Задачи:
- Обобщить знания о частях речи, приобретенные при изучении русского языка;
- Дать учащимся возможность оценить свои достижения, ощутить радость успеха в проявлении своих знаний;
- Развивать наблюдательность, мышление, познавательную активность;
- Воспитывать уважительное, бережное отношение к родному языку, умение работать в команде, доброжелательность, самостоятельность учащихся.
Подготовительная работа: класс делится на 4 команды, в каждой команде выбирается капитан.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Приветствие детей учителем, приветствие детьми гостей.
II. Тема урока.
1. Вступительное слово.
- Урок русского языка сегодня проведем в необычной форме. Наше занятие пройдет по принципу известной телепередачи “Своя игра”.
(слайд 1)
2. Объяснение правил игры.
- Перед вами игровое поле (слайд 2).
Вашему вниманию представлены четыре основные темы: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог и двадцать вопросов, на которые вам предстоит дать ответы. Вопросы под номерами 1, 6, 11, 16 оцениваются в один балл, вопросы 2, 7, 12, 17 – в два балла и т.д. За каждый правильный ответ команда получает жетон с определенным количеством баллов. Среди вопросов есть музыкальная пауза (Глагол – 14), вопрос – аукцион (Имя прилагательное – 6, команды ведут торг (от 1 до 5 баллов): команда, которая даст 5 баллов за вопрос, имеет право дать на него ответ), “Кот в мешке” (Имя прилагательное – 10: команда, выбравшая данный номер отдает вопрос другой команде).
Команда, набравшая большее количество баллов, будет считаться победительницей (на игре присутствуют ассистенты, которые будут вести подсчет баллов).
3. Ход игры.
- Прежде, чем мы начнем, каждая команда – участница должна доказать свою “состоятельность” - способность участвовать в игре.
На столах лежат карточки со слогами. Задание: составить из данных слогов название своей команды. Команда, ответившая первой, имеет право первой выбрать вопрос.
“Зна – то – ки”
“Гра – мо – те – и”
“Ум – ни – ки”
“Знай – ки”
- Желаю командам успехов. А помогать вам сегодня будут внимательность, сообразительность и дружная работа в команде.
4. Примеры заданий (слайды 3 – 22).
Имя существительное:
“1” - Распределите слова на две группы. Расскажите правило.
мыш.., доч.., сыч.., вещ.., мяч.., гараж.., мелоч.., крепыш..
“2” - На своём примере расскажите всё об имени существительном (например: собака – это имя существительное, отвечает на вопрос кто?, обозначает предмет, одушевленное, нарицательное, стоит в единственном числе, женский род).
“3” - Проверьте безударные гласные словами, отвечающими на вопросы кто? что?
гл…зной, исп…ряет, к…шачий, д…рить
“4” - Определите род имен существительных. Обоснуйте свой ответ.
озеро, голубь, полотенце, кастрюля, снег, радость
“5” - Подберите к данным словам слова с парными согласными, которые надо проверить.
Образец: находить – находка
грибной, ошибочный, морковный, прорубить
Имя прилагательное:
“1” - Вопрос – аукцион
Определите части речи.
Девочка Катя вышла на лесную поляну.
“2” - Дополните правило:
Слова, которые обозначают признак одного предмета, отвечают на вопросы ______________________________________. Слова, которые обозначают признак двух или нескольких предметов, отвечают на вопрос ________________________________.
“3” - Кот в мешке
Подберите к данным словам подходящие по смыслу слова – признаки:
- Арбуз –
- Листья –
- Медведь –
“4” - Замените выделенные слова словами – признаками.
- Воротник из песца –
- Шуба из лисы –
- Платок из пуха –
“5” - Вставьте нужные окончания в имена прилагательные. Обоснуйте свой ответ.
- Почтов… ящик
- Зимн… забавы
- Весёл… мелодия
- Шёлков… платье
Глагол:
“1” - Дополните правило:
Глагол – это _____________________________, которая обозначает ______________________ и отвечает на вопросы ______________________________. Например, _______________________.
“2” - Назовите слова, обозначающие действия предмета.
У меня друзей немало,
Я их всех нарисовала.
Маша машет. Паша пашет.
Коля колет. Петя полет.
Валя валит. Катя катит.
Света светит. Соня спит.
“3” - К данным словосочетаниям подберите близкие по значению слова – действия.
- Держать язык за зубами –
- Бить баклуши –
- Водить за нос –
- Витать в облаках –
“4” - Музыкальная пауза
“5” - Раскройте скобки. Сформулируйте правило.
(Не)разгрызёшь орешка – (не)съешь и ядрышка.
Без труда (не)выловишь и рыбку из пруда.
Предлог:
“1” - Назовите предлоги.
а, к, л, ро, без, из, ов, жи, за, под, уш
“2” - Вставьте на место пропусков нужные предлоги.
- Мы бежали … тропинке.
- … нашей Лайки появились щенки.
- … нам … праздник пришло много гостей.
“3” - Дополните:
Предлоги со словами пишутся _________________________.
Предлоги служат для ____________________________.
“4” - Вставьте нужные предлоги.
- Дошел … школы.
- Нашёл … лесу.
- Упал … дерева.
- Летали … водой.
“5” - Вставьте противоположные по значению предлоги.
- Над деревом –
- В комнату –
- Из самолета –
- От берега –
III. Подведение итогов.
- Наша игра подходит к концу. Я благодарю всех участников, гостей, ассистентов за четкую и быструю работу.
А сейчас самое приятное – награждение команды – победительницы. Команда, занявшая I место, показала отличные знания по русскому языку. Поприветствуем ребят!
(слайд 23)