Дошкольное детство один из самых важных этапов в жизни ребенка. В этот период ребенок активно познает окружающий мир, накапливает новый опыт и учится строить отношения в разных сферах, развивается его самосознание, формируется самооценка, происходит выстраивание иерархии мотивов и их соподчинение. Именно в этот период наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребенка, влияние существующей в ней системы внутрисемейных, а также детско-родительских отношений.
Взаимодействие ребенка с родителями является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение. Родителями создается определенная атмосфера общения в семье, где с первых дней жизни малыша происходит становление его личности. Контакты с взрослыми решающим образом определяют направление и темпы развития ребенка. Между поведением родителей и поведением детей прослеживается определенная зависимость : “принятие и любовь” порождают в ребенке чувство безопасности и способствуют гармоничному развитию личности, “явное отвержение” ведет к агрессивности и эмоциональному недоразвитию.
Мастера отечественной и зарубежной психологии (М.И.Лисина, А.С.Спиваковская, В.Н. Дружинин и др.) в своих трудах неоднократно затрагивают вопрос о влиянии взаимоотношений в семье на психическое развитие ребенка: “Определенные условия семейного воспитания могут формировать личностные качества, препятствующие или, напротив, благоприятствующие проявлению общих и специальных способностей в учебе или профессиональной деятельности”. Росс Кэмпбелл считает: “Если у родителей нет с ребенком отношений, основанных на любви, все остальное (дисциплина, взаимоотношение со сверстниками, успехи в школе) строится на неверной основе, и тогда неизбежно возникают проблемы ”.
Взаимоотношения родителей с детьми в семье все больше волнует педагогов, так как негативный опыт, полученный ребенком в семье, препятствует построению конструктивных отношений со сверстниками и взрослыми в дальнейшей жизни.
Именно поэтому ранняя психопрофилактическая и коррекционная помощь ребенку и его семье представляется нам особенно актуальной. Главная задача сотрудничества с родителями - помочь им найти в себе силы понять, что манипулирование ребенком, игнорирование его переживаний, пренебрежение культурой общения с ребенком, безрассудный родительский эгоизм и слепое самопожертвование ведут к проблемам в общении, неадекватной самооценке, высокому уровню тревожности.
Анализ консультативной работы педагогов-психологов показал, что по вопросам межличностных отношений за помощью в 2005-2006 г. обратились 15% родителей. Это говорит о том, что родители сегодня хотят научиться эффективно воспитывать своих детей, но им не хватает психолого-педагогической грамотности. Отсюда вытекает необходимость психопрофилактической работы по гармонизации детско-родительских отношений. И мы пришли к необходимости создания программы, направленной на оптимизацию взаимоотношений в семье.
Программа рассчитана на родителей детей дошкольного возраста.
Целью нашей программы является установление доверительных отношений между родителями и детьми.
Задачи программы:
- Способствовать повышению уровня психолого-педагогических знаний родителей дошкольников.
- Дать родителям знания о сотрудничестве с детьми через понимание и принятие эмоционального мира ребенка.
- Помочь родителям осознать сущность конфликта и конструктивно его разрешать.
Основным специалистом, организующим и проводящим работу с родителями является педагог-психолог.
Этапы работы
Программа рассчитана на родителей, и ведется в три этапа.
- Предварительный этап
Принципы построения занятий:
- Принцип позитивности означает создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы, помощи, сотрудничества.
- Принцип целостности развития усиливает значение всех прошлых этапов жизни в позитивном ключе, организует целостность самосознания и личности участника, помогает строить позитивное будущее.
- Принцип индивидуального подхода означает максимальный учет психического своеобразия и индивидуального опыта каждого участника.
- Принцип развития и саморазвития личности означает активизацию творческих возможностей, способности к самопознанию и самосовершенствованию.
Структура группового занятия:
Каждое занятие состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной.
- Вводная часть
Методики для оценки результативности программы:
Диагностируемые параметры |
Психодиагностические методики |
Результаты |
Эмоциональное отношение к ребенку |
Опросник ОРО (ист. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. М., СФЕРА, 2000) |
- снижение количества отверженных детей на 13%; - снижение авторитарной гиперсоциализации у 8% родителей. |
Внутрисемейные отношения |
“Рисунок семьи” (ист. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций. М.: Айрис Пресс, 2004). |
Ощущение большей эмоциональной близости у 28% детей; Снижение уровня тревожности у детей на 18%; Повышение самооценки у детей на 22%. |
Тематический план
№ п/п |
Мероприятие |
Цель и решаемые задачи |
Содержание |
1 |
Тренинговое занятие “Лучший среди лучших”. |
Знакомство участников друг с другом и с правилами групповой работы, выработка правил работы в группе, осознание неэффективных стратегий родителей. |
1.Вводная часть. Направлена на знакомство участников друг с другом, выработку правил работы в группе. 2.Основная часть. Появление нового положительного опыта взаимодействия, ощущение большей эмоциональной близости с ребенком. 3.Заключительная часть направлена на снятие психоэмоционального напряжения, развития сплоченности, поднятие настроения и рефлексию занятия |
2 |
Тренинговое занятие “Установки и модели общения”. (Приложение № 1) |
Активизация знаний об установках и моделях общения в семье, используемых родителями. |
До проведения занятия предполагается оформление информационного уголка, который знакомит родителей: с влиянием родительских установок на развитие детей, с моделями общения в семье, с ролями, которые выбирают родители, общаясь с детьми. 1.Вводная часть. Направлена на сообщение цели занятия, показать значимость присутствия в жизни ребенка надежного взрослого, что во взрослой жизни оказывает влияние на формирование его уверенности в себе. 2.Основная часть. Активизация знаний родителей об установках, моделях общения и их влияние на развитие личности ребенка, снятие напряжения. 3.Заключительная часть направлена на оказание психологической поддержки с помощью специального упражнения, рефлексию занятия. |
3 |
Тренинговое занятие. “Конфликты в семье”. |
Помочь родителям осознать сущность конфликта и сформировать желание, изменить отношение к конфликтной ситуации. |
Перед проведением занятия предполагается оформление родительского информационного уголка по темам: “Причины конфликтов”, “Понятие конфликта” и “Способы выхода из конфликтных ситуаций” 1. Вводная часть направлена на установление контакта, снятие эмоционального напряжения, настроя на активную работу. 2. Основная часть предполагает помощь родителям в осознании сущности конфликта, учит конструктивно решать конфликты. 3. Заключительная часть направлена на поднятие настроения, установление эмоционального равновесия, осмысление качественных изменений участников занятия. |
4 |
Семинар –практикум “Бесконфликтное общение”. |
Сформировать у родителей понятие о бесконфликтном общении на основе использования “Я-выссказывания” |
Перед проведением занятия оформляется родительский информационный уголок с целью ознакомления родителей с правилами семейного общения и техниками конструктивного выражения собственных эмоций 1.Вводная часть направлена на сплочение группы, настрой на совместную работу. 2.Основная часть предполагает помочь участникам научиться слушать своего ребенка и говорить с ним используя “Я-высказывание”. 3.Заключительная часть направлена на релаксацию, улучшение самочувствия, закрепление положительного эффекта общения. |
5 |
Тренинговое занятие “О наказании и поощрении”. (Приложение №1) |
Формировать у родителей знаний о навыках эффективного поведения в ситуациях выбора поощрения или наказания. |
1.Вводная часть направлена на снятие эмоционального напряжения, настрой на совместную работу. 2.Основная часть. Сообщение цели, проведение блиц - теста по проблемам воспитания ребенка, мини-лекция об эффективных методах наказания и поощрения, деловая игра. 3.Заключительная часть направлена рефлексию занятия, на снятие напряжения. |
6 |
Тренинговое занятие “Самооценка и ее влияние на межличностные отношения в семье”. |
Информировать родителей о влиянии самооценки на межличностные отношения в семье. |
Перед проведением занятия предполагается оформление родительского информационного уголка 1.Ввводная часть направлена на знакомство с участниками занятия установление контакта и настрой на совместную работу. 2. Основная часть направлена на ознакомление с теоретическим материалом по самооценке и самоуважении. 3.Заключительная часть направлена на оказание психологической поддержки и рефлексию занятия. |
7 |
Семейная гостиная “Вся семья вместе и душа на месте”. |
Возрождение значимости семейных традиций в воспитании детей. |
Перед проведением занятия предполагается оформление родительского информационного уголка, материал которого окажет помощь родителям в формировании навыков семейного взаимодействия на основе “Я-сообщения” 1. Вводная часть направлена на снятие эмоционального напряжения и повышение уровня активности и сплоченности родителей. 2. Основная часть предполагает осознание важности семейных традиций, ритуалов, правил для сохранения мира и благополучия в семье. Активная позиция в обсуждении и обдумывании проблем межличностного взаимодействия в семье дает возможность выбора способа их разрешения. 3. Заключительная часть позволяет обрести душевное равновесие и ощущения высокой самоценности родителей и детей во внутрисемейных отношениях. |