Конспект урока обществознания в 10-м классе "Сущность человеческой деятельности"

Разделы: История и обществознание


Оформление и оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран; на доске эпиграф и высказывания великих людей.

Эпиграф: “Назначение человека в разумной деятельности” Софокл (ок. 496-406 до н.э)

Высказывания:

  • Человек создан для действия. Не действовать и не существовать для человека одно и то же.
    Вольтер
    (1694-1778)

  • Не делать — не жить... Кто в самом себе не носит источника жизни, то есть источника живой деятельности, кто не надеется на себя,— тот вечно ожидает всего от внешнего и случайного.
    Белинский В. Г. (1811-1848)

  • Великие дела не делаются сразу.
    Софокл (ок. 496-406 до н.э)

  • Ничего так не делает жизнь легко переносимой, как деятельность, направленная к одной цели.
    Шиллер И. (1759 – 1805)

  • Именно действие придает добродетели истинную ценность и достоинство.
    Цицерон (106-43 до н.э)

  • Хотеть недостаточно, надо действовать.
    Гёте И. (1749-1832)

  • Деятельность — единственный путь к знанию.
    Шоу Б. 1856-1950)

Цель урока: на основании формирования умений и навыков комплексного осмысления знаний учащихся дать представление о деятельности как способе бытия человека и общества.

Задачи урока:

Образовательные: дать представление о деятельности и её структуре; научить оперировать имеющимся потенциалом знаний в конкретной ситуации; закрепить умения вычленять проблемы; учить отстаивать свою точку зрения.

Развивающие: обогащать и развивать словарный запас; развивать умения и навыки формально-логического мышления и критического мышления; развивать умения и навыки анализа и систематизации обществоведческого материала; формирование умений и навыков написания эссе.

Воспитательные: воспитывать культуру учебного труда, вовлечь учащихся в активную деятельность.

Основные понятия: деятельность, субъект и объект деятельности, цель и средства её достижения, мотивы деятельности, потребности, убеждения, интересы, идеалы, социальные установки.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2.Вызов.

Учитель: Перед вами карточка № 1. В ней даны несколько определений. Прочитав их, попробуйте сформулировать тему урока.

Карточка № 1.

  1. Процесс активного взаимодействия субъекта с миром, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности.

  2. Любая активность человека, которой он сам придает некоторый смысл.

  3. Специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование.

  4. Работа, систематическое применение своих сил в какой-либо области.

  5. Форма психической активности субъекта, заключающаяся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели познания или преобразования объекта.

3. Осмысление.

Учитель: Итак, о чём пойдёт речь на уроке? Речь пойдёт о человеческой деятельности. Тема урока (слайд 1. Приложение 1.). Нам предстоит уяснить:

  1. Что такое деятельность?

  2. Каковы её составляющие? (структура деятельности)

  3. Почему человек совершает деятельность? (мотивы деятельности)

Учитывая общие характеристики деятельности, приведённые в определениях, попробуйте самостоятельно записать обобщающее определение в тетрадь (заслушать ответы 3-4 учащихся, спросить, все ли характеристики учтены: активность, целеполагание, мотивация). Деятельность – это форма активности человека, характерное для человека отношение к внешнему миру, направленное на его преобразование.

Учитель: Чем, по-вашему, отличается деятельность человека от поведения животных? (целеполагание, способность выходить за рамки опыта, преобразование природной и социальной среды). (слайд 2. Приложение 1.). Обращение к эпиграфу.

Учитель. В структуре деятельности различаются её субъект – тот, кто осуществляет деятельность и объект – то, на что направлена деятельность (слайд 3. Приложение 1.) (глоссарий).

- Кто, по-вашему, может быть субъектом деятельности? (человек, группа людей, организация, государственный орган).

- Назовите возможные объекты деятельности (природные материалы, сферы или области жизни людей, сами люди).

Карточка № 2.

Задание: прочитав текст, ответьте устно на вопросы. (слайд 4. Приложение 1.)

В сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина “Дикий помещик” автор изображает помещика, по молитве которого Бог очистил все его владения от мужиков. Наслаждался этот помещик воздухом, освободившимся от запаха мякины и овчины, и мечтал о том, “какой он плодовый сад разведёт: “Вот тут будут груши и сливы; вот тут – персики, тут – грецкий орех!” Думал, “каких он коров разведёт, что ни кожи, ни мяса, а всё одно молоко, всё молоко!.. какой он клубники насадит, всё двойной да тройной, по пяти ягод на фунт, и сколько он этой клубники в Москве продаст”. Много ли, мало ли времени прошло, только видит помещик, что в саду у него дорожки репейником поросли, в кустах змеи да гады всякие кишмя кишат, а в парке звери дикие воют”, “остановились и подати и регалии, и не стало возможности достать на базаре ни фунта муки, ни куска мяса”.

Вопросы:

  1. Каковы были цели помещика?

  2. Какие он выбрал средства для их достижения?

  3. Привели ли действия помещика к тем результатам, к которым он стремился? Почему?

 Беседа по вопросам, сопровождаемая составлением схемы (слайд 5. Приложение 1.).

Структура деятельности

  1. Цель (осознанный образ предвосхищаемого результата)

  2. Действия.

  3. Средства.

  4. Результат.

Приведите примеры конкретной деятельности человека, отталкиваясь от предложенной схемы (учебная (в.т.ч. урок сегодня), трудовая и др.).

Можно ли утверждать, что результат всегда совпадает с целью? (слайд 6. Приложение 1.). Почему? (хотели как лучше, а получилось как всегда.)

Мотивы деятельности.

Как вы считаете, каковы мотивы деятельности человека?

  • потребности

  • интерес

  • идеалы

  • убеждения

  • социальные установки

(слайд 7. Приложение 1.).

Какие группы потребностей человека вам известны?

Классификация потребностей (пирамида) А. Маслоу (слайд 8. Приложение 1.).

  • духовные

  • престижные

  • социальные

  • экзистенциальные

  • физиологические

4. Рефлексия.

Вывод. Работа над написанием эссе.

Учитель: Итак, сегодня мы познакомились с темой “Сущность человеческой деятельности”. Я предлагаю вам несколько высказываний. Выберите среди них то высказывание, которое наиболее соответствует теме нашего урока (слайд 9. Приложение 1.).

  1. Без цели нет деятельности, без интересов нет цели, а без деятельности нет жизни.
    В.Г.Белинский

  2. Никакое дело нельзя хорошо сделать, если неизвестно, чего хотят достигнуть.
    А.С. Макаренко

  3. Когда мы перестаем делать — мы перестаем жить.
    Б. Шоу

  4. Жизнь и деятельность столь же тесно соединены между собой, как пламя и свет.
    Ф.Н. Глинка

Вернёмся к теме (вопросу) нашего урока “Сущность человеческой деятельности”.

Можно ли найти ответ на вопрос нашего урока в высказывании Белинского? Аргументируйте своё мнение (почему вы выбрали именно эту цитату?)

Работа над созданием эссе с использованием схемы-помощника.

Домашнее задание: стр. 168 – 174, пользуясь схемой-помощником, напишите эссе.

Схема – помощник для написания эссе по обществознанию (задание С-9 ЕГЭ)

План-схема действий

Примеры

Рабочая колонка

1. Выбор цитаты

 

2. Сформулируйте проблему, поднятую автором.

В своём высказывании автор (философ, публицист…) рассуждает о …

Автор затрагивает проблему…

Автор ищет ответ на вопрос…

Автор видит проблему …

3. Обоснуйте её актуальность

Тема показалась мне интересной, т.к…..

Эта тема волнует многих современников, потому что…

Тема особенно актуальна для всего человечества…

Моя семья заинтересована в ….

4. Какова позиция автора по этому вопросу? (какой ответ он даёт?)

Высказываясь о…., автор задаётся вопросом …

В своём суждении автор приходит к выводу о том, что …

 

5. Ваша позиция, ваше видение проблемы.

Позиция автора не оставляет сомнений…

Я безусловно согласен с …

Я категорически не согласен …..

Автор безусловно прав в том, что …, но…

6. Обоснуйте свою позицию (почему я так думаю).

По моему мнению …

Во-первых….

 

7.Аргументируйте позицию - ссылки на теоретический материал;

  • примеры из истории и современности;

  • ссылки на свой собственный опыт и социальную практику

Ряд учёных считают…

По мнению учёных….

Среди учёных-обществоведов есть мнение…

Моя семья…..

п.7 – примеры на слайдах и доске

8. Резюме.

Краткий вывод по поднятой в цитате проблеме.

Таким образом, ….

Несомненно, что …

п. 8 – вернуться к эпиграфу

Глоссарий

Субъект – тот, кто осуществляет деятельность.

Объект – то, на что направлена деятельность.

Цель – предвосхищаемый в сознании результат деятельности.

Средства деятельности – это то, при помощи чего достигается результат, конечная цель всякой деятельности.

Действия – это ряд заранее спланированных, последовательно проводимых сторонами операций.

Результат – это конечный итог, следствие, завершающее собой какие-либо действия. Потребности – нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности.

Интерес – реальная причина социальных действий, событий, свершений, стоящая за непосредственными побуждениями — мотивами, помыслами, идеями и т. д.

Проблема – (от греч. problema - задача), в широком смысле сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке - противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений.

Идеал – представление о совершенстве, которое, будучи высшей целью и образцом, определяет способ мышления и деятельности человека, общественного класса.

Убеждения – сознанная потребность личности, побуждающая ее действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями.

Позиция – устойчивая система отношений человека к определенным сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующем поведении. Характер человека.

Мотивы – то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается.

Эссе – (франц. essai - попытка, проба, очерк), прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо.