Урок математики в 4-м классе. Тема "Величины. Решение задач"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • обобщать знания детей о различных единицах измерения величин: длины, площади, массы, времени;
  • совершенствовать умения детей производить преобразования крупных единиц измерения в мелкие и наоборот; применять эти знания и умения при решении задач;
  • обеспечивать на уроке развитие личности каждого ребенка;
  • совершенствовать у детей приемы анализа, синтеза, сравнения, обобщения;
  • воспитывать у учащихся интерес к математике и любовь к родному городу, интерес к его истории и современной жизни.

Оборудование: таблицы-опоры, схемы, презентация “Башни Кремля”.

Ход урока

I. Организация учащихся на работу.

II. Сообщение темы и цели урока.

Разминка

- Над какой большой темой мы сейчас работаем? (“Величины”)

Задание.

а) Разбейте единицы величин на группы: 1 ц, 1 мм, 1 век, 1 км, 1 м2, 1 с, 1 г, 1 см2

- Сколько групп получилось?

- По какому признаку разбивали единицы измерения на группы?

Запись названия величин

Длина Площадь Масса Время

1мм     1м2          1ц          1 век

1км      1см2       1г            1с

- Дополните каждую группу другими единицами измерения величин

1см      1дм2       1т         1 неделя

1дм       1км2      1кг        1 месяц

1м         1мм2                   1 сутки

                                         1 час

                                         1 год

                                         1 мин

б) Проверка выполненной работы

I гр. – 5 ед.

II гр. – 5 ед.

III гр. – 4 ед.

IV гр. – 8 ед.

в) Слово учителя.

Урок наш сегодня посвящается величинам.

Мы в процессе работы будем совершенствовать наши умения соотносить различные единицы измерения длины, площади, массы, времени, переводить их из крупных в мелкие и наоборот; использовать наши знания и умения при решении задач.

Поможет нам организовать работу заочная экскурсия в прошлое и настоящее нашего города.

А девиз у нас такой: “Все, что надо, под рукой!”.

III. Работа по обобщению знаний.

- Какой год сейчас идет?

- В этом году Москве исполнится 863 года.

- Давайте узнаем год рождения Москвы.

Запись на доске и в тетрадях:

2010 – 863 = 1147

Показываю карточку с датой

- К какому веку относится эта дата? (К 12 в.)

Доказать!

1 век = 100 лет

1147 : 100 = 11 полных веков и 47 лет из 12 в.

- Почему эта дата является годом рождения города Москвы?

Сообщение ученика.

Первое летописное упоминание о Москве относится к 1147 году. В этом году князь Юрий Долгорукий пригласил на пир своего союзника – князя Святослава Ольговича. Этот год и принято считать датой основания Москвы князем Юрием Долгоруким.

а) Устный счет.

- С какого места начиналась Москва (с Кремля).

- Московский Кремль является величайшей гордостью русской национальной культуры.

1. Длина первых каменных стен Кремля достигала 1 км 900 м (на карточке)

- Переведите число в более мелкие единицы измерения..

1 км 900 м = 1900 м = 19000 дм = 190000 см = 1900000 мм

2. В Кремлевской стене 1045 зубцов (мерлонов). Наибольшая их высота – 250 см.

- Переведите в более крупные единицы измерения

250 см = 25 дм = 2 м 50 см = 2 м 5 дм

Наибольшая толщина зубцов 7 дм.

- Переведите в более мелкие единицы измерения

7 дм = 70 см = 700 мм

3. Задача с презентацией (Приложение 1).

Тайницкая башня выше Кутафьей, но ниже Спасской. Спасская башня ниже Троицкой.

Какая башня самая высокая? Низкая?

- Выбери чертеж, который соответствует условию задачи.

4. – Почему я из 20 башен выбрала эти? Чем они примечательны?

Сообщения учеников с презентацией (Приложение 1).

Тайницкая башня – первая по времени постройки. Под ней был тайный подземный ход к Москва-реке. Отсюда и пошло ее название.

Кутафья башня – самая инзкая. Сооружена была перед мостом через р. Неглинную. Мост соединяет Курафью башню с Троицкой.

Троицкая башня – самая высокая.

Спасская башня (бывшая Фроловская) – главная башня Кремля. На ней установлены Кремлевские куранты.

Блиц-турнир

5. Задача.

Высота Троицкой башни 80м. Это на 11м выше Спасской башни. Узнай высоту Спасской башни.

80 – 11 = 69 (м)

6. Задача.

Высота Тайницкой башни равна половине высоты Троицкой. Какова высота Тайницкой башни?

80 : 2 = 40 (м)

7. Задача.

Кутафья башня ниже Спасской на 55м. Какова высота Курафьей башни?

69 – 55 = 14 (м)

б) Решение задач.

1. Задача с презентацией (Приложение 1)

- В Кремле постоянно живут 2 царя. Кто они? (Царь-колокол и Царь-пушка)

Масса Царь-пушки на 160 т меньше массы Царь-колокола. Узнай массу Царь-колокола, если он в 5 раз тяжелее Царь-пушки.

1) 160 : 4 = 40 (т) – масса Царь-пушки

2) 40 * 5 = 200 (т) или 40 + 160 = 200 (т) – масса Царь-колокола

Ответ: масса Царь-колокола 200 т.

в) Самостоятельная работа. Решение задач различной степени трудности.

Тексты задач на карточках.

Низкий уровень. В Кремлевском дворце одна из самых больших сцен в мире. Ее длина 42 м, ширина 18 м. Вычисли площадь сцены.

а =

b =

S = ab

Средний уровень. В Кремлевском дворце одна из самых больших сцен в мире. Ее длина 42 м, а ширина на 24 м меньше. Вычисли площадь сцены. Используй формулу: S = ab.

Высокий уровень. В Кремлевском дворце одна из самых больших сцен в мире. Ее длина 42 м, это на 24 м больше ширины. Вычисли площадь и периметр сцены.

г) Решение примеров у доски с текстовым сопровождением.

1. До XVI в. Москвичи ставили дома “как кому годно и сручно”.

И только в XVI в. Была предпринята попытка планировки улиц.

Определена была их ширина:

для улиц – 25 м,

для переулков – 6 м 40 см.

На сколько улицы были шире переулков?

25 м – 6 м 40 см = 18 м 60 см.

2. Территория Красной площади составляет 75000 м2, а Биржевой (ранее Куйбышевской) 2500 м2. Во сколько раз Красная площадь больше Биржевой?

75000 м2 : 2500 м2 = 30 (раз)

На сколько м2 Биржевая площадь меньше Красной?

75000 м2 - 2500 м2 = 72500 м2

3. Варшавское шоссе – 14 км, ул. Веницианова – 48 м. На сколько м длиннее Варшавское шоссе?

14 км – 48 м = 13 км 952 м

4. Царь-колокол был отлит в 1735 г. Царь-пушка – в 1586 г.

Кто из царей старше и на сколько?

1735 – 1586 = 149 (лет) – старше Царь-пушка.

IV. Итог урока. Рефлексия.

Допишите названия единиц измерения.

  1. Высота Кремлевской стены достигает 19… (м)
  2. Высота цифр на Кремлевских курантах 72…(см)
  3. Масса одной из Кремлевских звезд 1… (т)
  4. Для окантовки каждой звезды потребовалось золота более 5… (кг)
  5. Высота колокольни Ивана Великого 81… (м)
  6. Площадь Зимнего сада в Большом Кремлевском Дворце 320… (м2)

Обобщение.

- Как вы думаете, для чего мы учим величины?

Я думаю, что после сегодняшнего урока Вам еще ближе стал родной город, вы захотели узнать новые факты из его прошлого и настоящего.