Читательская конференция по повести Б.Васильева "Завтра была война"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: Воспитание доброты, читательского вкуса на примере литературных героев.

Учитель: Дорогие друзья!

В течение года на классных часах мы много читали рассказов, обсуждали, рассуждали, говорили о гуманности, доброте, о внимании, о сопереживании чужому горю, о взаимопомощи, т.е. учились понимать прочитанное, оценивать поступки литературных героев, старались на их примерах изжить собственные недостатки. А на сегодняшний разговор пригласили и наших родителей, чтобы поговорить о прочитанном, поделиться своими впечатлениями о книге Бориса Васильева “А завтра была война”.

Эта повесть о предвоенном времени, нелегком периоде из жизни нашего народа. Писатель вовсе не зовет нас туда, в быт и жизнь ушедших поколений. Он хочет взять оттуда то, что всем нам поможет крепче стоять на ногах в наше непростое время.

- О чем же мечтали, чем увлекались ваши сверстники 40-х годов? Каковы были их отношения с родителями и учителями. Чему у них можно поучиться?

Вначале познакомимся с ребятами 9 Б класса. Сохранилась фотография 7 Б, а вот еще сфотографироваться им не пришлось…

Ученик: (повествование ведется от имени героев произведения).

Наша компания небольшая: три девочки и трое ребят. Я, Пашка Остапчук и Валька Александров собирались всегда у Зиночки Коваленко, т.к. у нее была отдельная комната. Родители ее с утра и до вечера пропадали на работе, и мы чувствовали себя вольно. Зиночка очень любила Искру Полякову, а дружила с Леночкой Боковой.

Мы с Пашкой усиленно занимались спортом, а Валька Александров был признанным изобретателем. Пашка влюбился в Леночку, а я вздыхал по Зиночке. Валька увлекался собственными идеями, Искра только собственной деятельностью. Мы ходили в кино, читали вслух книги, делали вместе уроки и – болтали о фильмах, о добре и зле, о войне в Западной Европе и просто так – ни о чем.

Ученик: (Валька Александров).

У нас в классе был отличник, тихоня Вовик Храмов. Он прочитал уйму книг и умел решать самые заковыристые задачи. Друзей у него не было. И он прислонялся к нам, мы его любили, он нам никогда не мешал. А вот Сашку Стаместина мы не жаловали. Он был из отпетой компании, часто дрался с нами, ругался. У меня начинал ныть выбитый им зуб, когда я видел его на горизонте.

Но Искра вздумала его перевоспитывать, и мы вынуждены были терпеть его присутствие.

Ученица: (Искра).

Сашу Стаместина склоняли на всех педсоветах, хотели выгнать из школы. Его мама рыдала, просила за сына, а он после ухода ее из школы снова получал плохие оценки, замечания. И тогда я решила его перевоспитать. Саша был влюблен в авиацию. Он конструировал самолеты. Они у него не взлетали, у него не хватало знаний. И я ему доказала, что без науки у него ничего не получится. И Сашка, криво усмехаясь, пошел в школу. Затем я уговорила его идти во Дворец пионеров. Но дружки от него не отставали.

Ученик: (Артем).

Летом я устроился разнорабочим, копал канавы, обмазывал трубы, помогал слесарям, бегал за “Беломором”, но сам никогда не курил. Надо мной смеялись, что я чахоточный, но я был тверд в решении не курить. Я занимался спортом. На уроках я мучился оттого, что плохо говорил, у меня не хватало слов, и устные ответы приносили мне страдания. А тут еще сказали, что она не сводит с меня глаз. Я знал, что это Зиночка. В пятом классе учитель принес микроскоп, а все бросались портфелями, и я нечаянно угодил в микроскоп. Вошел учитель. Он спросил: “Кто?” И Зиночка крикнула: “Я, честное-пречестное не нарочно!”. С тех пор я ее полюбил, но это хранил в тайне.

Ученица:

Я, Вика Любирецкая. Мама моя давно умерла. Папа очень любил меня, в школу подвозил на машине, покупал заграничные шубки, платья.

Я была одинока, подружек у меня не было. Я много читала, гордилась своим отцом. И вот когда нашу семью настигла беда – арестовали папу, я не смогла справиться с горем. Ведь я была уверена, что папа не преступник и ни в чем не виноват. И я ушла из жизни. Вы, может быть, считаете меня трусихой. Нет. Я просто не могу стать предателем, отказаться от папы. Ведь он честный человек. Если мы перестанем верить своим отцам, то наступит катастрофа, мы перестанем быть людьми.

Ребята, простите меня. Спасибо, что не забыли папу. А что вы скажите о моем поступке - уходе из этой жизни?

Учитель:

- А теперь познакомься с учителями этих ребят.

Учительница Валентина Андроновна – преподавала литературу, она временно замещала директора. Ей хотелось властвовать над 9Б, она боролась со школьным руководством. Есенина не любила, считала его кулацким поэтом, писала доносы, не понимала своих воспитанников. И соответственно – они ее тоже не понимали.

Николай Григорьевич (один из родителей):

Я директор школы, люблю громко хохотать. Считаю, что жить надо не распоряжениями, а идеями. Я сразу же приказал повесить в школе зеркало. И у девочек появились бантики, цепочки. Я не люблю наушничать. Меня любят в школе, но и побаиваются. Озорство я прощал, не прощал хулиганства.

Учитель:

Однажды Валентина Андроновна прочитала записочки, что написала Зиночка и пошла в кабинет директора. (Сценка)

Валентина Андроновна:

- Вот. Полюбуйтесь! (Подала записочки директору)

Николай Григорьевич: (пробежав глазами).

- Вот дуреха! Для чего милая девочка писала.

Валентина Андроновна:

- А мне не до смеха. Это все ваши зеркала. Они развращают девочек.

Николай Григорьевич:

- Да будет вам. Девочки становятся взрослыми. Они играют в любовь. Ну и пусть играют. Это же естественно, разумно. (Он взял и скомкал записки)

Валентина Андроновна:

- Что вы делаете? Я категорически протестую…Это документ. Я знаю, кто это писал. Написала Коваленко, она забыла хрестоматию.

Николай Григорьевич:

- Мне это неинтересно. И вам тоже должно быть. И запомните: не было никаких записок. Самое страшное – подозрение. Оно калечит людей, делает из них пдлецов и шкурников.

Валентина Андроновна:

- Я буду жаловаться на Вас. Я считаю ваши методы воспитания порочными.

Николай Григорьевич:

- Идите и пишите. Скорее, пока пыл не прошел…

Учитель: (организует беседу, в которой участвуют и ученики, и родители).

- Итак, мы вспомнили героев повести. “Первостепенная задача писателя – противостоять злу, утверждая добро”, - так писал В. Астафьев. Как же решает этот вопрос Борис Васильев в своей повести?

- Расскажите об учениках 7Б-9Б. Что в них привлекательного? Отрицательного?

- Каковы отношения детей и родителей? Чему у них можно поучиться?

- Хотели ли выучиться у Валентины Андроновны, Николая Григорьевича?

Почему?

- Как же закончилась повесть?

- Какие страницы стали для вас поучительными, запоминающими?

- Торжествует ли добро над злом? Назовите добрых, чутких, великодушных героев повести.

Заключительное слово учителя:

Героиня этой повести Зиночка говорит: “Искусство должно будить чувство”. Отец Вики добавляет: “Искусство должно идти к мысли через чувства”. Оно должно тревожить человека заставлять болеть чужими горестями, любить и ненавидеть. А растревоженный человек пытлив и любознателен. И очень хочется, чтобы вы, ребята, читали больше, интересовались поэзией, чтобы, читая, вы становились великодушнее, добрее. И помогут вам в этом книги А. Алексина “ Третий в пятом ряду”, “ Безумная Евдокия”, Ю.Тендрякова “Ночь после выпуска”, Ю. Яковлева “Гонение на рыжих” и многие другие.