Цели урока: формировать умение сочинять загадки; развивать речь, обогащая ее новыми словами и выражениями; развивать наблюдательность, орфографическую зоркость.
Ход урока.
1. Организационный момент, сообщение темы и целей урока
- Сегодня на уроке будем учиться сочинять загадки и правильно их записывать.
2. Минутка чистописания
- Дайте характеристику звуку, обозначенному буквой Е. Что вы знаете про эту букву?
- Запишите, продолжив закономерность.
Е // е Е е // Е е Е // E
- Отгадайте загадку. Спишите. Подчеркните имена прилагательные.
На большой цветной ковёр
Села эскадрилья –
То раскроет, то закроет
Расписные крылья. (Бабочка).
3. Работа по теме урока
1 этап. Отгадывание загадок
-Все вы любите и умеете отгадывать загадки. А хотите попробовать их сочинять? Но сначала надо понять, как устроена загадка. Отгадайте загадку “Держит девочка в руке облачко на стебельке” (Одуванчик).
- Как вы догадались, как узнали? (Одуванчик похож на облачко, только про него может быть сказано, что это облачко на стебельке)
- А на что он похож? (Одуванчик тоже белого цвета. Он кажется таким же мягким, пушистым)
- Вот, оказывается, что особенного в загадке в ней или совсем не называется предмет, или называется не тот, который загадывается, а другой, похожий на него. Отгадывая загадку, мы обращаем внимание на признаки предмета. Проверим этот вывод. Послушайте еще одну загадку “В огороде у дорожки стоит солнышко на ножке” (Подсолнух).
Работа проводится по тому же плану.
2 этап Наблюдение
- А теперь, когда вы поняли, как устроена загадка, попробуйте сами сочинить свою загадку. Пусть ваша первая загадка будет вот об этом цветке (на доске открывается красочная картинка, на которой изображен ландыш).
- Что это за цветок?
- Всмотритесь в рисунок, вспомните цветок, который, наверное, держали в руках. Что в нем особенного?
- Назовите его главные признаки (Много цветков на одном стебельке; пахнет хорошо, душистый; цветочки бывают только белые).
- Итак, главные признаки цветка, на которые сразу обращаешь внимание, как только берешь его в руки – душистый, много цветочков на одном стебельке, все цветочки белые. Вы назвали все признаки. Но у нас нет еще одной важной детали, нужной в загадке. Какой? ( Мы не говорили, на что похожи цветочки ландыша).
- На что же похожи цветочки ландыша? (На горошки, на шарики, на фонарики, на чашечки, на колокольчики, на бубенчики),
- Запишем весь этот ряд на доске:
- горошки
- шарики
- фонарики
- чашечки
- колокольчики
- бубенчики
-Что заметили общего во всех этих словах? (Все эти слова выражены именами существительными).
- Что такое имя существительное?
- Что обозначает?
- На какие вопросы отвечает?
3 этап Сочинение загадки
- С чего начнем, с чем будем сравнивать? (С горошками).
- Назовем признаки этих горошков. Какие они? (Белые, душистые).
- Вот и первая строчка загадки:
“Белые душистые горошки…” (Учитель записывает на доске, а ученики в тетрадях).
- Нужны еще какие-то признаки? О чем нужно сказать? (О стебельке).
Если дети затрудняются, то учитель может показать на стебелёк.
- На что же похож стебелёк? (На ниточку, на ножку).
- Вот это очень хорошо: горошки на ножке. Но надо горошки как-то “прикрепить” к ножке. Подыщите нужное слово.
Варианты записываются на доске:
- качаются
- висят
- растут
- сидят
- Какой частью речи выражены записанные слова? (Глаголы).
- Что такое глагол?
- На какие вопросы отвечает глагол?
- Предлагайте вторую часть загадки (Растут на одной ножке, висят на одной ножке, висят на зеленой ножке и т.п.).
- На каком же варианте остановимся?
- Вот у нас и получилась загадка:
“Белые душистые горошки висят на зеленой ножке”.
Возможен и любой другой из возникавших вариантов: “растут на зеленой ножке” и т.п.
Учитель дописывает загадку на доске, а дети выбирают понравившийся им вариант и записывают его в тетрадях.
- Вы говорили, что цветки ландыша похожи не только на горошки, но и на шарики. Попробуйте указать признаки шариков. Какие они? (Белые, душистые).
- Итак, начнем загадку так:
“Белые душистые шарики…” (Ученики предлагают варианты типа “…висят на стебельке как фонарики”).
- Сравним цветки ландыша с бубенчиками. Но сначала уточним, что это такое. Кто может объяснить? (Бубенчики – это металлические шарики. Когда их потрясешь, они звенят).
- На какие же признаки нужно указать, сочиняя загадку? (Белые, душистые, как будто звенят).
- А сейчас послушайте как описал С. Маршак наш с вами цветок:
Чернеет лес, теплом разбуженный,
Весенней сыростью объят.
А уж на ниточке жемчужины
От ветра каждого дрожат.
Бутонов круглые бубенчики
Ёще закрыты и плотны,
Но солнце раскрывает венчики
У колокольчиков весны.
Природой бережно спелёнутый,
Завернутый в зелёный лист,
Растёт цветок в глуши нетронутый,
Прохладен, хрупок и душист.
- Можно казать, что это загадка? (Да).
- А теперь сочините самостоятельно свою загадку вот об этом цветке (на доске открывается красочная картинка, на которой изображены незабудки).
4. В конце урока подвести итог: выборочно прочитать загадки.