Сопроводительная записка.
Урок проблемная пресс-конференция является одним из серии уроков с использованием проектных технологий и элементов итнегральной технологии, разработанной В.В. Гузеевым. Урок предполагает достаточно серьёзный подготовительный этап, в ходе которого учащиеся самостоятельно подбирают материал для конференции в Интернете, знакомятся с материалами по глобализации в масс медиа, на уроках географии.
В процессе подготовки и проведения урока у учащихся укрепляются межпредметные связи с такими предметами как география и экономика, проявляется комплексный подход к решению проблемы, значительно расширяется словарный запас. Участники конференции учатся поиску и отбору информации, анализируют её.
В ходе проведения урока учащиеся приобретают навыки ведения дискуссии на английском языке, учатся отстаивать свою точку зрения, быть политкорректными. Таким образом развивается широкий спектр общеучебных и внутрипредметных умений и навыков. Необходимость и желание отстоять свою точку зрения и решить проблему снимает в ходе урока языковый барьер.
Если уровень развития устной речи учащихся затрудняет проведение конференции, они могут пользоваться опорными конспектами. Учитель может выступать в роли спикера или переводчика, что успокоит учащихся и поможет внести необходимые коррективы в ходе урока.
По мнению автора урока, дискуссии, обсуждения и решение даже небольших проблемных ситуаций - это один из наиболее эффективных методов развития устной речи в старших классах.
Тип урока – проблемный семинар-конференция.
Параметры организационной формы обучения:
- Представленность воспитания – косвенная
- Представленность развития – организованная
- Информационный режим – интроактивный
- Дидактическая единица – укрупненная.
Цели урока:
- На примере Великобритании сформировать у учащихся понятие о глобализации экономики и сформировать знания об экономико –географических особенностях страны, пополнение словарного запаса английской географической лексикой.( обучающая)
- Развивать умения учащихся представлять результаты информационного поиска, выявлять и осознавать проблему, искать пути ее решения и делать выводы, отстаивать свою точку зрения, развитие коммуникативных навыков, активизация английской лексики в монологической и диалогической речи .( развивающая)
- Воспитание самостоятельности, ответственности за свою точку зрения, уважение мнения других людей, стремление к сотрудничеству, воспитание политкорректности.
- Формирование мировоззрения: плюсы и минусы глобализации, отношение к идеологии антиглобализма.
Техническое оснащение и информационное обеспечение урока:
- Компьютер
- Медиапроектор
- Интернет-ресурсы
- Справочная и научно-популярная литература.
План проведения урока:
1. Организационный момент: учитель приветствует гостей и участников конференции, поясняет порядок проведения конференции, представляет участников мероприятия и темы их выступлений.
2. Подготовка к активной УПД: мотивация информационной части урока, постановка задач (В- вспомнить, У-узнать, Н-научиться).
3. Информационная часть конференции: учащиеся выступают с подготовленными сообщениями о природных особенностях, ЭГП, традициях, истории и хозяйстве Великобритании, глобализации мировой экономики.
4. На основе обмена информацией происходит постановка и осмысление проблемы (предположительно - Несмотря на то, что Великобритания является активным членом ЕЭС , существуют определенные проблемы, которые препятствуют интеграционным процессам .) Выдвижение гипотезы.
5. Подготовка мозгового штурма с помощью технологии “5-минутное письмо учащимся предлагается утверждение:
“Великобритания не нуждается в интеграции с ЕЭС потому, что …”. В течении 1 минуты они обдумывают свое высказывание, 3 минуты пишут, 1 минуту редактируют, затем озвучивают написанное. Далее предлагается аналогичное задание, но по утверждению: “Великобритания нуждается в интеграции с ЕЭС потому, что…”.
6. Дискуссия в режиме мозгового штурма.
Учащие занимают места за двумя столами 1-й – глобалисты, 2-й – антиглобалисты. В зависимости от изменения позиции в ходе дискуссии участники могут переходить за другой стол. После обсуждения представители команд приводят основные доводы, записываются на доске спикером “ За интеграцию, против интеграции”. По итогам дискуссии на доске четко вырисовывается результат обсуждения: все аргументы за и против.
7. Производится отбор наиболее аргументированных вариантов решений проблемы с возможной последующей критикой.
8. Отбор решений наиболее устойчивых к критике.
9. Продумывание и обсуждение способов реализации решений.( сохранение культурных традиций на фоне интеграции и тп.)
10. Подведение итогов конференции:
- Подтверждение или опровержение гипотезы
- Рефлексия учащихся
- Характеристика учителем деятельности учащихся, оценивание.
Список литературы.
- “Английский язык нового тысячелетия 10” О.Л., О.Л. Гроза, О.Б. Дворецкая и др. М. Титул 2007.
- “Анализ урока” Конаржевский Ю.А. М. Педагогический поиск 2003.
- “Интегральная технология обучения” В.В. Гузеев http://gouzeev.nm.ru
- Интернет: “Википедия”, google earth и др.
- “Экономическая и социальная география мира 10” В.П. Максаковский М. Просвешение 2004.
- Учебный диск “Уроки географии Кирилла и Мефодия 10 класс” ООО Кирилл и Мефодий М. 2006.