Задачи урока: показать учащимся возможность и зимой определять разные виды деревьев и кустарников по силуэтам, коре, почкам, плодам; воспитывать культуру поведения в природе, бережное отношение к ней; использовать раздаточный материал плодов деревьев для развития познавательного интереса учащихся к изучению предмета.
Оборудование: учебники, хрестоматии, карточки со словами: "крона, плоды, кора, почки", лупы, лоточки с раздаточным материалом: веточки сосны и ели, их шишки, веточки сирени и вишни; ширма, карточка с вопросительным знаком.
Ход урока
Организационный момент.
У. - Дети, улыбнулись гостям. Улыбнулись мне. Улыбнулись друг другу. Начинаем работать.
Какое сейчас время года?
Д. - Зима.
У.- Какое сегодня число?
Д.- 20 января.
У. - Какой день недели?
Д. - Среда.
У. - Какая сегодня погода за окном?
Д. - За окном сегодня холодно, морозно. Ветер обжигает лицо. Светит солнышко.
Сообщение темы и целей урока.
У. - А сейчас будьте внимательны. Отгадайте, кто это?
(В класс входит третьеклассник).
Д. - Это Ваня.
У. - Как вы узнали его?
Д. - По лицу.
У. - Угадайте, кто скрывается под этой маской?
Д. - Это Аня.
У. - Как вы узнали ее?
Д. - По одежде, по волосам, по росту, по фигуре.
У. - А это кто?
Голос из-за ширмы:
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
Д. - Это Артем.
У. - Как удалось вам угадать это?
Д. - По голосу.
У. - Узнаете ли вы этого человека?
(В класс входит старшеклассник). Он читает стих:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;:
Д. - Мы его не знаем.
У. - В этом случае вам не помогло ни лицо, ни фигура, ни голос. Какой мы сделаем вывод?
Д. - Вывод: мы узнаем того, кого хорошо знаем, кто часто с нами рядом.
У. - А хорошо ли мы знаем деревья, которые всегда вокруг нас, рядом снами - на улице, в саду, в лесу? Тема нашего урока: "Учимся различать деревья и кустарники зимой".
(Открывается запись на доске.) Дети читают.
На следующем уроке у нас экскурсия в зимний сад. Мы должны будем узнать, какие там растут деревья и кустарники. А чтобы это легко было бы сделать, сегодня научимся различать их по определенным признакам.
Работа с новым материалом.
1. Игра "Назови дерево или кустарник".
Дети выходят и становятся в круг.
У. - По очереди называем кустарники и деревья. Кто не называет новый вид или повторяется, тот садится за парту.
2. Работа по учебнику.
У. - Открываем учебники.
Чародейкою Зимою
Околдован лес стоит.
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
Ф. Тютчев.
Прочтите названия деревьев. Растут ли такие деревья в нашем крае?
Д. - Да.
У. - Посмотрите. Зима навела строгий порядок в лесу. Не балует она природу ни красками, ни цветами. Все у нее прибрано, подметено, сверкает белизной. Раздала деревьям шубы, стоят они в одинаковых нарядах, попробуй, отгадай, где какое дерево. Вот сейчас мы попробуем это сделать.
(На доске карточка с вопросительным знаком).
3. Отгадайте загадку:
Платье потеряла,
Пуговки остались.
Д. - Рябина.
У. - Про какие такие пуговицы говорится в этой загадке?
Д. - Это красные ягоды.
Ученик. -
Красненькую ягодку
Мне дала рябина.
Думал я, что сладкую,
А она как хина.
То ли эта ягодка
Просто не дозрела,
То ль рябина хитрая
Подшутить хотела.
У. - В этих ягодах не только красота, но и большая польза, хотя они и с горьким привкусом. Но знающие люди едят их, когда ударит мороз. Горечь отбивается, а все полезные свойства остаются. Попробуем на вкус?
Найдите рябину в зимнем саду. Что помогло нам ее узнать?
Д. - Плоды.
(На доске открывается карточка со словом "плоды").
плоды
У. - Отгадайте следующую загадку:
Разбежались на опушке
В белых платьицах подружки.
Д. - Березы.
У. - Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом
Словно серебром. (С. Есенин).
Что за белые платьица у наших подружек?
Д. - Ствол у березы белый с черными штрихами.
У. - Да, березу мы всегда определим по коре.
(На доске открывается карточка со словом "кора").
плоды кора
У. - Посмотрите еще раз на это дерево. Обратите внимание на ее крону. Крона дерева - это верхняя разветвленная часть. Опишите крону березы.
Д. - У березы стройный ствол и крупные боковые ветки, отходящие под прямым углом. Молодые веточки тонкие, свисающие вниз.
У. - Так по какому еще признаку можно узнать это дерево?
Д. - По кроне.
(На доске открывается карточка со словом "крона").
плоды кора крона
У. - Про это дерево говорят "могучий", "развесистый", "величавый". Что это за дерево?
Д. - Это дуб.
Ученица. - А я нарисовала это дерево.
Дуб дождя и ветра
Вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу
Страшно простудиться?
Ведь до поздней осени
Он стоит зеленый.
Значит, дуб выносливый,
Значит закаленный:
Д. - Кора у дуба вся в глубоких морщинах. А на ветвях листочки висят. Ветви у дуба корявые.
У. - Хотите узнать, почему они корявые? За ответом обратимся к хрестоматии. Стр. 43.
Дети читают текст.
У. - Так почему же у дуба ветви корявые?
Д. - Дерево светолюбивое, поэтому за сезон ветвям приходится несколько раз менять положение.
У. - Приходилось ли вам когда-нибудь наблюдать, как растения тянутся к свету?
Д. - Бабушка в ящиках выращивает рассаду помидор. Эти ящики она ставит на подоконники. Маленькие растения тянутся к свету и сильно наклоняются к окну, а бабушке приходится каждый раз поворачивать ящики другой стороной.
У. - Что же помогло нам определить дуб?
Д. - Его крона, кора.
4. Физкультминутка.
У. - Встали, потянулись. Высоко-высоко. Кто выше всех? Молодцы.
Как вы думаете, какое дерево мы с вами сейчас изобразили? Найдите его в нашем зимнем лесу.
Д. - Это тополь. Его ветви тянутся к небу, как будто до облаков достать хотят.
У. - Отгадайте загадку:
Ну и платье,
Сплошь иголки.
Его носят вечно: (елки).
(На доску крепится иллюстрация ели).
Какое еще дерево с иголками?
Д. - Это сосна.
У. - Какие это деревья?
Д. - Хвойные.
5. Работа в парах.
У. - Сравните кроны этих деревьев, хвою и шишки. Какая пара уже готова?
Д. - У ели крона как треугольник, а у сосны - в виде шара, круглая. У сосны иголочки-хвоинки гораздо длиннее и мягче, сидят парами, а у ели они короткие, колючие и прикреплены поодиночке. У сосны шишки небольшие, с одного конца заостренные. А у ели - длинные, ровные, большие.
6. Работа по учебнику.
У. - Рассмотрите плоды деревьев. Плоды каких деревьев вам знакомы?
Д. - Плоды липы - орешки, размером с горошину. Подвешены к широкому крылышку, с помощью которого они отлетают от материнского растения. Плод березы напоминает бабочку. Из крылаток клена и желудей мы на уроках технологии делали поделки.
У. - А теперь посмотрите на правую часть страницы. Что поможет отличить один кустарник от другого?
Д. - Почки.
(На доске открывается карточка со словом "почки").
плоды кора крона почки
У. - Чем отличается почка калины от ольхи?
Д. - Почки калины плотно прижаты к стеблю словно приросли к нему. Верхушки закруглены, и они похожи на капельки воды.
Необычны почки ольхи. Каждая сидит на отдельной ножке, как на подставке. У рябины они круглые и опушенные.
У. Сейчас мы тоже поработаем в лабораторной. Возьмите лупы и рассмотрите почки сирени и вишни.
Д. - Почки сирени крупные и расположены попарно, а почки вишни мелкие и сидят по одной на веточке.
У. - Какая веточка пахнет?
Д. - Веточка сирени.
У. - В зимние вечера хорошо попить чаю, который заварен веточками смородины и вишни. Ох, и ароматен же этот чай! Духовитого чая можно отведать на перемене в фитобаре.
IV. Итог урока.
У. - Ребята, мы научились сегодня различать деревья и кустарники зимой? Когда мы подойдем к дереву, на что обратим свое внимание?
Д. - На его крону, рассмотрим кору, семена и почки.
Домашнее задание.
Дома вам сделать поделку из шишек. А для самых любознательных ребят - вопросы рябинки и дубового листика.
Вопрос рябинки: почему рябина получила такое название?
(Ответ: В древние времена рябину сажали напротив окон дома от сглаза. Название происходит от самой ягоды - рябины. Глядя на рябину, у плохого человека рябило в глазах).
Вопрос дубового листика: почему все же дуб не сбрасывает на зиму листву?
(Ответ: Разгадка кроется в родословной дуба. Многие его родственники, обитающие в субтропиках, остаются зелеными и зимой. Наш дуб унаследовал от них эту способность, но климат не позволяет нашему дубу зимой "зеленеть", листья гибнут от холода и теряют зеленый цвет.)