"Извержение вулкана". Проектная работа по природоведению в 4-м классе

Разделы: Начальная школа


Цели: Сформировать у учащихся представление о вулкане, его извержении и последствиях; расширить кругозор учащихся; развивать познавательные интересы, умение работать по карте, наблюдать, работать в группах, делать выводы.

Оборудование: компьютер, карта России, слайды с изображением изучаемых объектов, пластиковая миска, газетная бумага, клей, ножницы, опилки, краска, ткань; лак вещества для реакции (сода, уксус, дихромат калия)

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Постановка проблемы.

Над Россией солнце светит,
И дожди шумят над ней.
В целом свете, в целом свете,
Нет страны родней.

- Ребята, почему же для нас нет страны роднее, чем Россия?

- Сегодня я приглашаю вас в путешествие по нашей великой стране. Но путешествовать нам придётся не один урок и сегодня мы отправимся на полуостров Камчатка.

3. Изучение нового материала.

- Найдите на ваших картах полуостров Камчатка.

- Где он находится? (На востоке страны)

- Что можно сказать о поверхности полуострова?

- Обратите внимание на вулкан Ключевская Сопка.

- Какую он имеет высоту? (4750 метров)

- А кто знает, что такое вулкан?

4. Презентация.

Слайд 1. Древние римляне считали, что бог огня Вулкан живет глубоко под землей. Когда он гневается, то на поверхности Земли образуются трещины, из которых вырываются пламя, дым и расплавленная огненная масса, а пространство вокруг покрывается пеплом и камнями.

Современная наука находит этому природному явлению другое объяснение, но само название “вулкан” сохранилось.

Слайд 2. Вулкан представляет собой гору с очень глубоким отверстием на ее вершине, напоминающим по форме воронку. Эту воронку называют кратером. Через отверстие из недр Земли на ее поверхность изливается расплавленная масса горных пород - лава.

Её температура около 1100 градусов (при такой температуре плавится даже сталь). При извержении вулкана на поверхность вырывается ещё пепел и дым или как ещё называют вулканические газы.

Слайд 3.У вулкана есть отверстие- жерло, из которого могут вырываться раскалённые газы, расплавленные камни и пепел. Иногда они вытекают из вулкана, а иногда взлетают в небо словно вынесенным взрывом. Такой взрыв называется извержением.

Лава, осколки горных пород, вулканический пепел образуют вокруг отверстия конус. Поэтому в результате извержения на суше могут образовываться горы, а в океане - острова.

Слайд 4. Известны три типа вулканов, название которых говорят сами за себя, - действующий, спящий и потухший.

Вулкан проявляет активность, когда огромные плиты земной коры сталкиваются или, наоборот, раздвигаются - именно тогда расплавленная масса горных пород устремляется через отверстие в земной коре на поверхность.

Слайд 5. Вулканический пепел разлетается на несколько километров и образует слой который может покрыть поверхность земли от 2 метров до нескольких тысяч километров.

Слайд 6. Извержение вулкана обычно начинается внезапно, люди не всегда успевают спастись. Поток лавы, осколки горных пород всё сметают на своём пути и уносят тысячи человеческих жизней.

Слайд 7. Другой тип извержения — медленный, когда раскаленная лава стекает по склонам вулкана, выжигая все на своем пути, но у населения есть время покинуть опасный район. Таков вулкан Этна, время от времени извергающийся уже в течение 2500 лет.

Слайд 8. Извержение вулкана - может привести к огромным разрушениям. Так, римский город Помпей был полностью разрушен и погребён под слоем лавы и пепла во время извержения вулкана Везувий, которое произошло в 79 г. до н.э

Слайд 9. Руины города Помпе, погибшего в 79 году при извержении вулкана Везувий. Город прекрасно сохранился благодаря толстому слою вулканического пепла.

Слайд 10. В нашей стране, на полуострове Камчатка, тоже есть вулканы. Вулканы Камчатки- это Всемирное природное наследие России. Вулкан Ключевская Сопка, высота которого составляет 4759 м, извергается каждые 6-7 лет, извержение продолжается по несколько месяцев. А всего на полуострове 28 вулканов.

Слайд 11. Настоящее время учеными разработано много методов прогнозирования извержений, в том числе и выявление “горячих точек” с помощью спутников.

5. Практическая работа.

- А хотите увидеть, как извергается вулкан?

- Для этого нам придётся сделать макет вулкана, провести опыты, понаблюдать за извержение вулкана и его последствиями.

Вот что у нас получилось.

Слайд 12. Для изготовления макета нам потребуется: пластиковая миска, газетная бумага, клей, ножницы, опилки, краска, ткань; лак.

Слайд 13. Мы взяли пластиковую миску и вокруг неё сделали конус для вулкана и надёжно его приклеили к основанию.

Слайд 14. Оклеили вулкан несколькими слоями газетной бумагой и дали просохнуть. Затем смазали основание клеем, посыпали его опилками и покрасили краской.

Слайд 15. Когда краска высохла, покрыли вулкан лаком и снова просушили изделие.

Слайд 16. Когда макет вулкана был готов, мы приготовили вещества необходимые для реакции.

Слайд 17. Все приготовленные вещества положили в вулкан и стали наблюдать

6. Практическое выполнение работы.

Опыт 1. Для проведения этого опыта нам потребовалось: пищевая сода, столовый уксус, красная краска. В вулкан мы засыпали соду и влили уксус, что привело к реакции.

Опыт 2. Для проведения второго опыта нам потребовалось: Дихромат калия, огонь. В вулкан мы насыпали дихромат калия и стали нагревать, через несколько минут он стал извергаться.

7. Итог урока.

- Мы с вами проделали большую работу, давайте подведём итог нашего урока.

- Что же такое вулкан?

- Из чего состоит вулкан?

- Какие вулканы бывают?

- Что происходит при извержении вулкана? Чем это опасно?

- Спасибо за урок.

Презентация