Организация внеурочной работы по физике в школе через научное общество учащихся

Разделы: Физика


Полученные на уроках знания и умения школьники совершенствуют и реализуют во внеурочной работе по предмету через научное общество учащихся.

На занятиях НОУ учащиеся выбирают тематику своей будущей работы, учитывая собственные интересы, учатся выстраивать логику своей будущей исследовательской работы, подбирать и работать с научной литературой, защищать свой проект, готовят физические вечера, брейн-ринги, викторины. Работа в НОУ способствует развитию творческих способностей, росту уверенности школьников в своих силах, развивает самостоятельность, активность, целеустремленность.

Итогом такой творческой деятельности являются выступления учащихся на муниципальных, областных и российских научно – практических конференциях и чтениях.

Цель НОУ: Реализация творческих способностей учащихся.

Задачи НОУ:

  1. Формирование ОУУЗиН, таких как работа с учебной и дополнительной литературой, формирование навыков написания тезисов, рефератов, умений анализировать полученную информацию, планировать и проводить самостоятельно эксперимент, готовиться и публично защищать свою работу.
  2. Приобщение учащихся к интеллектуально-творческой деятельности по выдвижению и реализации в научных исследованиях творческих идей.
  3. Формирование навыков исследовательской работы для получения знаний.
  4. Расширение представлений о способах получения информации.
  5. Развитие коммуникативных способностей.
  6. Участие в олимпиадах, конкурсах и научно-практических конференциях.
  7. Профессиональное самоопределение и самореализация.
  8. Максимальное раскрытие творческого потенциала учащихся.

Направления работы НОУ:

  • проектно – исследовательская деятельность учащихся;
  • экологическое воспитание школьников, пропаганда здорового образа жизни;
  • организация и проведение внеклассных мероприятий по предмету;
  • участие в конкурсах, конференциях, фестивалях различного уровня;
  • сотрудничество со СМИ, выпуск газеты “КОСМО”.

Структура НОУ “КОСМО”

Экологическая группа.

Цель работы группы: развитие умений и навыков, связанных с овладением простейшими приемами исследования окружающей среды, работы с литературой, материалами СМИ, пропаганды экологических знаний.

Основные задачи:

  • формирование экологического самосознания учащихся;
  • углубление и систематизация знаний учащихся, полученные на уроках физики и астрономии;
  • развитие индивидуальных познавательных интересов по физике и астрономии;
  • способствовать решению задач экологического воспитания учащихся, формированию бережного отношения к природе;
  • продолжение изучения источников загрязнения окружающей среды;
  • продолжение формирования навыков проектно-исследовательской деятельности.

Направления работы группы:

  • здоровый образ жизни с точки зрения физики;
  • автомобиль и его влияние на окружающую среду и здоровье человека;
  • влияние электромагнитных излучений на рост и развитие растений и на здоровье человека;
  • радиация и жизнь;
  • запуск космических кораблей и состояние атмосферы Земли. Космический мусор. Пути борьбы с ним.

Члены школьного научного общества в течение всего учебного года занимаются пропагандой здорового образа жизни, а именно:

  • выступали на общешкольном родительском собрании с результатами проектно-исследовательской деятельности по теме: “Влияние электромагнитного излучение на растения и здоровье человека” (2008 г.), “Здоровый образ жизни и физика” (2009г.);
  • ежегодно в декабре в школе проводится школьная научная конференция “Горизонты познания”;
  • результаты исследовательской работы учащихся постоянно публикуются в школьной газете “Школьная жизнь” (№ 3, 5 2008г., № 2 2009г.);
  • НОУ выпускает буклеты, памятки, которые распространяются по классам;
  • – НОУ “КОСМО” имеет свою газету “КОСМО”, где учащиеся публикуют результаты своей работы, свои выводы, комментарии, в том числе по экологическим проблемам.

Организация работы в группе.

В начале учебного года группа выбирает тему своей работы и в течение всего учебного года работает в этом направлении. В состав группы входят учащиеся 7–11-х классов. Занятия организуются в учебное и внеурочное время. Форма проведения занятий различная: лекции с элементами беседы, встречи с представителями разных профессий, выходы на пост ГИБДД, экскурсия в Звездный городок (знакомство с методами подготовки космонавтов, беседа об экологических проблемах с которыми встречаются космонавты (космический мусор, космическое излучение)). На уроках для всех учащихся проводятся проблемные экологические конференции, на групповых занятиях семинары, практические и лабораторные работы экологического содержания. Занятия организуются и планируются в соответствии с планами проведения занятий, которые составляются вместе с Советом НОУ.

План работы над теме: “Автомобиль и его влияние на окружающую среду”

№п/п Тема Вид занятия
1. Современные направления экологии. Экология и автомобильный транспорт. Здоровье человека общественное и личное достояние. Факторы здоровья. Влияние экологических факторов на здоровье населения. Лекция с элементами беседы. Компьютерная презентация.
2. Проблемная конференция: “Автомобиль не роскошь, а средство передвижения ...” Проблемная конференция
3. Роль автомобиля в загрязнении атмосферы. Пути уменьшения загрязнения воздуха дорожно-транспортными средствами. Замеры СО на постах ГИБДД. Лабораторная работа “Загрязнение воздуха” Семинар. Беседа с сотрудником ГИБДД. Лабораторная работа.
4. Природные ресурсы. Негативное влияние автомобилизации на состояние природных ресурсов. Практическая работа “Мониторинг влияния автотранспорта на состояние почвы и воды” Беседа с сотрудником Областного эколого-биологического общества. Практическая работа.
5. Использование природных ресурсов в производстве и эксплуатации автомобилей. Топливо будущего. Беседа.
6. Проблемы отходов автотранспортного комплекса. Утилизация автомобилей. Использование вторичного сырья. Семинар.
7. Индивидуальные консультации по работе над проектами. Собеседование.
8. Защита проектов. Школьная конференция

Организационный отдел.

Целью работы данного направления является повышение интереса к физике и астрономии, освещение последних научных достижений в этой области, истории физики и техники, истории развития астрономии и космонавтики.

Основные задачи: формирование общеучебных умений, навыков и знаний, таких как работа с учебной и дополнительной литературой, формирование навыков написания тезисов, рефератов, умений анализировать полученную информацию, планировать и проводить самостоятельно эксперимент, готовиться и публично защищать свою работу. Помогает совершенствовать и расширить свои знания, развивать ум, память, логику суждений, язык и дикцию.

Виды деятельности: члены этой группы организуют и участвуют в подборе материала, подготовке выступлений, составлении презентаций и демонстраций, занимаются подготовкой, организацией и проведением внеклассных мероприятий по физике и астрономии для учащихся школы, таких как физические вечера, встречи с интересными людьми, заочные экскурсии, физические викторины, дидактические игры по физике и астрономии. С результатами своей работы выступают перед классами (3–11-х классы), готовят материал для школьной газеты “Школьная жизнь”. В работе этой группы принимают участие учащиеся всех классов. Помощь ученики 7-10 классов получают у 11-и классников (бюро “Консультант”).

Для учеников 2–3-х классов учениками 7-х классов, разработаны и проведены:

  1. Беседа “Созвездия. Легенды и мифы звездного неба”.
  2. Игра “Путешествие в космос”.
  3. Игра “Для чего нужен компас?”.
  4. “Путешествие в мир веществ, тел, частиц”.
  5. Викторина “Математические задачи в сказках о звездном небе”.
  6. Видеоурок (созданный учащимися 11-го класса) “Круговорот воды в природе. Экология воды”.

Предлагаю конспект и презентацию дидактической игры для 10 класса “Путешествие в страну Кинематика” (Приложение 1, Приложение 2)

Проектный отдел.

Основные задачи группы:

  1. Формирование ОУУЗиН, таких как работа с учебной и дополнительной литературой, формирование навыков написания тезисов, рефератов, умений анализировать полученную информацию, планировать и проводить самостоятельно эксперимент, готовиться и публично защищать свою работу.
  2. Приобщение учащихся к интеллектуально-творческой деятельности по выдвижению и реализации в научных исследованиях творческих идей.
  3. Формирование навыков исследовательской работы для получения знаний.
  4. Расширение представлений о способах получения информации.

Виды деятельности: учащиеся занимаются проектно-исследовательской деятельностью, изготавливают и ремонтируют приборы, участвуют в проведении школьных конкурсов на лучший физический прибор или проект. Подготовка докладов, рефератов для выступлений на заседаниях НОУ. Взаимное рецензирование, оценка выступлений. рефератов, докладов. Участие в научно-практических конференциях, встречи с изобретателями.

Рекламный отдел

Цель работы группы: проинформировать общественность о работе НОУ, познакомить с результатами работы.

Виды деятельности: Рекламирует работу НОУ. Занимается организацией публикаций в СМИ, готовит материал для школьного радио, организует спецвыпуски школьной газеты “КОСМО”, информирует школьников о проведении внеурочных мероприятий по физике и астрономии. В конце учебного года готовят спецвыпуск школьной газеты “Школьная жизнь”, посвященный итогам работы НОУ в течение учебного года.