Решение показательных и логарифмических уравнений. Урок алгебры в 11-м классе

Разделы: Математика


Цели урока:

Образовательная:

- обобщить и систематизировать знания учащихся по данной теме, подготовиться к контрольной работе;

- продолжить формирование осмысленного применения материала при решении упражнений;

- научить анализировать имеющуюся информацию и применять ее в практической работе.

Развивающая:

- развивать познавательный интерес учащихся к математике;

- развивать мышление, предметную речь и умение анализировать.

Воспитательная:

- формировать такие качества личности как ответственность, справедливость, самооценка.

Оборудование:

- компьютер, проектор, презентация;

- карточки с упражнениями;

- оценочные листы.

Ход урока

I. Организационный момент.

Цели:

- подготовка учащихся к работе на уроке.

- определение отсутствующих;

- настрой учащихся на работу, организация внимания;

- сообщение темы и задач урока.

II. Фронтальный опрос (устно)

Цель – систематизация и актуализация знаний учащихся по теме “Показательная функция”, развитие самооценки учащихся и коррекция их знаний по данной теме.

Учащийся у доски отвечает свойства показательной функции по таблице с графиками (Слайд 2). Презентация

После ответа учащегося показать (Слайд 3) со свойствами функции.

Устно с классом (Слайд 4 и 5):

1) Какие функции являются показательными:

Ответы: а), г), ж), з).

2) Какие функции являются возрастающими:

Ответы:

возрастающие – а), в), г), д);

убывающие – б), е), ж), з).

3) Есть ли среди значений функции у = 3х а) наибольшее; б) наименьшее?

Ответ: нет.

4) Найдите среди всех значений функции наибольшее (наименьшее):

Ответы: а) наименьшее 1, наибольшего – нет; б) наименьшее - 1/2, наибольшее – 2.

5) Найдите область определения функции.

Ответ: а) R, б) х > 0, в) х 2, г) х ± 1, д) R.

III. Обобщение материала и решение показательных уравнений

Цель - формировать осмысленное применение материала при решении упражнений, учить умению анализировать имеющуюся информацию и практически использовать ее в работе.

1. Вызвать к доске учащихся и рассказать о показательных уравнениях и методах их решений.

2. После ответа показать Слайд 6 с перечислением основных методов решений показательных уравнений.

Таблица: Основные методы решения показательных уравнений

1. Приведение показательных уравнений к виду af(x) = ag(x) и вида af(x) = 1

2. Вынесение общего множителя за скобки.

3. Приведение показательного уравнения к квадратному.

4. Графическое решение показательных уравнений.

5. Логарифмирование обеих частей уравнения.

6. Демонстрируем Слайд 7 с таблицей показательных уравнений. Пять показательных уравнений.

1) 3 · 4х + 6х – 2 · 3 = 0

Ответ: 1

Ученики на столах имеют карточки с этими уравнениями. Вызванный учащийся объясняет метод решения каждого уравнения, и по выбору учеников решаем 1, 2 уравнения на доске.

Уравнения, которые не успеваем решить в классе – решают дома.

Оценки, объявленные при ответе, помощники выставляют в “оценочные листы”.

III. Обобщение материала по теме “Логарифмическая функция и решение логарифмических уравнений”.

Цель - систематизация и актуализация знаний учащихся по теме “Логарифмическая функция”, развитие самооценки учащихся и коррекция их знаний по данной теме, формирование осмысленного применения материала при решении упражнений, умения анализировать имеющуюся информацию и практически использовать ее в работе.

1. Фронтальный опрос (устно).

a) учащийся у доски по таблице графиков (Слайд 8) объясняет свойства логарифмической функции. После ответа ученика демонстрируем (Слайд 9) со свойствами логарифмической функции.

b) устно с классом (Слайд 7).

2. Фронтальный опрос (слайды 10, 11).

3. Вызвать учащегося к доске рассказать о логарифмических уравнениях и методах их решений.

После ответа учащегося демонстрируем (Слайд 12).

Таблица: Основные методы решений логарифмических уравнений

  1. На основании определения логарифма.
  2. Метод потенцирования.
  3. Приведение к квадратному.
  4. Приведение логарифмов к одному и тому же основанию.
  5. Логарифмирование обеих его частей.
  6. Графическое решение.

4. Демонстрируем (Слайд 13) с логарифмическими уравнениями.

На партах у учащихся карточки с предложенными уравнениями. Вызванный ученик объясняет методы решений этих уравнений и по выбору учащихся решает 1, 2 уравнения. А остальные – дома.

Объявленные оценки, помощники выставляют в “оценочные листы”.

IV. Математическое лото (самостоятельная работа). (Слайд 14)

На доске заранее заготовлен шаблон для слов, которые появятся в результате выполнения задания.

Все уравнения, предложенные учащимся, под номерами. На четырех ПК даны списки всех предложенных уравнений, а на двух ПК – ответы по номерам уравнений. Рядом с верным ответом, соответствующая данному номеру уравнения – буква. Помощники раздают карточки c уравнениями всем учащимся. В течение 5-7 минут ученики самостоятельно решают полученные уравнения. Первые два ученика, выполнившие свое задание, сверяют ответы по ПК и выводят полученные буквы на экран. Затем они являются помощниками учителя в проведении игры. Они проверяют ответы учащихся, выполнивших задание, и называют им букву (если ответ верен). На экране появляются задуманные слова: “СДАДИМ ЭКЗАМЕНЫ НА 5”.

V. Итог урока.

Учитель подводит итог урока и характеризует работу учеников. Объявляет оценки.

VI. Домашнее задание. (Слайд 15)

1. Колмогоров А.Н., стр. 274, № 5 (2, 3),  № 14. Алгебра и начала анализа 10-11”: учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений / А.Н. Колмогоров, А.М. Абрамов Ю.П. Дудницын и др. Москва: Просвещение, 2002 г.

2. Уравнения, нерешенные на уроке. Приложение 1