За период реализации предыдущих образовательных программ произошли существенные изменения в обществе, государстве, которые в совокупности являются факторами влияния на все социальные системы и на образование в частности:
Значительно возросли и содержательно изменились социальные вызовы к образованию, в основе которых лежат критерии качества, сохранения здоровья школьников, индивидуализации образовательных программ и способов их реализации. Как следствие – необходимость ясных критериев качества и правил получения образовательных услуг.
На смену знаниевой образовательной парадигме приходит компетентностный подход, акцентирующий внимание на понимании образовательных результатов как способности действовать в проблемных ситуациях. Компетенция как бы задает элемент долженствования, а компетентность – состоявшееся личностное качество (характеристика) ученика. Как следствие – данный подход инициирует изменение в организации содержания образования, в педагогических и управленческих технологиях, в способах оценки эффективности процесса образования (оценке качества образования).
Изменилась демографическая ситуация в регионе, что привело к значительному сокращению количества детей школьного возраста. Как следствие – рост конкуренции среди школ региона за учащихся и объективный рост требований к качеству предлагаемых услуг, которые могут быть оценены на основании понятных индикаторов.
Произошли изменения в предпочтениях и ценностях семей, составляющих основу родительской общественности школы, вырос их образовательный уровень, интенсивно приобретаются признаки среднего класса. Возросла самоидентификация семей обучающихся со статусом субъектов образовательных процессов, их стремление влиять на организацию и содержание образования. Как следствие – рост требовательности семей к качеству образовательных услуг и необходимость найти формы интеграции семьи в образовательное пространство школы, в систему соуправления качеством образования.
Изменился рынок труда города Москвы, система профессионального образования столичного региона. Работодатели предъявляют новые требования к знаниям, квалификации, личности работника, ключевым профессиональным и личностным компетенциям будущего работника. В школе необходимо начинать работу по подготовке к выбору профессии, образовательной траектории, карьеры, социальному и жизненному самоопределению через создание комплексной системы профессиональной ориентации. Необходимо организовать для учащихся опыт профессиональных проб через систему профессиональной подготовки.
Изменилось внешкольное информационное пространство. Возросло количество семей, получивших доступ к Интернету. Информационные возможности педагогов отстают от информационной культуры учащихся: имеются риски снижения образовательной привлекательности школы по сравнению с «нешкольной» образовательной средой.
Исходя из этих общих положений, проектирование нового вида образовательного учреждения осуществляется при активном участии всех субъектов образовательного процесса и заказчиков. Проект – реакция на своеобразную равнодействующую нескольких факторов: общественного и государственного заказа (выраженных в основополагающих документах: концепции модернизации российского образования, нормативно-правовых актах, образовательных стандартах, включая проекты стандартов нового поколения, а также комплексных целевых программ развития столичного образования и стартовавшего нового проекта «Строим Школу Будущего»), социального заказа учащихся и их родителей; интересов и возможностей педагогического коллектива. Для определения социального заказа на образовательные услуги были изучены:
- образовательные интересы и потребности учащихся и родителей;
- демографические тенденции в районе и перспективный план застройки района;
- социальный состав семей, готовность родителей к взаимодействию;
- состояние взаимоотношений между участниками педагогического процесса;
- жизненно-ценностные ориентиры учащихся;
- профессионально-педагогические потребности учителей.
- предлагаемый учреждениями района спектр образовательных и культурно-досуговых услуг.
Социологические опросы педагогов, учащихся и родителей показали, что участники образовательного процесса едины в следующих требованиях к образовательному процессу и его результатам:
- получить качественное образование, дающее возможность продолжить обучение в Вузе ;
- создать условия для обеспечения успешности учащихся в профессиональном и личностном плане;
- обеспечить хорошую функциональную компетентность в области ИКТ;
- обеспечить безопасную и комфортную психолого-педагогическую среду для всех участников образовательного процесса;
- сохранить традиции углубленного изучения английского языка при усилении его практической направленности ;
- расширить спектр дополнительного образования;
- сохранить здоровье детей и педагогов.
В настоящее время при существующей в столице
типологии образовательных учреждений, именно
статус ГОУ Центр образования обеспечивает
полнокровное, многоаспектное функционирование и
развитие учреждения для наиболее полного
удовлетворения данных образовательных запросов
субъектов образования.
В своем послании Федеральному Собранию
Российской Федерации 12 ноября 2009 года Д.Медведев
отметил: «Особое внимание надо уделять
старшеклассникам. Программы их обучения будут
прямо связаны с выбором специальности».
Поэтому при проектировании Центра
образования в соответствии с нормативной
базой общеобразовательного учреждения
исходим из следующих регулятивных идей:
- Непрерывность дошкольного, начального общего, основного и среднего полного общего образования, профессиональной подготовки (в том числе и с точки зрения сохранение контингента).
- Преемственность между различными образовательными и возрастными ступенями обучения.
- Необходимость учитывать изменение характера связей и отношений между учебными дисциплинами, а именно акцентировать внимание на способности использовать полученные знания для получения профессии.
- Осуществление профессиональной подготовки и комплексной программы дополнительного образования.
- Создание системы профессиональной ориентации учащихся, психологического сопровождения выбора профессии.
- Доступность уровней и видов образования в соответствии с индивидуальными запросами и возможностями.
- Постоянное совершенствование спектра и качества образовательных услуг на основе маркетингового анализа образовательных потребностей и мониторинга реализации образовательной программы.
Социокультурная динамика инициирует необходимость быстрого реагирования образовательных институтов на вызовы времени, и не всегда это можно сделать в рамках существующего качественного состояния, существующего статуса.
Ключевая идея данного проекта предполагает создание условий для достижения нового образовательного результата:
Формирование коммуникативных компетентностей учащихся через создание образовательной среды непрерывного образования в рамках модели «Центр образования».