космонавтов, беседа об экологических проблемах с которыми встречаются космонавты (космический мусор, космическое излучение)). На уроках для всех учащихся проводятся проблемные экологические конференции, на групповых занятиях семинары, практические и лабораторные работы экологического содержания. Занятия организуются и планируются в соответствии с планами проведения занятий, которые составляются вместе с Советом НОУ.
План работы над теме: “Автомобиль и его влияние на окружающую среду”
№п/п | Тема | Вид занятия |
1. | Современные направления экологии. Экология и автомобильный транспорт. Здоровье человека общественное и личное достояние. Факторы здоровья. Влияние экологических факторов на здоровье населения. | Лекция с элементами беседы. Компьютерная презентация. |
2. | Проблемная конференция: “Автомобиль не роскошь, а средство передвижения ...” | Проблемная конференция |
3. | Роль автомобиля в загрязнении атмосферы. Пути уменьшения загрязнения воздуха дорожно-транспортными средствами. Замеры СО на постах ГИБДД. Лабораторная работа “Загрязнение воздуха” | Семинар. Беседа с сотрудником ГИБДД. Лабораторная работа. |
4. | Природные ресурсы. Негативное влияние автомобилизации на состояние природных ресурсов. Практическая работа “Мониторинг влияния автотранспорта на состояние почвы и воды” | Беседа с сотрудником Областного эколого-биологического общества. Практическая работа. |
5. | Использование природных ресурсов в производстве и эксплуатации автомобилей. Топливо будущего. | Беседа. |
6. | Проблемы отходов автотранспортного комплекса. Утилизация автомобилей. Использование вторичного сырья. | Семинар. |
7. | Индивидуальные консультации по работе над проектами. | Собеседование. |
8. | Защита проектов. | Школьная конференция |
Организационный отдел.
Целью работы данного направления является повышение интереса к физике и астрономии, освещение последних научных достижений в этой области, истории физики и техники, истории развития астрономии и космонавтики.
Основные задачи: формирование общеучебных умений, навыков и знаний, таких как работа с учебной и дополнительной литературой, формирование навыков написания тезисов, рефератов, умений анализировать полученную информацию, планировать и проводить самостоятельно эксперимент, готовиться и публично защищать свою работу. Помогает совершенствовать и расширить свои знания, развивать ум, память, логику суждений, язык и дикцию.
Виды деятельности: члены этой группы организуют и участвуют в подборе материала, подготовке выступлений, составлении презентаций и демонстраций, занимаются подготовкой, организацией и проведением внеклассных мероприятий по физике и астрономии для учащихся школы, таких как физические вечера, встречи с интересными людьми, заочные экскурсии, физические викторины, дидактические игры по физике и астрономии. С результатами своей работы выступают перед классами (3–11-х классы), готовят материал для школьной газеты “Школьная жизнь”. В работе этой группы принимают участие учащиеся всех классов. Помощь ученики 7-10 классов получают у 11-и классников (бюро “Консультант”).
Для учеников 2–3-х классов учениками 7-х классов, разработаны и проведены:
- Беседа “Созвездия. Легенды и мифы звездного неба”.
- Игра “Путешествие в космос”.
- Игра “Для чего нужен компас?”.
- “Путешествие в мир веществ, тел, частиц”.
- Викторина “Математические задачи в сказках о звездном небе”.
- Видеоурок (созданный учащимися 11-го класса) “Круговорот воды в природе. Экология воды”.
Предлагаю конспект и презентацию дидактической игры для 10 класса “Путешествие в страну Кинематика” (Приложение 1, Приложение 2)
Проектный отдел.
Основные задачи группы:
- Формирование ОУУЗиН, таких как работа с учебной и дополнительной литературой, формирование навыков написания тезисов, рефератов, умений анализировать полученную информацию, планировать и проводить самостоятельно эксперимент, готовиться и публично защищать свою работу.
- Приобщение учащихся к интеллектуально-творческой деятельности по выдвижению и реализации в научных исследованиях творческих идей.
- Формирование навыков исследовательской работы для получения знаний.
- Расширение представлений о способах получения информации.
Виды деятельности: учащиеся занимаются проектно-исследовательской деятельностью, изготавливают и ремонтируют приборы, участвуют в проведении школьных конкурсов на лучший физический прибор или проект. Подготовка докладов, рефератов для выступлений на заседаниях НОУ. Взаимное рецензирование, оценка выступлений. рефератов, докладов. Участие в научно-практических конференциях, встречи с изобретателями.
Рекламный отдел
Цель работы группы: проинформировать общественность о работе НОУ, познакомить с результатами работы.
Виды деятельности: Рекламирует работу НОУ. Занимается организацией публикаций в СМИ, готовит материал для школьного радио, организует спецвыпуски школьной газеты “КОСМО”, информирует школьников о проведении внеурочных мероприятий по физике и астрономии. В конце учебного года готовят спецвыпуск школьной газеты “Школьная жизнь”, посвященный итогам работы НОУ в течение учебного года.