Урок литературного чтения "Творчество А.Пушкина"

Разделы: Начальная школа


Цели: помочь детям вспомнить и закрепить знание биографии и творчества А.С. Пушкина,  знание русского языка, географии, литературы, воспитывая тем самым у учащихся любовь к творчеству поэта.

Оборудование. Портрет А.С. Пушкина; карточки с текстами из произведений; рисунки к сказкам А.С. Пушкина; карта России; географические атласы; стихи на классной доске:

Все в нем Россия обрела –
Свой древний гений человечий,
Живую прелесть русской речи,
Что с детских лет нам так мила, –
Все в нем Россия обрела.
Мороз и солнце...
Строчка – ода.
Как ярко белый свет горит!
Доныне русская природа
Его стихами говорит.

(Н. Доризо)

– Я рада приветствовать всех присутствующих на уроке, тема которого – «Творчество А. Пушкина». Все вопросы будут так или иначе связаны с биографией и творчеством поэта.
Класс делится на команды по 4-5 чел. У каждой команды есть Контрольная карта, в которую дети записывают ответы.
На каждой станции эксперт оказывает помощь в случае затруднения.
Задания со *, ** –  необязательные.  Их выполнять необязательно, но если ты их выполнишь, то узнаешь много интересного, что не знают некоторые твои одноклассники.

Станция 1. Литературная

Прочитайте вопросы. Выберите ответы.  Ответы запишите в контрольной карте.

1. Чьим сыном был Елисей?

а) царя;
б
) короля;
в
) князя

2. Чем нищая черница угостила царевну?

а) пирожком;
б
) хлебом;
в
) яблочком.

3. Что подменили гонцу?

а) грамоту;
б
) приказ;
в
) письмо.

4. Куда после свадьбы уехал царь Салтан?

а) к соседнему государю;
б
) на охоту;
в
) на войну.

5. От какой птицы спас Гвидон царевну Лебедь?

а) от ястреба;
б
) от орла;
в
) от коршуна.

6.На берегу чего жили старик со старухой?

а) реки;
б
) озера;
в
) моря.

7. Сколько раз забрасывал старик невод?

а) один раз;
б
) два раза;
в
) три раза.

8. Каким было второе желание старухи?

а) изба;         
б
) каменные палаты;
в
) царский дворец

* Какие сказки А.Пушкина упоминаются в вопросах?

2 станция. Лексическая

Самостоятельно или с помощью толкового словаря  или энциклопедии объясните, что обозначают слова:

ветхая землянка
чупрун
простофиля
пуще
кликать
корысть
откуп
лукоморье
тужит

3 станция. Словесности

Прочитайте строки, записанные на вашей карточке, и скажите, из какого они произведения. Расставьте запятые, дайте характеристику предложения, сделайте его разбор.

Бедненький бес
Под кобылу подлез
Понатужился
Понапружился
Приподнял кобылу два шага шагнул
На третьем упал ножки протянул.

* Из какой сказки эти строчки?
** Найди и запиши предложение из любой сказки А. Пушкина  к получившейся схеме.

4 станция. Географическая

Предлагаются отрывки из стихотворений А.С. Пушкина, в которых упомянуты географические названия. Нужно найти эти места и показать их на карте.

Он едет к берегам иным,
Он прибыл из Тамани в Крым.
Он зрит поэту край священный. («Евгений Онегин»)

О скоро, скоро смолкнет брань
Средь рабского народа,
Ты молоток возьмешь во длань
И воззовешь: «Свобода!»
Хвалю тебя, о верный брат!
О каменщик почтенный!
О Кишинев! О темный град!
Ликуй, им просвещенный! («Генералу Пущину»)

Но поздно... Тихо спит Одесса,
И бездыханна, и тепла
Немая ночь. Луна взошла,
Прозрачно-легкая завеса
Объемлет небо. Все молчит.
Лишь море Черное шумит...
Итак, я жил тогда в Одессе. («Евгений Онегин»)

Не пой, красавица, при мне
Ты песен Грузии печальной:
Напоминают мне оне
Другую жизнь и берег дальний. («Не пой, красавица при мне...»)

В изгнанье, в горести, в разлуке,
Москва! Как я любил тебя,
Святая Родина моя. («Евгений Онегин»)

* Найди и запиши строчки из стихов А.Пушкина, в которых упоминается Москва.

Итог урока

– Сегодня мы вспомнили  чудесные литературные сказки, написанные великим русским поэтом Александром Сергеевичем Пушкиным. Кто правильно назовет сказки Пушкина?
– Сказки А.С. Пушкина не похожи одна на другую. В «Сказке о попе и о работнике его Балде» Пушкин передает народную грубоватую насмешку над сытыми бездельниками. Так же с усмешкой он говорит о жадной, зазнавшейся старухе в «Сказке о рыбаке и рыбке». Другие же сказки сродни народным песням. Они звучат, как музыка. Именно эти сказки вдохновили композитора Римского-Корсакова на создание таких дивных опер, как «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о Золотом петушке».
– Вот и заканчивается наш разговор о сказках А.С. Пушкина. Но еще долгие годы вы будете вновь и вновь перечитывать их. Простота и доступность сказки делают ее привлекательной для всех.

При подготовке урока использовался материал газеты «Начальная школа»

Приложение