Цели урока:
- Образовательная: Сформировать понятие о порядке соединения атомов в молекулах органических соединений, об их взаимном влиянии.
- Развивающая: Развивать понятия о валентности элементов, о факторах определяющих свойства веществ, представление о структурных формулах; Продолжать развитие умений, наблюдать, сравнивать, выявлять причинно-следственные связи, анализировать, делать выводы.
- Воспитательная: Формировать диалектико-материалистическое мировоззрение студентов; Показать роль русского ученного А.М. Бутлерова, в развитии органической химии.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, проблемно-поисковый.
Средства наглядности: портрет А.М.Бутлерова, таблицы, опорные конспекты.
Оборудование и реактивы: опорные конспекты; набор для моделирования; учебники; инструкция по изучению темы; набор реактивов; набор реактивов для химического эксперимента; набор реактивов для лабораторного занятия; таблицы (применение бензола, нефти, аммиака); карточки для закрепления (варианты А, В, С).
Межпредметные связи: философия.
Структура урока
I. Актуализация опорных знаний
-
На ваших столах набор химических веществ (NaOH; C2H5OH; C6H5OH; CuSO4; C6H6; HCl; C6H12O6) Выпишите известные вам вещества и назовите их.
-
Обратите внимание на те вещества, которые остались на вашем столе (на этикетках формулы и название органических веществ) C6H5OH – этиловый спирт; C6H5OH – фенол; C6H6 – бензол; C6H12O6 – глюкоза). Что общего в формулах неизвестных вам веществ? (в состав этих веществ входит углерод и водород). С помощью химического эксперимента докажите, что в состав органических веществ входит углерод и водород.
-
Работа с инструкцией (Приложение 1)
a) Поместим предметное стекло над пламенем (предметное стекло покрылось копотью);
б) Над пламенем свечи закрепляем химический стакан вверх дном (на стенках пробирки образуются капельки воды);
в) Над пламенем свечи закрепляем химический стакан вверх дном, стенки которого смочены известковой водой (известковая вода мутнеет). -
Какой вывод можно сделать?
Данным химическим экспериментом доказали, что в состав парафиновой свечи, как представителя органического вещества, входит углерод – образовавшаяся копоть на предметном стекле это подтверждает; капельки воды на стенках химического состава говорят о наличии водорода; помутнение известковой воды ещё одно подтверждение того, что при горении парафина образуется CO2.
C середины XIX века химию соединений углерода называют органической.
Сегодня мы приступаем к изучению органической химии.
Запишем тему занятия: Основные положения теории химического строения органических соединений А.М. Бутлерова.
II. Формирование знаний, умений, навыков
1. Что же такое органическая химия?
Как наука – органическая химия сформировалась сравнительно недавно. Впервые это понятие появилось в учебнике Берцелиуса в 1806 году, он писал: «Та часть физиологии, которая описывает состав живых с протекающими в них химическими процессами, называется органической химией». Человечество длительное время осваивало тайны химических превращений соединений углерода. Тем не менее, в науке господствовали идеалистические представления, согласно которым считалось, что органические вещества содержат некую «жизненную силу», которую вдохнул бог. Это была виталистическая теория, согласно которой органические вещества могут образоваться только в живых организмах.
Большой удар взглядам виталистов нанёс немецкий химик Вёлер, который, исходя из неорганических веществ, получил мочевину. 22 февраля 1828 года Вёлер писал Берцелиусу: «Я не в силах больше молчать и должен сообщить вам, что могу получить мочевину без помощи собаки, человека и вообще без участия, какого либо живого существа». После этого открытия удалось синтезировать много новых органических соединений
В 1845 году Кольбе, немецкий химик получил уксусную кислоту, в 1854 году французский учёный Бертло синтезировал жир, а русский учёный Бутлеров получил сахаристое вещество. Энгельс по этому поводу писал:»...Благодаря получению неорганическим путём таких химических соединений, которые до этого времени порождались только в живых организмах, было доказано, что законы химии имеют ту же силу для органических тел, тем самым была заполнена значительная часть той якобы на века не преодолимой пропасти между неорганическими и органическими веществами, которая действительно не существует. Они отличаются лишь некоторыми особенностями»
2. Самостоятельная исследовательская работа
На столе (Приложение 2) у каждого студента набор реактивов (сахар, CuO; CH3СOН; прибор для электропроводности, штатов с пробирками, газоотводная трубка Ca(OH)2).
- Испытать на электропроводность сахар;
- Открыть пробирку с уксусной кислотой
- Пробирку сахара и оксидом меди, закрыть газоотводной трубкой, конец которой опустить в пробирку с известковой водой, смесь нагреть.
Пронаблюдать и сделать вывод.
Вывод: Органические вещества не проводят электрический ток, летучи и способны разлагаться.
При изучении органической химии, мы подробно изучим органические соединения и их превращения.
В наше время особая роль принадлежит органической химии в разработке методов переработки сельско – хозяйственных продуктов, нефти, природного газа, каменного угля, в производстве каучука, пластмасс, красителей.
Обратите внимание на стенд «Химия в Кузбасса»,таблицы «Применение бензола», «Применение аммиака».
Развитие промышленности предъявляет всё более высокие требования органической химии.
В 1861 году А.М. Бутлеров будучи сторонником материалистического мировоззрения и критически подходя к существующим гипотезам, выдвинул свою теорию, которая стала крупнейшей вехой в истории развитии органической химии.
3. Работа с учебником Г.Е. Рудзитес
Инструкция по изучению темы Приложение 3
III. Формирование способов умственных и практических действий с новыми знаниями (закрепление)
У каждого на столе папка. «Ученые химики»
Обратите внимание А.М. Бутлеров (портрет, биография).
О значении теории химического строения академик А.М. Несмиянов сказал, "... вряд ли можно назвать другую отрасль науки, в которой единственная теория занимала бы такое доминирующее и определяющее курс положение, как теория строения А.М. Бутлерова в органической химии. Более ста лет служит стержнем развития и расцвета этой науки."
IV. Итог занятия
Оценки за занятие вы поставили себе сами выполнив самостоятельную работу «Оцени себя сам».
V. Домашнее задание
Учебник § 1,2,3 упр. 3, 4.