Цели:
- обобщать знания детей о различных единицах измерения величин: длины, площади, массы, времени;
- совершенствовать умения детей производить преобразования крупных единиц измерения в мелкие и наоборот; применять эти знания и умения при решении задач;
- обеспечивать на уроке развитие личности каждого ребенка;
- совершенствовать у детей приемы анализа, синтеза, сравнения, обобщения;
- воспитывать у учащихся интерес к математике и любовь к родному городу, интерес к его истории и современной жизни.
Оборудование: таблицы-опоры, схемы, презентация “Башни Кремля”.
Ход урока
I. Организация учащихся на работу.
II. Сообщение темы и цели урока.
Разминка
- Над какой большой темой мы сейчас работаем? (“Величины”)
Задание.
а) Разбейте единицы величин на группы: 1 ц, 1 мм, 1 век, 1 км, 1 м2, 1 с, 1 г, 1 см2
- Сколько групп получилось?
- По какому признаку разбивали единицы измерения на группы?
Запись названия величин
Длина Площадь Масса Время
1мм 1м2 1ц 1 век
1км 1см2 1г 1с
- Дополните каждую группу другими единицами измерения величин
1см 1дм2 1т 1 неделя
1дм 1км2 1кг 1 месяц
1м 1мм2 1 сутки
1 час
1 год
1 мин
б) Проверка выполненной работы
I гр. – 5 ед.
II гр. – 5 ед.
III гр. – 4 ед.
IV гр. – 8 ед.
в) Слово учителя.
Урок наш сегодня посвящается величинам.
Мы в процессе работы будем совершенствовать наши умения соотносить различные единицы измерения длины, площади, массы, времени, переводить их из крупных в мелкие и наоборот; использовать наши знания и умения при решении задач.
Поможет нам организовать работу заочная экскурсия в прошлое и настоящее нашего города.
А девиз у нас такой: “Все, что надо, под рукой!”.
III. Работа по обобщению знаний.
- Какой год сейчас идет?
- В этом году Москве исполнится 863 года.
- Давайте узнаем год рождения Москвы.
Запись на доске и в тетрадях:
2010 – 863 = 1147
Показываю карточку с датой
- К какому веку относится эта дата? (К 12 в.)
Доказать!
1 век = 100 лет
1147 : 100 = 11 полных веков и 47 лет из 12 в.
- Почему эта дата является годом рождения города Москвы?
Сообщение ученика.
Первое летописное упоминание о Москве относится к 1147 году. В этом году князь Юрий Долгорукий пригласил на пир своего союзника – князя Святослава Ольговича. Этот год и принято считать датой основания Москвы князем Юрием Долгоруким.
а) Устный счет.
- С какого места начиналась Москва (с Кремля).
- Московский Кремль является величайшей гордостью русской национальной культуры.
1. Длина первых каменных стен Кремля достигала 1 км 900 м (на карточке)
- Переведите число в более мелкие единицы измерения..
1 км 900 м = 1900 м = 19000 дм = 190000 см = 1900000 мм
2. В Кремлевской стене 1045 зубцов (мерлонов). Наибольшая их высота – 250 см.
- Переведите в более крупные единицы измерения
250 см = 25 дм = 2 м 50 см = 2 м 5 дм
Наибольшая толщина зубцов 7 дм.
- Переведите в более мелкие единицы измерения
7 дм = 70 см = 700 мм
3. Задача с презентацией (Приложение 1).
Тайницкая башня выше Кутафьей, но ниже Спасской. Спасская башня ниже Троицкой.
Какая башня самая высокая? Низкая?
- Выбери чертеж, который соответствует условию задачи.
4. – Почему я из 20 башен выбрала эти? Чем они примечательны?
Сообщения учеников с презентацией (Приложение 1).
Тайницкая башня – первая по времени постройки. Под ней был тайный подземный ход к Москва-реке. Отсюда и пошло ее название.
Кутафья башня – самая инзкая. Сооружена была перед мостом через р. Неглинную. Мост соединяет Курафью башню с Троицкой.
Троицкая башня – самая высокая.
Спасская башня (бывшая Фроловская) – главная башня Кремля. На ней установлены Кремлевские куранты.
Блиц-турнир
5. Задача.
Высота Троицкой башни 80м. Это на 11м выше Спасской башни. Узнай высоту Спасской башни.
80 – 11 = 69 (м)
6. Задача.
Высота Тайницкой башни равна половине высоты Троицкой. Какова высота Тайницкой башни?
80 : 2 = 40 (м)
7. Задача.
Кутафья башня ниже Спасской на 55м. Какова высота Курафьей башни?
69 – 55 = 14 (м)
б) Решение задач.
1. Задача с презентацией (Приложение 1)
- В Кремле постоянно живут 2 царя. Кто они? (Царь-колокол и Царь-пушка)
Масса Царь-пушки на 160 т меньше массы Царь-колокола. Узнай массу Царь-колокола, если он в 5 раз тяжелее Царь-пушки.
1) 160 : 4 = 40 (т) – масса Царь-пушки
2) 40 * 5 = 200 (т) или 40 + 160 = 200 (т) – масса Царь-колокола
Ответ: масса Царь-колокола 200 т.
в) Самостоятельная работа. Решение задач различной степени трудности.
Тексты задач на карточках.
Низкий уровень. В Кремлевском дворце одна из самых больших сцен в мире. Ее длина 42 м, ширина 18 м. Вычисли площадь сцены.
а =
b =
S = ab
Средний уровень. В Кремлевском дворце одна из самых больших сцен в мире. Ее длина 42 м, а ширина на 24 м меньше. Вычисли площадь сцены. Используй формулу: S = ab.
Высокий уровень. В Кремлевском дворце одна из самых больших сцен в мире. Ее длина 42 м, это на 24 м больше ширины. Вычисли площадь и периметр сцены.
г) Решение примеров у доски с текстовым сопровождением.
1. До XVI в. Москвичи ставили дома “как кому годно и сручно”.
И только в XVI в. Была предпринята попытка планировки улиц.
Определена была их ширина:
для улиц – 25 м,
для переулков – 6 м 40 см.
На сколько улицы были шире переулков?
25 м – 6 м 40 см = 18 м 60 см.
2. Территория Красной площади составляет 75000 м2, а Биржевой (ранее Куйбышевской) 2500 м2. Во сколько раз Красная площадь больше Биржевой?
75000 м2 : 2500 м2 = 30 (раз)
На сколько м2 Биржевая площадь меньше Красной?
75000 м2 - 2500 м2 = 72500 м2
3. Варшавское шоссе – 14 км, ул. Веницианова – 48 м. На сколько м длиннее Варшавское шоссе?
14 км – 48 м = 13 км 952 м
4. Царь-колокол был отлит в 1735 г. Царь-пушка – в 1586 г.
Кто из царей старше и на сколько?
1735 – 1586 = 149 (лет) – старше Царь-пушка.
IV. Итог урока. Рефлексия.
Допишите названия единиц измерения.
- Высота Кремлевской стены достигает 19… (м)
- Высота цифр на Кремлевских курантах 72…(см)
- Масса одной из Кремлевских звезд 1… (т)
- Для окантовки каждой звезды потребовалось золота более 5… (кг)
- Высота колокольни Ивана Великого 81… (м)
- Площадь Зимнего сада в Большом Кремлевском Дворце 320… (м2)
Обобщение.
- Как вы думаете, для чего мы учим величины?
Я думаю, что после сегодняшнего урока Вам еще ближе стал родной город, вы захотели узнать новые факты из его прошлого и настоящего.