Образовательная среда непрерывного образования в рамках модели "Центр образования" – формирование коммуникативных компетентностей учащихся

Разделы: Администрирование школы


За период реализации предыдущих образовательных программ произошли существенные изменения в обществе, государстве, которые в совокупности являются факторами влияния на все социальные системы и на образование в частности:

  • Значительно возросли и содержательно изменились социальные вызовы к образованию, в основе которых лежат критерии качества, сохранения здоровья школьников, индивидуализации образовательных программ и способов их реализации.  Как следствие – необходимость ясных критериев качества и правил получения образовательных услуг.

  • На смену знаниевой образовательной  парадигме приходит компетентностный подход, акцентирующий внимание на понимании образовательных результатов как способности действовать в проблемных ситуациях. Компетенция как бы задает элемент долженствования, а компетентность – состоявшееся личностное качество (характеристика) ученика. Как следствие – данный подход инициирует изменение в организации содержания образования, в педагогических и управленческих технологиях, в способах оценки эффективности процесса образования (оценке качества образования).

  • Изменилась демографическая ситуация в регионе, что привело к значительному сокращению количества детей школьного возраста.  Как следствие  – рост конкуренции среди школ региона за учащихся и объективный рост требований к качеству предлагаемых услуг, которые могут быть оценены на основании понятных индикаторов.

  • Произошли изменения в предпочтениях и ценностях семей, составляющих основу родительской общественности школы, вырос их образовательный уровень, интенсивно приобретаются признаки среднего класса.  Возросла самоидентификация семей обучающихся со статусом субъектов образовательных процессов, их стремление влиять на организацию и содержание образования.  Как следствие – рост требовательности семей к качеству образовательных услуг и необходимость найти формы интеграции семьи в образовательное пространство школы, в систему соуправления качеством образования.

  • Изменился рынок труда города Москвы, система профессионального образования столичного региона. Работодатели предъявляют новые требования к знаниям, квалификации, личности работника, ключевым профессиональным и личностным компетенциям будущего работника. В школе необходимо начинать работу по подготовке к выбору профессии, образовательной траектории, карьеры, социальному и жизненному самоопределению через создание комплексной системы профессиональной ориентации. Необходимо организовать для учащихся опыт профессиональных проб через систему профессиональной подготовки.

  • Изменилось внешкольное информационное пространство. Возросло количество семей, получивших доступ к Интернету. Информационные возможности педагогов отстают от информационной культуры учащихся: имеются риски снижения образовательной привлекательности школы по сравнению с «нешкольной» образовательной средой.

Исходя  из этих общих положений, проектирование  нового вида образовательного учреждения  осуществляется при активном участии всех субъектов образовательного процесса и заказчиков.  Проект  – реакция на своеобразную равнодействующую  нескольких факторов: общественного и государственного заказа (выраженных в основополагающих документах: концепции модернизации российского образования, нормативно-правовых актах, образовательных стандартах, включая  проекты стандартов нового поколения, а также комплексных целевых программ развития столичного образования и стартовавшего  нового проекта «Строим Школу Будущего»), социального заказа  учащихся и их родителей; интересов и возможностей педагогического коллектива.   Для определения социального заказа   на образовательные услуги были изучены:

  • образовательные интересы и потребности учащихся и родителей;
  • демографические тенденции в районе и перспективный план застройки района;
  • социальный  состав семей, готовность родителей к взаимодействию;
  • состояние взаимоотношений между участниками педагогического процесса;
  • жизненно-ценностные ориентиры учащихся;
  • профессионально-педагогические потребности учителей.
  • предлагаемый учреждениями района спектр образовательных и культурно-досуговых услуг.

Социологические опросы педагогов, учащихся и родителей показали, что участники образовательного процесса едины в следующих требованиях к образовательному процессу и его результатам:

  • получить качественное образование, дающее возможность продолжить обучение в Вузе            ;
  • создать условия для обеспечения успешности учащихся в профессиональном и личностном плане;
  • обеспечить хорошую функциональную компетентность в области ИКТ;
  • обеспечить безопасную и комфортную психолого-педагогическую среду для всех участников образовательного процесса;
  • сохранить  традиции углубленного изучения английского языка при усилении его практической направленности ;
  • расширить спектр  дополнительного образования;
  • сохранить здоровье  детей и педагогов.

В настоящее время при существующей в столице типологии образовательных учреждений, именно статус ГОУ Центр образования обеспечивает полнокровное, многоаспектное функционирование и развитие учреждения для наиболее полного удовлетворения данных образовательных запросов субъектов образования.
В своем послании Федеральному Собранию Российской Федерации 12 ноября 2009 года Д.Медведев отметил: «Особое внимание надо уделять старшеклассникам. Программы их обучения будут прямо связаны с выбором специальности».
Поэтому при проектировании Центра образования  в соответствии с нормативной базой  общеобразовательного учреждения исходим из следующих регулятивных идей:

  1. Непрерывность дошкольного, начального общего, основного и среднего полного общего образования, профессиональной подготовки (в том числе и с точки зрения сохранение контингента).
  2. Преемственность между различными образовательными и возрастными ступенями обучения.
  3. Необходимость учитывать изменение характера связей и отношений между учебными дисциплинами, а именно акцентировать внимание на способности использовать полученные знания для получения профессии.
  4. Осуществление профессиональной подготовки и комплексной программы дополнительного образования.
  5. Создание системы профессиональной ориентации учащихся, психологического сопровождения выбора профессии.
  6. Доступность уровней и видов образования в соответствии с индивидуальными запросами и возможностями.
  7. Постоянное совершенствование спектра и качества образовательных услуг на основе маркетингового анализа образовательных потребностей и мониторинга реализации образовательной программы.

Социокультурная динамика инициирует необходимость быстрого реагирования образовательных институтов  на вызовы времени,  и не всегда это можно сделать в рамках существующего качественного состояния, существующего статуса.

Ключевая идея данного проекта предполагает создание условий для достижения нового образовательного результата:

Формирование коммуникативных компетентностей учащихся  через создание образовательной среды непрерывного образования в рамках модели «Центр образования».