Цели:
- познакомить участников занятия с понятием «эмоциональная грамотность»;
- научить понимать свои чувства и эмоции, а также чувства и эмоции другого человека;
- показать взаимосвязь чувств и поведения человека;
- тренировать учеников в определении чувств и эмоций людей, способов реагирования на них.
Оборудование:
1. Фотографии эмоциональных состояний людей;
2. Карточки с сюжетами для работы в парах;
3. Цветные шарики разных цветов, для определения
настроения.
Количество участников: 10-14 человек.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Приветствие
«Привет, я думаю, ты любишь…»
2. Разминка
«Я психологом родился…» Модификация известной детской игры «Я садовником родился…». Детям присваиваются определенные привлекательные качества ( можно по договоренности написать их на листках, чтобы не забыли остальные), и водящий из числа детей произносит зачин: « Я психологом родился, не на шутку рассердился, все черты мне надоели, кроме…» А дальше: доброта, верность, уважение, щедрость и т.д. Дети придумывают свое качество вами.
3. Основная часть
Введение понятия
– Как вы думаете, физическое и психологическое
здоровье связаны между собой? Как?
– Сегодня мы познакомимся с понятием
«эмоциональная грамотность»
– Как вы думаете, Что это такое? (Умение
понимать свои чувства и чувства другого
человека)
Эмоциональная грамотность – одна из
предпосылок психологического здоровья
– А зачем нам это нужно делать? (Непонимание
чувств другого человека может привести к
конфликту).
– А какие чувства может испытывать человек:
- Когда читает книгу (Интерес)
- Когда наблюдает за восходом солнца? (Восхищение)
- Когда задумывается о будущем? (Страх, грусть)
- Когда идет на экзамен? (Волнение)
– Да, эмоции нам нужны и мы должны правильно их различать, чтобы не наделать ошибок.
Разбор ситуации
«Оставшись как-то одна дома, Маша решила помыть
посуду и нечаянно разбила любимую чашку. Очень ей
стало стыдно, расстроилась Маша, забилась в
уголок между диваном и шкафом. Пришла мама,
увидела разбитую чашку, стала искать Машу,
раскричалась: «Ни стыда у тебя, Маша, ни совести!
Мало того, что чашку разбила, так еще и прячешься
от меня, уходишь от ответа!» Расплакалась тут
Маша. А мам еще больше рассердилась: «Ах, так ты
еще и плачешь, себя жалеешь?!»
– В чем ошиблась мама? А Маша? А почему они не
поняли друг друга?
– Как нужно было поступить им обоим?
Тренировка поведения
– Сейчас я попрошу вас побыть в роли психологов и разобраться в ситуациях.
(Работа в парах)
Разбор ситуаций в кругу.
– А у вас были в жизни такие ситуации? Как вы из
них выходили?
– А как можно узнать о эмоциональном состоянии
человека? (По мимике)
– Сейчас мы попробуем отгадать те чувства,
которые написаны у вас на карточках.
Работа с фотографиями
Как вы думаете, какие чувства и эмоции переданы
на фотографиях? – 7 мин.
– Какие эмоции было показывать легче
положительные или отрицательные?
Игра «Карусель»
– Перед вами человек, который чем-то расстроен
и никак не может успокоиться. Успокойте его.
– Перед вами человек , которого вы видели
последний раз в детском саду, причем сразу не
узнали его.
– На школьном дворе вы видите дерущихся ребят из
вашего класса. Увидев вас, один из них убежал, а
другой остался. Заговорите с ним, постарайтесь
узнать причину конфликта.
– Перед вами друг, с которым вы поссорились, но
который стремиться с вами помириться. Поговорите
с ним.
– Поделитесь с вашим другом каким-нибудь
радостным событием.
Упражнение «Мусорное ведро»
– Для чего я поставила эту корзину?
– Зачем нужно избавляться от мусора?
– А если представить себе жизнь без мусорного
ведра, что произойдет?
– Так же и с чувствами. У каждого из нас могут
накапливаться чувства, ставшие ненужными,
бесполезными. А некоторые сами любят копить
чувства. Например, обиды и страхи.
– Сейчас на листочках напишите любое из старых
ненужных чувств и выбросите в корзину. А
листочках напишем «Я боюсь…», « Я обижаюсь …».
Сверните их в комочки и выбросите.
– Напоследок – упражнение «Скульптура»
Дети разбиваются на 2 команды. Один из них скульптура, другие – скульпторы. Дети лепят фигуры
– ребенка, который ничего не боится;
– ребенка, который всем доволен.
Вы разбиваетесь на две команды. Каждая команда
получает задание : вылепить определенную
скульптуру. Вы выбираете, кто будет скульптурой,
а кто будет лепить, и приступаете к работе. Когда
все будет готово, вы покажете, что получилось.
Вторая команда должна будет угадать, что
заказали первой и наоборот.
После упражнения – рефлексия.
Обратная связь
– Спасибо, ребята за занятие. Мы сегодня с вами хорошо потрудились, думаю, вы немного познакомились с «эмоциональной грамотностью» и сможете использовать ее в своей жизни.
Самооценка эмоционального состояния
– А напоследок, я хотела, чтобы вы взяли на
память о нашем занятии воздушный шарик. Но не
любой, а того цвета, который соответствует вашему
эмоциональному состоянию. Вашему настроению.
– А теперь поделитесь вашим настроением с другим
человеком.