Программное содержание.
- Учить коммуникативным формам общения в познании окружающего мира через трудовое воспитание.
- Пополнить и закрепить знания детей о птицах, через развитие чувственного и эмоционального осознания взаимосвязанности и взаимозависимости человека и природы.
- Содействовать речевой активности и умению отражать в речи то, что узнали и увидели в процессе совместной деятельности: в изготовлении скворечников “Папина школа” и лепке “жаворонков” из теста с мамами.
- Воспитывать желание заботиться о птицах – братьях наших меньших.
- Обогащение словаря: птицы – скворец, грач, ласточки-береговушки, жаворонки, журавли.
Материал.
Макет дерева со скворечником, картинки с изображением насекомых (муха, жук, червяк, комар, кузнечик), деревянные детали для изготовления скворечника, молоток, гвозди, тесто, дощечки, кассеты с записью звуков живой природы, костюмы птиц для инсценировки.
Ход занятия.
Дети входят в зал и встают полукругом. Воспитатель читает стихотворение Л.А.Савчука:
Наша планета Земля
Очень щедра и богата.
Горы, леса и поля –
Дом наш родимый, ребята.
Солнышко рано встаёт,
Лучиком день зажигает.
Весело птица поёт,
Песнею день начинает.
Как хороши, приглядись,
Клёны, берёзы и елки!
Пенью у птицы учись,
А трудолюбию у пчелки.
Звучит запись голосов птиц “В лесу”. Воспитатель (на фоне записи) загадывает детям загадку:
Если снег повсюду тает
День становится длинней,
Если все зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла… (Весна)
Воспитатель: “А почему вы решили, что это весна?” (Ответы детей).
Да, ребята, с приходом весны все оживает вокруг: зеленеет первая травка, солнце светит ярче и теплее, звонко заливаются птицы, которые возвращаются с теплых краев. И сегодня мы с вами собрались, чтобы отметить наступление весны и прилет птиц.
Хоровод “Веснянка”.
Воспитатель: Какие же птицы прилетают первыми? (Загадать детям загадки).
Всех прилетных птиц черней.
Чистит землю от червей.
Вдоль по пашням мчится вскачь,
А зовется птица… (Грач)На шесте – дворец,
Во дворце – певец.
Издалека прилетел,
Песню нам свою запел. (Скворец)
Воспитатель: А теперь давайте послушаем рассказы родителей о тои, как птицы защищают наши леса, поля, сады и огороды, о том, как надо беречь и привлекать наших веселых певцов.
1-й родитель: каждой весной мы с радостью и нетерпением ожидаем прилета птиц. За лето они успевают поймать миллионы всяких мошек, комаров, тлей. Например, у рек , где гнездятся береговые ласточки, даже в самое “комариное время”, можно спокойно ловить рыбу и отдыхать, не отмахиваясь от комаров. Ласточки-береговушки питаются ими.
2-й родитель: Над полями и лесами днем парят хищные птицы, высматривая полевок и других грызунов, которые наносят большой вред нашим урожаям. Ночью их сменяют совы. Вот так все лето и работают птицы, помогая нам сохранить леса, поля и сады. Теперь вам понятно, почему говорят: “Птицы – наши помощники!”
3-й родитель: Птиц в природе становится все меньше и меньше. Вырубаются леса, кустарники, много шума от городов и заводов, растет загрязнение воздуха, рек. Очень печально – растет и число птиц в “Красной книге. Очень жаль: птицы – в книге! Жить птицы должны не в книге, а в природе.
Воспитатель: Но не только от этого страдают птицы.
4-й родитель (читает стихотворение Л.Кондратенко “Птицы загрустили”:
Мальчишка из рогатки стрелял в веселых птиц.
Он целился украдкой в щеглов, скворцов, синиц.
И птицы загрустили, не стали щебетать,
И все они решили туда не прилетать.
В садах уже не слышен веселый перелив,
В них нет ни красных вишен и нет в них спелых слив.
Все сохнет, увядает, страдает все село,
Страдает и не знает, что в нем произошло.
Мальчишка из рогатки стрелял в веселых птиц…
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, хорошо ли поступил мальчик? (Ответы детей).
1-й ребенок:
Нет, гнезд не будем разорять,
Вот слово всех ребят,
Пусть птичьи песенки опять
В саду у нас звучат!
Воспитатель: Да, ребята, птицы – наши друзья, обижать их нельзя. Мы должны помогать птицам, заботиться о них.
2-й ребенок:
Морозы жестокие в нашем краю.
Тревожно за яблоньку в нашем саду,
Тревожно за Жучку: в ее конуре
Такой же морозище, как во дворе,
Но больше всего беспокойно за птиц,
За наших воробушков, галок, синиц.
Ведь очень уж холодно в воздухе им,
Поможем ли мы беззащитным таким?
Поможем! Их надо кормить и тогда
Им будет легко пережить холода.
Воспитатель: Да, ребята, зимой птицам холодно и голодно, поэтому их надо подкармливать, а весной надо строить им домики. (Загадать детям загадку).
Что за домик мне скажите
В нем летает каждый житель?
Кто в том домике живет,
Песню звонкую поет? (Скворечник и скворец).
Воспитатель (показывая скворечник): вот в таком домике живут скворцы, эти домики для них строят люди. Посмотрим сценку о жильцах этого домика.
Инсценировка по стихотворению Г.Ходырева “Скворец”.
Воспитатель:
Скворец в скворечнике живет
И песню звонкую поет.
Скворец (старший ребенок):
Скворец - заботливый отец,
Но чем унять скворчат?
Лишь выйду из дому и вот
Опять они кричат.
1-й скворушка: Хочу я муху!
2-й скворушка: Червяка!
3-й скворушка: Давай кузнечика!
4-й скворушка: Жука!
5-й скворушка: А мне бы до обеда хотя бы комара!
Скворец:
Скворец - заботливый отец
И все, что есть в меню,
Из рощи в дом несет скворец
И кормит ребятню! (скворец раздает скворчатам картинки с изображением перечисленных насекомых)
3-й ребенок:
Через горы, через море
Стайкой птицы к нам летят.
Мы для них построим город,
Птичий город – Птицеград!
Папы вместе с мальчиками строят скворечники.
Воспитатель: Но ведь у нас сегодня праздник, а какой праздник без угощения. В старину на праздник птиц пекли “жаворонков”. Давайте попросим наших мам помочь девочкам приготовить “жаворонков”.
Девочки вместе с мамами готовят “жаворонков” из теста. После того, как “жаворонки” сделаны, няня относит их на кухню печь.
Затем исполняется песня “Птичий дом” (муз. Д.Кабалевского, сл. О.Высотской).
4-й ребенок (выносит готовый скворечник):
Готовы скворечники, можно селиться.
Готовы дома-терема!
Летите, летите, веселые птицы
Скорей занимайте дома.
Проводится татарская народная игра “θйге”.
Воспитатель: наши “жаворонки” готовы. Давайте угостим ими всех наших гостей. Пусть сердца их станут добрее, заботливее ко всему живому на земле!
Дети угощают гостей “жаворонками” и выходят из зала под пьесу П.И.Чайковского “Жаворонок”.