Оформление и оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран; на доске эпиграф и высказывания великих людей.
Эпиграф: “Назначение человека в разумной деятельности” Софокл (ок. 496-406 до н.э)
Высказывания:
-
Человек создан для действия. Не действовать и не существовать для человека одно и то же.
Вольтер (1694-1778) -
Не делать — не жить... Кто в самом себе не носит источника жизни, то есть источника живой деятельности, кто не надеется на себя,— тот вечно ожидает всего от внешнего и случайного.
Белинский В. Г. (1811-1848) -
Великие дела не делаются сразу.
Софокл (ок. 496-406 до н.э) -
Ничего так не делает жизнь легко переносимой, как деятельность, направленная к одной цели.
Шиллер И. (1759 – 1805) -
Именно действие придает добродетели истинную ценность и достоинство.
Цицерон (106-43 до н.э) -
Хотеть недостаточно, надо действовать.
Гёте И. (1749-1832) -
Деятельность — единственный путь к знанию.
Шоу Б. 1856-1950)
Цель урока: на основании формирования умений и навыков комплексного осмысления знаний учащихся дать представление о деятельности как способе бытия человека и общества.
Задачи урока:
Образовательные: дать представление о деятельности и её структуре; научить оперировать имеющимся потенциалом знаний в конкретной ситуации; закрепить умения вычленять проблемы; учить отстаивать свою точку зрения.
Развивающие: обогащать и развивать словарный запас; развивать умения и навыки формально-логического мышления и критического мышления; развивать умения и навыки анализа и систематизации обществоведческого материала; формирование умений и навыков написания эссе.
Воспитательные: воспитывать культуру учебного труда, вовлечь учащихся в активную деятельность.
Основные понятия: деятельность, субъект и объект деятельности, цель и средства её достижения, мотивы деятельности, потребности, убеждения, интересы, идеалы, социальные установки.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2.Вызов.
Учитель: Перед вами карточка № 1. В ней даны несколько определений. Прочитав их, попробуйте сформулировать тему урока.
Карточка № 1.
-
Процесс активного взаимодействия субъекта с миром, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности.
-
Любая активность человека, которой он сам придает некоторый смысл.
-
Специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование.
-
Работа, систематическое применение своих сил в какой-либо области.
-
Форма психической активности субъекта, заключающаяся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели познания или преобразования объекта.
3. Осмысление.
Учитель: Итак, о чём пойдёт речь на уроке? Речь пойдёт о человеческой деятельности. Тема урока (слайд 1. Приложение 1.). Нам предстоит уяснить:
-
Что такое деятельность?
-
Каковы её составляющие? (структура деятельности)
-
Почему человек совершает деятельность? (мотивы деятельности)
Учитывая общие характеристики деятельности, приведённые в определениях, попробуйте самостоятельно записать обобщающее определение в тетрадь (заслушать ответы 3-4 учащихся, спросить, все ли характеристики учтены: активность, целеполагание, мотивация). Деятельность – это форма активности человека, характерное для человека отношение к внешнему миру, направленное на его преобразование.
Учитель: Чем, по-вашему, отличается деятельность человека от поведения животных? (целеполагание, способность выходить за рамки опыта, преобразование природной и социальной среды). (слайд 2. Приложение 1.). Обращение к эпиграфу.
Учитель. В структуре деятельности различаются её субъект – тот, кто осуществляет деятельность и объект – то, на что направлена деятельность (слайд 3. Приложение 1.) (глоссарий).
- Кто, по-вашему, может быть субъектом деятельности? (человек, группа людей, организация, государственный орган).
- Назовите возможные объекты деятельности (природные материалы, сферы или области жизни людей, сами люди).
Карточка № 2.
Задание: прочитав текст, ответьте устно на вопросы. (слайд 4. Приложение 1.)
В сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина “Дикий помещик” автор изображает помещика, по молитве которого Бог очистил все его владения от мужиков. Наслаждался этот помещик воздухом, освободившимся от запаха мякины и овчины, и мечтал о том, “какой он плодовый сад разведёт: “Вот тут будут груши и сливы; вот тут – персики, тут – грецкий орех!” Думал, “каких он коров разведёт, что ни кожи, ни мяса, а всё одно молоко, всё молоко!.. какой он клубники насадит, всё двойной да тройной, по пяти ягод на фунт, и сколько он этой клубники в Москве продаст”. Много ли, мало ли времени прошло, только видит помещик, что в саду у него дорожки репейником поросли, в кустах змеи да гады всякие кишмя кишат, а в парке звери дикие воют”, “остановились и подати и регалии, и не стало возможности достать на базаре ни фунта муки, ни куска мяса”.
Вопросы:
-
Каковы были цели помещика?
-
Какие он выбрал средства для их достижения?
-
Привели ли действия помещика к тем результатам, к которым он стремился? Почему?
Беседа по вопросам, сопровождаемая составлением схемы (слайд 5. Приложение 1.).
Структура деятельности
-
Цель (осознанный образ предвосхищаемого результата)
-
Действия.
-
Средства.
-
Результат.
Приведите примеры конкретной деятельности человека, отталкиваясь от предложенной схемы (учебная (в.т.ч. урок сегодня), трудовая и др.).
Можно ли утверждать, что результат всегда совпадает с целью? (слайд 6. Приложение 1.). Почему? (хотели как лучше, а получилось как всегда.)
Мотивы деятельности.
Как вы считаете, каковы мотивы деятельности человека?
-
потребности
-
интерес
-
идеалы
-
убеждения
-
социальные установки
(слайд 7. Приложение 1.).
Какие группы потребностей человека вам известны?
Классификация потребностей (пирамида) А. Маслоу (слайд 8. Приложение 1.).
-
духовные
-
престижные
-
социальные
-
экзистенциальные
-
физиологические
4. Рефлексия.
Вывод. Работа над написанием эссе.
Учитель: Итак, сегодня мы познакомились с темой “Сущность человеческой деятельности”. Я предлагаю вам несколько высказываний. Выберите среди них то высказывание, которое наиболее соответствует теме нашего урока (слайд 9. Приложение 1.).
-
Без цели нет деятельности, без интересов нет цели, а без деятельности нет жизни.
В.Г.Белинский -
Никакое дело нельзя хорошо сделать, если неизвестно, чего хотят достигнуть.
А.С. Макаренко -
Когда мы перестаем делать — мы перестаем жить.
Б. Шоу -
Жизнь и деятельность столь же тесно соединены между собой, как пламя и свет.
Ф.Н. Глинка
Вернёмся к теме (вопросу) нашего урока “Сущность человеческой деятельности”.
Можно ли найти ответ на вопрос нашего урока в высказывании Белинского? Аргументируйте своё мнение (почему вы выбрали именно эту цитату?)
Работа над созданием эссе с использованием схемы-помощника.
Домашнее задание: стр. 168 – 174, пользуясь схемой-помощником, напишите эссе.
Схема – помощник для написания эссе по обществознанию (задание С-9 ЕГЭ)
План-схема действий |
Примеры |
Рабочая колонка |
1. Выбор цитаты |
|
|
2. Сформулируйте проблему, поднятую автором. |
В своём высказывании автор (философ, публицист…) рассуждает о … Автор затрагивает проблему… Автор ищет ответ на вопрос… Автор видит проблему … |
|
3. Обоснуйте её актуальность |
Тема показалась мне интересной, т.к….. Эта тема волнует многих современников, потому что… Тема особенно актуальна для всего человечества… Моя семья заинтересована в …. |
|
4. Какова позиция автора по этому вопросу? (какой ответ он даёт?) |
Высказываясь о…., автор задаётся вопросом … В своём суждении автор приходит к выводу о том, что … |
|
5. Ваша позиция, ваше видение проблемы. |
Позиция автора не оставляет сомнений… Я безусловно согласен с … Я категорически не согласен ….. Автор безусловно прав в том, что …, но… |
|
6. Обоснуйте свою позицию (почему я так думаю). |
По моему мнению … Во-первых…. |
|
7.Аргументируйте позицию - ссылки на теоретический материал;
|
Ряд учёных считают… По мнению учёных…. Среди учёных-обществоведов есть мнение… Моя семья….. |
п.7 – примеры на слайдах и доске |
8. Резюме. Краткий вывод по поднятой в цитате проблеме. |
Таким образом, …. Несомненно, что … |
п. 8 – вернуться к эпиграфу |
Глоссарий
Субъект – тот, кто осуществляет деятельность.
Объект – то, на что направлена деятельность.
Цель – предвосхищаемый в сознании результат деятельности.
Средства деятельности – это то, при помощи чего достигается результат, конечная цель всякой деятельности.
Действия – это ряд заранее спланированных, последовательно проводимых сторонами операций.
Результат – это конечный итог, следствие, завершающее собой какие-либо действия. Потребности – нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности.
Интерес – реальная причина социальных действий, событий, свершений, стоящая за непосредственными побуждениями — мотивами, помыслами, идеями и т. д.
Проблема – (от греч. problema - задача), в широком смысле сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке - противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений.
Идеал – представление о совершенстве, которое, будучи высшей целью и образцом, определяет способ мышления и деятельности человека, общественного класса.
Убеждения – сознанная потребность личности, побуждающая ее действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями.
Позиция – устойчивая система отношений человека к определенным сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующем поведении. Характер человека.
Мотивы – то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается.
Эссе – (франц. essai - попытка, проба, очерк), прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо.