Цели: помочь детям вспомнить и закрепить знание биографии и творчества А.С. Пушкина, знание русского языка, географии, литературы, воспитывая тем самым у учащихся любовь к творчеству поэта.
Оборудование. Портрет А.С. Пушкина; карточки с текстами из произведений; рисунки к сказкам А.С. Пушкина; карта России; географические атласы; стихи на классной доске:
Все в нем Россия обрела –
Свой древний гений человечий,
Живую прелесть русской речи,
Что с детских лет нам так мила, –
Все в нем Россия обрела.
Мороз и солнце...
Строчка – ода.
Как ярко белый свет горит!
Доныне русская природа
Его стихами говорит.(Н. Доризо)
– Я рада приветствовать всех присутствующих на
уроке, тема которого – «Творчество А. Пушкина».
Все вопросы будут так или иначе связаны с
биографией и творчеством поэта.
Класс делится на команды по 4-5 чел. У каждой
команды есть Контрольная карта, в которую дети
записывают ответы.
На каждой станции эксперт оказывает помощь в
случае затруднения.
Задания со *, ** – необязательные. Их
выполнять необязательно, но если ты их выполнишь,
то узнаешь много интересного, что не знают
некоторые твои одноклассники.
Станция 1. Литературная
Прочитайте вопросы. Выберите ответы. Ответы запишите в контрольной карте.
1. Чьим сыном был Елисей?
а) царя;
б) короля;
в) князя
2. Чем нищая черница угостила царевну?
а) пирожком;
б) хлебом;
в) яблочком.
3. Что подменили гонцу?
а) грамоту;
б) приказ;
в) письмо.
4. Куда после свадьбы уехал царь Салтан?
а) к соседнему государю;
б) на охоту;
в) на войну.
5. От какой птицы спас Гвидон царевну Лебедь?
а) от ястреба;
б) от орла;
в) от коршуна.
6.На берегу чего жили старик со старухой?
а) реки;
б) озера;
в) моря.
7. Сколько раз забрасывал старик невод?
а) один раз;
б) два раза;
в) три раза.
8. Каким было второе желание старухи?
а) изба;
б) каменные палаты;
в) царский дворец
* Какие сказки А.Пушкина упоминаются в вопросах?
2 станция. Лексическая
Самостоятельно или с помощью толкового словаря или энциклопедии объясните, что обозначают слова:
ветхая землянка
чупрун
простофиля
пуще
кликать
корысть
откуп
лукоморье
тужит
3 станция. Словесности
Прочитайте строки, записанные на вашей карточке, и скажите, из какого они произведения. Расставьте запятые, дайте характеристику предложения, сделайте его разбор.
Бедненький бес
Под кобылу подлез
Понатужился
Понапружился
Приподнял кобылу два шага шагнул
На третьем упал ножки протянул.
* Из какой сказки эти строчки?
** Найди и запиши предложение из любой сказки А.
Пушкина к получившейся схеме.
4 станция. Географическая
Предлагаются отрывки из стихотворений А.С. Пушкина, в которых упомянуты географические названия. Нужно найти эти места и показать их на карте.
Он едет к берегам иным,
Он прибыл из Тамани в Крым.
Он зрит поэту край священный. («Евгений Онегин»)
О скоро, скоро смолкнет брань
Средь рабского народа,
Ты молоток возьмешь во длань
И воззовешь: «Свобода!»
Хвалю тебя, о верный брат!
О каменщик почтенный!
О Кишинев! О темный град!
Ликуй, им просвещенный! («Генералу Пущину»)
Но поздно... Тихо спит Одесса,
И бездыханна, и тепла
Немая ночь. Луна взошла,
Прозрачно-легкая завеса
Объемлет небо. Все молчит.
Лишь море Черное шумит...
Итак, я жил тогда в Одессе. («Евгений Онегин»)
Не пой, красавица, при мне
Ты песен Грузии печальной:
Напоминают мне оне
Другую жизнь и берег дальний. («Не пой,
красавица при мне...»)
В изгнанье, в горести, в разлуке,
Москва! Как я любил тебя,
Святая Родина моя. («Евгений Онегин»)
* Найди и запиши строчки из стихов А.Пушкина, в которых упоминается Москва.
Итог урока
– Сегодня мы вспомнили чудесные
литературные сказки, написанные великим русским
поэтом Александром Сергеевичем Пушкиным. Кто
правильно назовет сказки Пушкина?
– Сказки А.С. Пушкина не похожи одна на другую.
В «Сказке о попе и о работнике его Балде» Пушкин
передает народную грубоватую насмешку над
сытыми бездельниками. Так же с усмешкой он
говорит о жадной, зазнавшейся старухе в «Сказке о
рыбаке и рыбке». Другие же сказки сродни народным
песням. Они звучат, как музыка. Именно эти сказки
вдохновили композитора Римского-Корсакова на
создание таких дивных опер, как «Сказка о царе
Салтане» и «Сказка о Золотом петушке».
– Вот и заканчивается наш разговор о сказках
А.С. Пушкина. Но еще долгие годы вы будете вновь
и вновь перечитывать их. Простота и доступность
сказки делают ее привлекательной для всех.
При подготовке урока использовался материал газеты «Начальная школа»