Проведение уроков иностранного языка с применением элементов информационных технологий

Разделы: Иностранные языки


План статьи:

  • Цель использования информационных технологий и их роль в жизни общества.
  • Использование обучающих программ и формы работы с ними.
  • Интернет-технологии.
  • Способы использования Интернет в обучении иностранным языкам.
  • Список литературы.

1. Цель использования информационных технологий и их роль в жизни общества.

В последние годы постоянно поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, помощь процессу обучения. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком для активного общения и использования его на практике.

Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность и творчество. Задача учителя – активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам. Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, использование новых информационных технологий, Интернет-ресурсов помогают в обучении иностранным языкам с учетом способностей детей, их уровня обученности, склонностей.[2]

Разнообразие технических средств обучения, красочность, увлекательность компьютерных программ вызывают огромный интерес. Знакомство с некоторыми обучающими программами побуждает многих изменить отношение к преподаванию иностранного языка в школе.[1]

За последние десять лет произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности. В настоящее время информатизация является важнейшим механизмом реформирования образовательной системы, направленным на повышение качества, доступности и эффективности образования. Информационная культура становится определяющим фактором развития общества. Информационные технологии (ИКТ) в образовании способствуют раскрытию, сохранению и развитию индивидуальных способностей обучаемых, активизации познавательной деятельности, формированию информационной культуры. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить современную школу.

Компьютерные технологии позволяют:

    • накопить и сделать легко доступными преподавателям методические материалы,
    • обеспечить высокую наглядность учебного материала,
    • осуществлять коллективную работу учащихся.

2. Использование обучающих программ и формы работы с ними.

Компьютерные программы имеют свои преимущества, как вспомогательные средства обучения иностранному языку. Они позволяют осуществлять индивидуальный подход к учащимся. Особое внимание детям, отстающим в учебе. Мультимедийные технологии позволяют учителю корректировать учебные планы исходя из интересов и возможностей отдельных детей. Формы работы с обучающими программами иностранного могут быть разнообразными. Например, изучение лексики.[3]

При обучении лексике:

  • формирование рецептивных грамматических навыков чтения и аудирования;
  • формирование продуктивных лексических навыков преимущественно письменной речи;
  • контроль уровня сформированности лексических навыков на основе тестовых и игровых компьютерных программ с использованием визуальной наглядности;
  • расширение пассивного и потенциального словарей обучаемых;
  • оказание справочно-информационной поддержки (автоматические словари, программы подбора синонимов и антонимов).

Многие компьютерные программы позволяют работать с микрофоном. Такие программы можно использовать при изучении иностранного языка не только в старшей, но и в средней и младшей школе в виде фонетической зарядки различных типов сложности, разучивая пословицы, поговорки, рифмовки.

При обучении аудированию осуществляется:

  • формирование фонетических навыков аудирования;
  • контроль правильности понимания прослушанного текста.

При обучении грамматике:

  • формирование рецептивных грамматических навыков чтения и аудирования;
  • формирование продуктивных грамматических навыков преимущественно письменной речи;

При обучении чтению:

  • формирование навыков установления звукобуквенных соответствий;
  • обучение технике чтения вслух;
  • обучение различным видам анализа текста;
  • формирование умения самостоятельного преодоления языковых трудностей;
  • совершенствование навыков техники чтения за счет применения таких приемов, как варьирование поля восприятия и темпа предъявления, изменение расположения текста и т.д.

При обучении говорению:

  • формирование фонетических навыков говорения;
  • организация общения в парах и небольших группах с использованием ролевых игр на базе симулятивно - моделирующих программ.

При обучении переводу:

  • формирование лексических и грамматических навыков перевода;
  • контроль правильности перевода;
  • овладение умением редактирования текстов переводов с использованием текстовых редакторов и систем машинного перевода и т.д.

3. Интернет-технологии.

Возможности использования Интернет-ресурсов огромны. Интернет-технологии позволяют максимально быстро создать языковую среду и войти в нее, то есть внедриться в иную культуру, реализуя принцип функциональности языка. В наше время именно способность к межкультурному взаимодействию является наиболее востребованной любыми категориями учащихся, студентов, изучающих иностранный язык.

Одним из основных принципов языковой политики, проводимой в жизнь учебными заведениями, является принцип мобильности, который обеспечивает доступ в область знаний. Поэтому очень важно использовать все возможности, предлагаемые новыми технологиями прежде всего через Интернет как в качестве средства интеракции, так и средства и неотъемлемого инструмента приобретения знаний. Интернет-технологии дают нам достаточный объем контекстуальной информации, что позволяет учащимся следовать собственному ходу мыслей, проясняя возникшую проблему. Интернет создает виртуальную социокультурную языковую среду, предоставляя коммуникативные программы (чаты, почта и т.д.). При помощи этих технологий учащиеся могут виртуально побывать в той или иной стране, поучаствовать в различных проектах, в том числе и зарубежных.[5]

4. Способы использования Интернет в обучении иностранным языкам.

Если говорить о конкретных способах использования Интернет в обучении иностранным языкам, можно выделить следующие как наиболее эффективные:

  • переписка по электронной почте со сверстниками-носителями языка и изучающими английский язык как иностранный в других странах (возможность изучения другой культуры);
  • участие в телекоммуникационных международных проектах (повышение уровня владения языком, развитие общего кругозора, получение специальных знаний для выполнения конкретного проекта);
  • участие в тестовых и голосовых чатах;
  • участие в телекоммуникационных конкурсах, олимпиадах, тестировании (возможность получить объективную оценку знаний, самоутвердиться, подготовиться к экзаменам);
  • возможность оперативной бесплатной публикации творческих работ учащихся (возможность самоутверждения);
  • получение самообразования на курсах бесплатного или платного дистанционного обучения, включая обучение в ведущих британских учебных заведениях;
  • информационные сайты, которые не ставят своими целями образовательный аспект, но могут служить в качестве аутентичных источников. На таких сайтах можно найти информацию о фильмах, музыкальных группах, тенденциях в современном обществе.[6]

Если ученикам предоставляется возможность поработать в Интернет прямо на уроке, значит им предоставляется возможность получит бесценный жизненный опыт, обращаясь к необходимым на данном этапе источникам информации. Таким образом, учащиеся на практике смогут применить те знания, которые они получили на предыдущих уроках. Также использование Интернет может стать дополнительной мотивацией для ученика, поскольку большинство детей любят всемирную паутину и все, что с ней связано.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). – М.: Издательство психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002.
  2. Веденина Л.Г. Теория межкультурной коммуникации и значение слова//Иностранные языки в школе, 2000. - № 5.
  3. Карамышева Т.В. Изучение иностранных языков в школе с помощью компьютера. В вопросах и ответах. – СП 6.: Издательство «Союз», 2001.
  4. Соловова Е.Н., Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: Пособие для студентов педвузов и учителей. – Просвещение, 2002.
  5. Интернет-технологии в средней школе. (практическое руководство). Под редакцией Рудаковой Д.Т., Силаевой А.Г. – Москва: Прожект Хармони, Инк., 2001.
  6. Формы и методы использования Интернет-ресурсов на уроках иностранного языка. Журнал «Иностранные языки в школе» № 2,3 2001 г. Статья Полат Е.С. «Интернет на уроках иностранного языка».