Программа работы с родителями "Родителям о детях"

Разделы: Работа с родителями


Дошкольное детство один из самых важных этапов в жизни ребенка. В этот период ребенок активно познает окружающий мир, накапливает новый опыт и учится строить отношения в разных сферах, развивается его самосознание, формируется самооценка, происходит выстраивание иерархии мотивов и их соподчинение. Именно в этот период наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребенка, влияние существующей в ней системы внутрисемейных, а также детско-родительских отношений.

Взаимодействие ребенка с родителями является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение. Родителями создается определенная атмосфера общения в семье, где с первых дней жизни малыша происходит становление его личности. Контакты с взрослыми решающим образом определяют направление и темпы развития ребенка. Между поведением родителей и поведением детей прослеживается определенная зависимость : “принятие и любовь” порождают в ребенке чувство безопасности и способствуют гармоничному развитию личности, “явное отвержение” ведет к агрессивности и эмоциональному недоразвитию.

Мастера отечественной и зарубежной психологии (М.И.Лисина, А.С.Спиваковская, В.Н. Дружинин и др.) в своих трудах неоднократно затрагивают вопрос о влиянии взаимоотношений в семье на психическое развитие ребенка: “Определенные условия семейного воспитания могут формировать личностные качества, препятствующие или, напротив, благоприятствующие проявлению общих и специальных способностей в учебе или профессиональной деятельности”. Росс Кэмпбелл считает: “Если у родителей нет с ребенком отношений, основанных на любви, все остальное (дисциплина, взаимоотношение со сверстниками, успехи в школе) строится на неверной основе, и тогда неизбежно возникают проблемы ”.

Взаимоотношения родителей с детьми в семье все больше волнует педагогов, так как негативный опыт, полученный ребенком в семье, препятствует построению конструктивных отношений со сверстниками и взрослыми в дальнейшей жизни.

Именно поэтому ранняя психопрофилактическая и коррекционная помощь ребенку и его семье представляется нам особенно актуальной. Главная задача сотрудничества с родителями - помочь им найти в себе силы понять, что манипулирование ребенком, игнорирование его переживаний, пренебрежение культурой общения с ребенком, безрассудный родительский эгоизм и слепое самопожертвование ведут к проблемам в общении, неадекватной самооценке, высокому уровню тревожности.

Анализ консультативной работы педагогов-психологов показал, что по вопросам межличностных отношений за помощью в 2005-2006 г. обратились 15% родителей. Это говорит о том, что родители сегодня хотят научиться эффективно воспитывать своих детей, но им не хватает психолого-педагогической грамотности. Отсюда вытекает необходимость психопрофилактической работы по гармонизации детско-родительских отношений. И мы пришли к необходимости создания программы, направленной на оптимизацию взаимоотношений в семье.

Программа рассчитана на родителей детей дошкольного возраста.

Целью нашей программы является установление доверительных отношений между родителями и детьми.

Задачи программы:

  1. Способствовать повышению уровня психолого-педагогических знаний родителей дошкольников.
  2. Дать родителям знания о сотрудничестве с детьми через понимание и принятие эмоционального мира ребенка.
  3. Помочь родителям осознать сущность конфликта и конструктивно его разрешать.

Основным специалистом, организующим и проводящим работу с родителями является педагог-психолог.

 Этапы работы

Программа рассчитана на родителей, и ведется в три этапа.

  1. Предварительный этап предполагает сбор первичной информации о межличностных отношениях в семье через родительские собрания и индивидуальные консультации с родителями.
  2. Диагностический этап направлен на исследование детско-родительских отношений и проводится дважды перед началом занятий и в конце, для отслеживания результативности программы. В тренинговых занятиях могут принимать участие все родители, которых интересуют предложенные для рассмотрения темы.
  3. Коррекционно-развивающий этап предусматривает 7 встреч с родителями, ориентированные на реализацию стратегии коррекционно-развивающей работы. Продолжительность каждой встречи 1,5 – 2.5 часа. Перед проведением занятия предполагается оформление информационного родительского уголка. На занятиях используются следующие формы работы: тестирование с последующим самоанализом, сюжетно-ролевые и деловые игры, семинар-практикум, психологические тренинги, родительская гостиная, индивидуальные консультации. Встречи носят профилактический, просветительский и развивающий характер, не констатируют ошибки и неудачи родителей. На занятиях не обсуждаются личности детей.

Принципы построения занятий:

  1. Принцип позитивности означает создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы, помощи, сотрудничества.
  2. Принцип целостности развития усиливает значение всех прошлых этапов жизни в позитивном ключе, организует целостность самосознания и личности участника, помогает строить позитивное будущее.
  3. Принцип индивидуального подхода означает максимальный учет психического своеобразия и индивидуального опыта каждого участника.
  4. Принцип развития и саморазвития личности означает активизацию творческих возможностей, способности к самопознанию и самосовершенствованию.

Структура группового занятия:

Каждое занятие состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной.

  1. Вводная часть включает ритуал приветствия с использованием мягкой игрушки, что способствует сближению родителей, снятию эмоционального напряжения, а также рефлексию предыдущих занятий.
  2. Основная часть включает мини-лекции, упражнения, позволяющие рассмотреть основные проблемы межличностных отношений.
  3. Заключительная часть – рефлексия занятия и ритуал прощания.

Методики для оценки результативности программы:

Диагностируемые параметры

Психодиагностические методики

Результаты

Эмоциональное отношение к ребенку

Опросник ОРО

(ист. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. М., СФЕРА, 2000)

- снижение количества отверженных детей на 13%;

- снижение авторитарной гиперсоциализации у 8% родителей.

Внутрисемейные отношения

“Рисунок семьи” (ист. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций. М.: Айрис Пресс, 2004).

Ощущение большей эмоциональной близости у 28% детей;

Снижение уровня тревожности у детей на 18%;

Повышение самооценки у детей на 22%.

Тематический план

п/п

 Мероприятие

Цель и решаемые задачи

Содержание

1

Тренинговое занятие “Лучший среди лучших”.

 Знакомство участников друг с другом и с правилами групповой работы, выработка правил работы в группе, осознание неэффективных стратегий родителей.

1.Вводная часть. Направлена на знакомство участников друг с другом, выработку правил работы в группе.

2.Основная часть. Появление нового положительного опыта взаимодействия, ощущение большей эмоциональной близости с ребенком.

3.Заключительная часть направлена на снятие психоэмоционального напряжения, развития сплоченности, поднятие настроения и рефлексию занятия

2

Тренинговое занятие “Установки и модели общения”. (Приложение № 1)

Активизация знаний об установках и моделях общения в семье, используемых родителями.

До проведения занятия предполагается оформление информационного уголка, который знакомит родителей: с влиянием родительских установок на развитие детей, с моделями общения в семье, с ролями, которые выбирают родители, общаясь с детьми.

1.Вводная часть. Направлена на сообщение цели занятия, показать значимость присутствия в жизни ребенка надежного взрослого, что во взрослой жизни оказывает влияние на формирование его уверенности в себе.

2.Основная часть. Активизация знаний родителей об установках, моделях общения и их влияние на развитие личности ребенка, снятие напряжения.

3.Заключительная часть направлена на оказание психологической поддержки с помощью специального упражнения, рефлексию занятия.

3

Тренинговое занятие. “Конфликты в семье”.

Помочь родителям осознать сущность конфликта и сформировать желание, изменить отношение к конфликтной ситуации.

Перед проведением занятия предполагается оформление родительского информационного уголка по темам: “Причины конфликтов”, “Понятие конфликта” и “Способы выхода из конфликтных ситуаций”

1. Вводная часть направлена на установление контакта, снятие эмоционального напряжения, настроя на активную работу.

2. Основная часть предполагает помощь родителям в осознании сущности конфликта, учит конструктивно решать конфликты.

3. Заключительная часть направлена на поднятие настроения, установление эмоционального равновесия, осмысление качественных изменений участников занятия.

4

Семинар –практикум “Бесконфликтное общение”.

Сформировать у родителей понятие о бесконфликтном общении на основе использования “Я-выссказывания”

Перед проведением занятия оформляется родительский информационный уголок с целью ознакомления родителей с правилами семейного общения и техниками конструктивного выражения собственных эмоций

1.Вводная часть направлена на сплочение группы, настрой на совместную работу.

2.Основная часть предполагает помочь участникам научиться слушать своего ребенка и говорить с ним используя “Я-высказывание”.

3.Заключительная часть направлена на релаксацию, улучшение самочувствия, закрепление положительного эффекта общения.

5

Тренинговое занятие “О наказании и поощрении”. (Приложение №1)

Формировать у родителей знаний о навыках эффективного поведения в ситуациях выбора поощрения или наказания.

1.Вводная часть направлена на снятие эмоционального напряжения, настрой на совместную работу.

2.Основная часть. Сообщение цели, проведение блиц - теста по проблемам воспитания ребенка, мини-лекция об эффективных методах наказания и поощрения, деловая игра.

3.Заключительная часть направлена рефлексию занятия, на снятие напряжения.

6

Тренинговое занятие “Самооценка и ее влияние на межличностные отношения в семье”.

Информировать родителей о влиянии самооценки на межличностные отношения в семье.

Перед проведением занятия предполагается оформление родительского информационного уголка

1.Ввводная часть направлена на знакомство с участниками занятия установление контакта и настрой на совместную работу.

2. Основная часть направлена на ознакомление с теоретическим материалом по самооценке и самоуважении.

3.Заключительная часть направлена на оказание психологической поддержки и рефлексию занятия.

7

Семейная гостиная “Вся семья вместе и душа на месте”.

Возрождение значимости семейных традиций в воспитании детей.

Перед проведением занятия предполагается оформление родительского информационного уголка, материал которого окажет помощь родителям в формировании навыков семейного взаимодействия на основе “Я-сообщения”

1. Вводная часть направлена на снятие эмоционального напряжения и повышение уровня активности и сплоченности родителей.

2. Основная часть предполагает осознание важности семейных традиций, ритуалов, правил для сохранения мира и благополучия в семье. Активная позиция в обсуждении и обдумывании проблем межличностного взаимодействия в семье дает возможность выбора способа их разрешения.

3. Заключительная часть позволяет обрести душевное равновесие и ощущения высокой самоценности родителей и детей во внутрисемейных отношениях.