Изучение темы “Система счисления” можно организовать посредством метода проектов. Я предлагаю уроки по теме “Система счисления” в 8 классе на основе данного метода.
Для начала всех учащихся нужно разделить на 4 группы, перед которыми поставить проблемные вопросы:
1 группа “Как СС вошли в нашу жизнь?”
2 группа “Может ли человек отметить своё тысячелетие?”
3 группа “Всегда ли 2+2=4?”
4 группа “Почему в ПК используют двоичную СС?”
На первых уроках детям предлагалось прослушать лекции учителя, в которых давались основные понятия по теме в течении 15 минут. Остальное время учащиеся посвящали исследовательской работе. Количество отведённых уроков было недостаточно для изучения информации для ответа. Учащимся приходилось дополнительно, вне учебное время работать над своей проблемой. На последнем уроке по изучению раздела “Представление информации” в 8 классе состоялась защита проектов учащихся. В качестве зрителей были приглашены учителя школы, которые одновременно выполняли функции жюри. Учащиеся защищали свои проекты в виде компьютерных презентаций, вели обсуждение по критериям оценивания проектов-презентаций учащимися оценивали проекты других групп в специальных бланках (Приложение 1).
Защита проекта проходила по следующей разработке.
Урок информатики в 8 классе.
Защита проектов по теме “Системы счисления”.
Цели урока:
Обучающая:
- Систематизировать теоретические знания по теме “Системы счисления”.
- Закрепить навыки работы с современными прикладными программами.
Развивающая:
- Развивать познавательный интерес у учащихся к предмету информатика.
- Развивать навыки и умения применять современные компьютерные технологии.
- Развивать творческое мышление.
Воспитательная:
- Воспитывать чувство ответственности за команду и ее участников, совершенствовать умение работать в команде.
- Формировать умение вести дискуссию, аргументировать свою позицию, воспитывать уважение к сопернику.
Задачи:
- Познакомить с различными системами счисления и методами перевода из одной системы счисления в другую;
- Научить обрабатывать, обобщать и анализировать информацию, полученную из различных источников, выражать и защищать свою точку зрения;
- Формировать критическое мышление и навыки коллективной работы
- Развитие умения слушать других, коммуникативности, навыков самоконтроля и взаимоконтроля, навыков публичных выступлений, воспитание взаимоуважения друг к другу.
- Развитие творческого потенциала учащихся (стиль оформления проекта, оригинальность идей).
- Развитие познавательного интереса к предмету через применение разработанного программного продукта в других предметных областях.
План урока.
1. Организационный момент (5 минут):
Выступление учителя. Объявление целей урока.
Мы завершаем тему “Системы счисления”. И сегодня мы будем говорить об удивительных числах. Вам предстоит на сегодняшнем занятии защитить свои проекты. На защите проектов – вы учитесь излагать полученную информацию, сталкиваетесь с другими точками зрения, учитесь доказывать своё мнения. Помните, сто вы должны не только продемонстрировать свою работу, но и защитить её.
У нас на уроке присутствуют гости, которые будут участвовать в просмотре и в оценке ваших проектов. У вас есть бланки, которые я прошу заполнить по мере просмотра проектов (Приложение 2). Кроме этого, после каждого просмотра работы группы, остальные будут оппонировать, т.е. высказывать своё мнение. Оппонировать будем по схеме ромба.
2. Выступление — презентация проекта (20 минут):
Каждой группе на выступление отводится 4 минуты. Участники группы, работавшие над проектом, представляют итоговую компьютерную презентацию:
1 группа “Как СС вошли в нашу жизнь?” (Приложение 3).
2 группа “Может ли человек отметить своё тысячелетие?”
3 группа “Всегда ли 2+2=4?”
4 группа “Почему в ПК используют двоичную СС?”
Презентация проекта. Выступление с демонстрацией слайдов.
Обсуждение (1 минуты):
Участие всех учащихся в обсуждении обязательно. Тактика “черно-белого” оппонирования поможет, с одной стороны, научиться давать позитивную оценку и находить положительные стороны в любом выступлении, поддерживая своих одноклассников, а с другой - научиться конструктивно критиковать отрицательные моменты представления проекта.
3. Оценивание учителями и учащимися работы в группах (1 минута).
4. Небольшое тестирование. Заполнение сводной таблицы (5 минут).
5. Подведение итогов:
Подведем итоги нашей работы. Мы просмотрели 4 проекта. Давайте посмотрим оценки ваших работ.
Сегодня мы узнали, что СС вошли в нашу жизнь из-за практической и жизненной потребности, что человек может отметить своё 1000 в некоторых СС, что 2+2 не всегда равно 4, и конечно, что технике легче всего воспринимать два состояния. …
Все работы, представленные на уроке, показали хорошее знание информационных технологий и умение применять их при выполнении заданий практического содержания. Хочется отметить, что никто из учеников не отнесся к работе равнодушно. Всем спасибо! Удачи вам! До свидания.