Цели урока:
- Познакомить учащихся с понятиями “профессиональная проба” и ее ролью в выборе профессии.
- Расширить уровень социально- профессиональной адаптации личности учащихся.
- Формирование мотивов труда, желания овладеть какой-либо профессией.
М.Т.О.
- Кроссворды.
- Карточки-задания.
Ход урока.
I. Организационная часть
1.1 Проверка списочного состава
1.2 Сообщение темы, целей урока
II. Изложение нового материала
Народная мудрость гласит: посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу. Известно, что, упражняясь, тренируясь, человек формирует навыки и умения, которые обеспечивают ему успех в избранном деле. Личностные качества также развиваются, если человек настойчиво и систематически занят какой-либо деятельностью. Многое из того, что мы делаем, содержит в себе “частички” той или иной профессиональной деятельности, что дает возможность глубже обдумать свой выбор, “примерить” себя к различным видам трудовой деятельности. Кроме того, проба сил – самый непосредственный источник сведений и о профессии, и о себе. Черпать знания о трудовой деятельности можно из книг, из рассказов друзей, взрослых, можно создать для себя идеальный образ своей будущей профессии, но все это необходимо проверить реальным участием в работе по избранной профессии.
Непосредственное участие в деятельности по той или иной профессии называют профессиональной пробой.
Профессиональная проба является важнейшим этапом профессионального самоопределения, поскольку выступает своего рода “индикатором” правильности выбора. Ведь узнав свои возможности, имея широкое представление о профессиях и сделав для себя выбор, человек не сможет определить, нравится ему работа или нет и сможет ли он выполнять все ее требования, пока реально не попробует себя в ней.
Лучше всего “примерять” себя к различным видам трудовой деятельности, произвести как можно больше профессиональных проб и только после этого выбрать ту профессию, в которой его возможности раскроются максимально, а удовлетворенность трудом будет наиболее высокой.
Сейчас мы продолжим знакомство с профессиями, играя в КВН. Членами жюри приглашены старшеклассники.
Желаю вам успехов!
III. Профориентационный КВН
Класс разделен на 2 команды, дома команды готовят название, девиз, эмблему.
1. Представление команд: Название, девиз, эмблема.
2. Разминка
Члены команд получают карточки-задания, на которых написаны группы слов, обозначающих предметы, средства, результаты труда. По данным группам слов учащиеся должны определить, о какой профессии идет речь.
I команде
- Чертеж, циркуль, конструкция (инженер-конструктор)
- Животные, шприц, лечебница (ветеринарный врач)
- Эскиз, игла, подиум (модельер)
II команде
- Компьютер, текст, программа (программист, оператор ЭВМ)
- Груз, река, штурвал (матрос, капитан, штурман)
- Рисунок, ткань, швейная машина (швея, вышивальщица)
3. Конкурс “Профессиональный словарь”
Каждая команда получает список профориентационных терминов. После чтения и обсуждения задания в команде учащиеся объясняют значения слов-терминов. Время на обсуждение одного термина 1 минута.
I команде
Профессия, инструмент, условия труда, халтура.
II команде
Рабочий, орудия труда, мастер, зарплата.
4. Конкурс “ Эрудит”
Учитель называет первую букву профессии. Команды пытаются отгадать именно эту профессию (если не справляются, можно назвать вторую букву)
П (повар), М(модельер), Л(летчик), Ш(шофер), Б(библиотекарь), В(воспитатель), О(оператор), У(учитель), М(механизатор), Д(доярка), К(конюх), Х(хлебороб), Т(телеграфист), Т(ткач).
5. Конкурс капитанов.
Какую пословицу должен знать каждый закройщик?
( Семь раз отмерь, один раз отрежь)
Какую пословицу должен знать каждый водитель?
(Тише едешь - дальше будешь)
6. Конкурс кроссвордов
Используя уже имеющиеся буквы, заполните кроссворд с названиями некоторых профессий (см. приложение 1, 2).
7. Конкурс “Подумай – отгадай”
Первое и последнее слова в пословице даны, нужно отгадать всю пословицу. Вопросы задаются каждой команде по очереди.
- Портной
8. Конкурс “Ищи друга”
Открытки, на которых написаны пословицы, разрезаются на две части, перемешиваются, и каждый берет половину. Задача: найти другую половину.
- Без сноровки и ложку мимо уха пронесешь.
- Золото познается в огне, человек – в труде.
- Кукушка не ястреб, неуч – не мастер.
- Кроить - не шить: после не распорешь.
- На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай, да свой наживай.
- С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством гордятся.
- Ленивый ложится с курами, а встает со свиньями.
- Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
- Захочешь – на гору вскочишь, а не захочешь – и горы не съедешь.
- Ленивый одну работу два раза делает, скупой два раза платит.
- Кто умеет хорошо трудится, тому есть чем хвалиться.
- Где работа, там и густо, а в ленивом доме пусто.
- Кто любит прохлаждаться, тому в хвосте оставаться.
- Люби дело – мастером будешь.
- К чему душа лежит, к тому и руки приложатся.
9. “Аукцион песен и стихов”
Команды по очереди исполняют строчки из песен или стихов о профессиях. Побеждает команда, исполнившая задание последней.
10. “Вопросы – загадки ”
За правильный ответ команда получает по 1 баллу.
- Кто из русских царей владел четырнадцатью ремеслами? (Петр 1)
- Кто по профессии был А.П.Чехов? (Врач)
- Что общего в обслуживании коровы и ЭВМ? (Начало профессии: оператор машинного доения и оператор ЭВМ)
- Назовите профессию, изменение окончания в названии которой совершенно меняет ее назначение. (Машинист – машинистка)
- Определите профессию, для которой необходимы были следующие предметы: скальпель, огурец, одеколон, ножницы? (Парикмахер)
- Чем занимается провизор? (Готовит лекарства)
- Он не сеет и не пашет, но отвечает за урожай. Кто он? (Агроном)
- Ходит по клеточкам конь и ладья ход свой последний готовит. О ком идет речь? (Шахматист)
11. “Подари подарок сопернику”
За 3 минуты подготовить подарок соперникам
IV. Подведение итогов КВНа, награждение победителей.
V. Домашнее задание: Ответить на вопросы теста “Опросник профессиональной готовности” Стр.60